Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Многообразие подходов к определению инноваций обуславливает необходимость классифицировать инновации по определенным признакам.
Под классификацией инноваций понимается систематизация знаний о видах инноваций по определенным критериям для выявления их места в системе предприятия.
Разделение инноваций по признакам имеет большое значение, так как дает возможность идентифицировать особенности инноваций, успешно управлять инновационной деятельностью, видеть имеющиеся резервы, отбирать наиболее рациональные варианты управленческих решений, выявлять сильные и слабые стороны.
В современной экономической литературе уделяется большое внимание вопросу классификации инноваций.
В основу классификации положен ряд определенных признаков. Классификационный признак – это отличительная черта определенной группы инноваций.
Предлагаемые зарубежными и отечественными авторами классификации инноваций различаются по содержанию и количеству используемых классификационных признаков.
Следует учесть и тот фактор, что на сегодняшний день не существует единого подхода к классификации инноваций.
Классификация инноваций по А.И. Пригожий представлена в таблице 1 [4, с.32].
Таблица 3.
Классификация инноваций по А.И. Пригожину
Признак классификации | Виды инноваций
|
Распространенность | Единичные, диффузные |
Место в производственном цикле | Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые |
Преемственность | Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения |
Охват ожидаемой доли рынка | Локальные, системные, стратегические |
Инновационный потенциал и степень новизны | Радикальные, комбинаторные, совершенствующие |
Цель появления инноваций | Авторские, заказные |
Тип новшества | материально-технические (техника, технология, материалы), социальные (экономические, организационно-управленческие, социально-управленческие, правовые, педагогические) |
Объем применения | Точеные, системные, стратегические |
Эффективность | эффективность производства, эффективность управления, улучшение условий труда |
Социальные последствия | вызывающие социальные издержки (новые виды монотонного труда, вредные условия), дающие социальные преимущества (снижение вредности труда, повышение квалификации и пр.) |
Особенности инновационного процесса | Внутриорганизационные, межорганизационные |
Следует отметить, что рядом российских ученых предлагаются подходы, в основе которых лежит многокритериальная классификация инноваций. К их числу могут быть отнесены подходы П.Н. Завлина и А.В. Васильева, В.В. Горшкова и Е.А. Кретовой, Э.А. Уткина, Г.И. Морозовой и Н.И. Морозовой, С.Д. Ильенковой.
П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций (таблица 4) [2, с. 23].
Таблица 2.
Классификация инноваций по П.Н.Завлину и А.В. Васильеву
Классификационный признак | Виды инноваций |
Область применения | Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др. |
Этапы НТП, результатом которых стала инновация | Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные |
Степень интенсивности | «Бум», равномерная, слабая, массовая |
Темпы осуществления инноваций | Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные |
Масштабы инноваций | Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие |
Результативность | Высокая, низкая, средняя |
Эффективность инноваций | Экономическая, социальная, экологическая, интегральная |
В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.
С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:
- инновации на «входе» в предприятие;
- инновации на «выходе» из предприятия;
- инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.
По целевому изменению инновации разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления [1, с. 5].
Иные признаки положены в классификацию инноваций Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей (таблица 3) [3, с. 23].
Таблица 3.
Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой
Классификационный признак | Вид инновации | Содержание инновации |
Причина возникновения | Реактивные | Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке |
Стратегические | Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе | |
Предмет и сфера приложения | Продуктовые | Новые продукты и услуги |
Рыночные | Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках | |
Инновации-процессы | Технология, организация производства и управленческие процессы | |
Характер удовлетворяемых потребностей | Ориентирование на существующие потребности | Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично |
Ориентирование на формирование новых потребностей | Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п. |
Р.А. Фатхутдинов предлагает следующую классификацию инноваций (таблица 4) [5, с. 53]:
Таблица 4.
Классификация инноваций по Р.А. Фатхутдинову
Классификационный признак | Виды инноваций
|
Уровень новизны инновации | радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов);
ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т.д.) |
Стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество | инновации, внедряемые на стадии стратегического менеджмента; НИОКР; организационно-технологической подготовки производства;
производства (включая тактический менеджмент); сервиса, осуществляемого изготовителем или специализированной организацией |
Масштаб новизны инновации (новшества) | инновации (новшества), новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты); новые в стране; новые в отрасли; новые для фирмы |
Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация | новшества и инновации, созданные (внедрённые) в сфере науки; образования, социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.); материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.) |
Сфера применения инновации (новшества) | инновации для внутреннего применения (внутри фирмы); новшества для накопления на фирме; новшества в основном для продажи |
Частота применения инновации | разовые; повторяющиеся (диффузия) |
Форма новшества — основы инновации | открытия, изобретения, патенты; рационализаторские предложения; ноу-хау; товарные знаки, торговые марки, эмблемы; новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п. |
Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации | научно-технический; социальный; экологический; экономический (коммерческий); интегральный |
Подсистема системы инновационного менеджмента,
в которой внедряется инновация |
подсистема научного сопровождения; целевая подсистема; обеспечивающая подсистема; управляемая подсистема; управляющая подсистема |
По мнению Р.А. Фатхутдинова, данная классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности и может быть использована в любой отрасли.
Проанализированы наиболее известные классификации инноваций, которые сгруппированы по самым разнообразным признакам. Каждая классификация имеет с одной стороны преимущества, а с другой недостатки. К примеру, слишком обширные классификации позволяют, как всесторонне рассмотреть инновацию, так и внести путаницу. Некоторые ученые подвергают критике такие классификации за их обширность в выборе признаков.
Анализ показывает, что большинство классификаций идентичны друг другу. Кроме того, эти классификации в большей степени предназначены для целей управления инновациями или научно-теоретического применения, но никак не для практического использования.
Таким образом, применение в процессе научных исследований разнообразные подходов к классификации инноваций позволит комплексно и системно подходить к проблеме управления инновационной деятельности предприятия.
Список литературы:
- Горшков В.В., Кретова Е.А. Инновационные риски. – СПб., 1996. − 5-6 с.
- Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 1998 – 23 с.
- Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 129 с.
- Пригожин А.И. Нововведение: стимулы и перспективы. М.: Политиздат, 1998. – 81 с.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-синтез», 1998. – 53 с.[schema type=»book» name=»РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ» description=»В статье дается сущность инноваций, рассматриваются различные подходы к классификации инноваций по ряду основополагающих признаков. Проведенное исследование подходов к классификации инноваций позволит комплексно и системно подходить к проблеме управления инновационной деятельностью предприятия. » author=»Абуева Милана Магомед-Салиена» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]