На основе анализа понятий «организация», «инновация», «управление» нами выделены ключевые элементы и уточнено с авторской позиции понятие организационных инноваций. Организационная инновация — целенаправленное изменение коммуникационных процессов инновационного характера в системе управления организацией с целью перевода ее или какого-либо ее системного элемента в новое качественное состояние (часто характеризуемое количественными критериями) [3].
Исходя из анализа понятия организационных инноваций, их классификации и анализа факторов, можно сделать вывод, что во всех организациях, создающихся для достижения определенных целей путем объединения людей и ресурсов, объективно возникают коммуникации как основа организационного механизма, обеспечивающая интеграцию деятельности всех подсистем. Поэтому организационные инновации целесообразно рассматривать с позиции теории коммуникаций.
Согласно современным исследованиям, коммуникации представляют собой объективный процесс, характерный для любой организационной системы, создающейся для достижения определенной цели объединения ресурсов, в том числе, человеческих. Следовательно, коммуникации – это процесс взаимодействия между элементами системы, системы и внешней среды, основанный на интересах, мотивах и ценностях.
Современный трехмерный вектор развития «знания – изменения — глобализация» приводит к необходимости повышения информатизации коммуникационного процесса. В этом случае коммуникационный процесс включает обмен информацией для удовлетворения внутренних и внешних потребностей в информации, а коммуникационное поле представляет совокупность информационных каналов и узлов, образуя информационную сеть. То есть, коммуникационное поле представляет собой ориентированный граф, характеристиками которого выступают трансакционные издержки передачи информации.
Целевая функция графа коммуникаций при этом, следуя тезисам организационного подхода, определяется целью функционирования организации, и формализуется как степень достижения поставленных целей для устойчивого и эффективного организационного развития.
Таким образом, ключевая проблема обоснования эффективности организационных инноваций должна отражать успешность, с которой удается изменить структуру или методы управления в связи с передачей информации в коммуникационном процессе. Тогда общий критерий эффективность коммуникаций можно определить как степень достижения поставленных в организации целей [2].
Исходя из вышеизложенного, нами предложен алгоритм управления организационными инновациями на предприятии (рис. 1).
Рис.1. Блок-схема алгоритма алгоритм управления организационными инновациями на предприятии
Целью портфеля организационных инноваций предприятия в данном случае является оптимальное изменение коммуникаций в организационной структуре предприятия, системе управления или связях с внешней средой. Система коммуникаций предприятия представляет собой с точки зрения кибернетического подхода информационную сеть (коммуникационное поле), которую считаем целесообразно представить в виде графа, оптимальный критический путь которого будет соответствовать цели данного коммуникационного поля (цели организации).
При этом следует учесть, что в теории коммуникаций выделяют следующие критерии эффективности коммуникаций: полнота, достоверность и оперативность информации о финансовых, производственных, технических и социальных результатах деятельности предприятия [5]. Следовательно, интегральный критерий эффективности организационных инноваций с точки зрения коммуникационного подхода должен учитывать перечисленные аспекты.
Учитывая вышеизложенное, целевая функция оценки примет вид (согласно метода расстояний):
где ko – вектор целевых показателей, kj – вектор фактических показателей, rj — коэффициенты сравнительной значимости для придания веса различным показателям в соответствии с их важностью в общей оценке степени достижения цели.
Оценка степени достижения цели определяется как квадрат расстояний между двумя точками в m-мерном пространстве, координаты которых – это значения целевых показателей и соответствующие фактические значения.
Одновременно, следует учесть тезис о структуре эффективности коммуникаций: оценивается эффективность коммуникаций с потребителями продукции, эффективность деловых коммуникаций и эффективность коммерческого предприятия [5]. Так как инновационный процесс организационных инноваций характеризуется минимизацией или отсутствием стадии диффузии инноваций вследствие их нацеленности на внедрение внутри предприятия, считаем, что оценивать эффективность коммуникаций с потребителями следует путем учета трансакционных издержек на внутренние коммуникации в процессе разработки и внедрения инноваций (включая издержки сопротивления изменениям). Тогда функцию эффективности коммуникаций коммерческого предприятия при реализации организационных инноваций можно представить в виде:
где Е(К) – эффективность коммуникаций предприятия, Дпм — доля загрузки производственной мощности, Ок – обеспеченность организации договорами (заказами)
Институциональная теория, в частности, неоинституционализм, провозглашает значимость социальных институтов и поведенческих аспектов, их взаимосвязь с экономикой, и оперирует понятием трансакционных издержек [1], которые, считаем, являются основой количественной оценки коммуникаций. Трансакционные издержки и их оптимизация являются критерием оценки способности организационной структуры эффективно планировать и осуществлять коммуникации для достижения поставленных целей.
Следовательно, минимизация трансакционных издержек является одним из критериев эффективности новшеств в коммуникационном поле предприятия, являющихся организационными инновациями.
Вся определенная выше совокупность критериев оценки эффективности представляется одинаково значимыми. Поэтому при постановке задачи многокритериальной оптимизации необходимо построить векторную функцию. В этом случае модель эффективности будет иметь вид:
где Е(К) – эффективность коммуникаций, Т(К) – трансакционные издержки коммуникаций, С(К) – степень достижении поставленной цели организационной инновации
Исходя из сути задачи многокритериальной оптимизации, все компоненты векторной функции являются конкурирующими, и на них могут быть наложены дополнительные ограничения [4]. Так, исходя из вышеизложенного, имеем следующую систему совокупности критериев эффективности организационных инноваций с точки зрения коммуникационного подхода:
Исходя из вышеизложенного, блок-схема алгоритма оценки эффективности организационных инноваций с точки зрения коммуникационного подхода будет иметь вид (рис.2).
Рис.2. Блок-схема алгоритма оценки эффективности организационных инноваций с точки зрения коммуникационного подхода
В результате реализации предложенного алгоритма становится возможным оценить степень достижения цели нововведения, учитывая динамику трансакционных издержек в результате организационного нововведения (что позволит учесть также влияние неформальных и неинформационных коммуникаций), а также результативность деловых коммуникаций коммерческого предприятия. Считаем, что предложенная методология отражает суть и специфику организационных инноваций на предприятии, а также позволяет формализовать результаты расчета в целях планирования и прогнозирования инноваций на предприятии.
Литература:
- Введение в институциональный анализ / Под ред. В.Л. Тамбовцева М.:ТЕИС, 1996.
- Гумба Х. М., Родионова С. В. «Обоснование сущности и эффективности управленческих инноваций на предприятии»// Экономика и предпринимательство. — 2014 №11-3. (С. 645-647)
- Родионова С. В. «Управление организационными инновациями на предприятии с точки зрения системного подхода»// Экономика и предпринимательство. — 2015 №3 (ч. 2).
- Трифонов А.Г. Многокритериальная оптимизация // (дата обращения 1504.2015)
- Тюкова С. Ю. Методология обеспечения конкурентоспособности менеджмента предпринимательских сетей на основе эффективных коммуникаций : диссертация … доктора экономических наук : 08.00.05 / Тюкова Светлана Юрьевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т].- Санкт-Петербург, 2009.- 353 с. [schema type=»book» name=»РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ВНЕДРЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ» author=»Родионова Светлана Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]