Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Россия в настоящее время переживает период глубоких преобразований, ускоренную модернизацию общества, качественных и структурных изменений всех сторон общественной жизни.

Обязательной составной часть модернизации выступает новый социальный институт – институт социального партнерства. Функция социального партнерства состоит в снижении социальной напряженности, противостоянии различных групп населения, регулировании конфликтов в обществе [2, с.79].

Необходимость, целесообразность и актуальность исследования тенденций развития системы взаимоотношений государства, бизнеса и общества обусловлены комплексом проблем, активно обсуждаемых теоретиками и практиками как в отечественной, так и зарубежной литературе. В качестве эффективного метода, призванного примирить разнонаправленные интересы взаимодействующих сторон и построить систему равнопартнерских отношений, традиционно рассматривается социальное партнерство.

Система социального партнерства постепенно выходит за рамки социально-трудовых отношений и распространяется на все сферы жизнедеятельности человека [5, с. 194].

Система партнерских отношений в системе образования существенно отличается от тех, что используются в сфере материального производства. Особенность системы социального партнерства в образовании связана с тем, что спрос на оказываемые ей услуги в первую очередь связан с изменением уровня и структуры занятости населения. Спрос и предложение на рынке услуг системы образования формируется под действием различные факторов.

Образовательные услуги являются непосредственно предметом сделки между учреждениями, индивидами и работодателями. Этот процесс происходит с участием муниципальных служб занятости, органов регистрации и лицензирования учреждений образования, а так же общественных организаций, которые заняты продвижением образовательных услуг и их информационной поддержкой.

В условиях ослабления административного контроля, социальное партнерство в сфере профессионального образования должно стать инструментом выработки социального диалога, который бы устроил работников, и работодателей, и государство.

Студенты заинтересованы в престижном, конкурентоспособном, качественном образовании; государство — в гарантиях при формировании и исполнении заказа на подготовку высокопрофессиональных кадров; бизнес-структуры — в притоке компетентных, подготовленных к практической работе специалистов; вузы — в повышении спроса на предоставляемые образовательные услуги.

В связи с этим становится очевидным, что имеющиеся проблемы необходимо решать объединенными усилиями всех участников образовательного рынка. В данном случае можно говорить о применении социального партнерства во взаимоотношениях между индивидами, образовательными учреждениями и их посредниками, как механизма выработки отношений, основанных на принципах равноправия и справедливости.

В Трудовом кодексе нашли отражения новые социально-экономические условия развития России. В нем установлен предмет регулирования трудового законодательства, т.е. определены отношения, подлежащие регулированию нормами не отраслевого, а трудового права. Разработана Концепция нового общероссийского классификатора профессий при учете зарубежного опыта регулирования рынка труда. Внедрены новые профессиональные стандарты, соответствующие требованиям международного рынка труда.

Совершенствуется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий на основе международных требований к квалификации по профессиям в соответствии с меняющимися  требованиями рынка труда.

Разработано и утверждено постановление «О внесении дополнения в приложение № 2 к постановлению Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32  «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих», которое позволяет принимать на работу людей, которые имеют квалификацию «бакалавр» и «магистр», во всех отраслях экономики.

Действующий в настоящее время «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР) является перечнем профессий рабочих и должностей служащих, приведенных в алфавитном порядке; он не в полной мере может быть использован при проведении анализа и составлен прогноза профессионально-квалификационной структуры занятых. [1, с.297]

Включенные в классификатор профессии и квалификационные требования к работникам вступают в противоречия с современным экономическим развитием, не всегда соответствуют формам и методам организации производства, прогрессивным технологиям и качественным изменениям на рынке труда. До недавнего времени большинство из существующих требований к профессиям были безнадёжно устаревшими. Отдельные из них были сформулированы еще 20-30 лет назад. Перечень знаний, умений и навыков конкретного специалиста занимал всего несколько предложений. Очевидно, что развитую экономику с поверхностными требованиями к профессиям не построить.

Соответствие профессионально-квалификационной потребности в рабочей силе определяется Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ), в котором приводится группировки сравнимые с Международной стандартной классификацией занятий (МСКЗ-88). В ОКЗ дана четырехуровневая структура классификации однородных по содержанию работ, профессий рабочих и должностей служащих. Структура классификатора включает  9 укрупненных групп и 30 подгрупп, на основании которых проводятся выборочные обследования и обнародуются результаты Росстата, определяется спрос в профессионально-квалификационном разрезе на рынке труда

В последнее время велась кропотливая работа по формированию государственных образовательных стандартов, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства.

Как показывает опыт использования образовательных стандартов, они являются действенным инструментом взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти, системой образования, процессом подготовки кадров.

Однако следует отметить, что государственные образовательные стандарты не в полной мере соответствуют современным запросам работодателей к уровню подготовки выпускников, не всегда отражают характеристики будущих специалистов и поэтому не всегда могут служить основой для определения уровня профессиональной подготовки.

Данная проблема связана с тем, что в образовательных стандартах установленные требования к профессиональной подготовке кадров увязаны с ОКПДТР. Профессиональные стандарты должны быть основаны на глубоком анализе трудовой деятельности и требований к ее результатам и подлежать постоянному мониторингу и актуализации в силу изменений в содержании трудовой деятельности. Профстандарты должны задавать понятные и четко изложенные требования к компетенции специалистов, являться ориентиром для потенциальных работников, какими знаниями, умениям и навыками необходимо обладать, чтобы быть востребованными на рынке труда на современном этапе. Поэтому в основу их разработки должно быть положено взаимодействие органов образования, труда и занятости, правительственных структур, отраслевых ассоциаций, объединений работодателей, представителей крупного, среднего и малого бизнеса. Социальное партнерство в данной сфере позволит обеспечить единство подходов к квалификационным требованиям на государственном и региональном уровнях.

Зарубежная практика показывает, что образовательные стандарты должны разрабатываться на основе профессиональных стандартов, которые в свою очередь служат базой системы сертификации персонала и оценки уровня подготовки кадров.

Например, для Нидерландов характерна разработка профессиональных стандартов национальными организациями, представляющими интересы как государства, так и работодателей и работников. Таких организаций создано более двадцати, они осуществляют взаимодействие между профессиональным образованием и рынком труда. Разработка профессиональных стандартов происходит поэтапно: сначала социальными партнерами определяются соответствующие профили профессий, потом перечень профилей обсуждается с представителями сфер образования и занятости и затем по каждому конкретному профилю разрабатываются минимальные обязательные требования к знаниям, умениям и навыкам, необходимым для получения соответствующей квалификации. Каждая квалификация состоит из определенных элементов, и ее освоение может происходить по этапам. Разработанные подобным образом профессиональные стандарты согласовываются с Советом по рынку труда и образованию и утверждаются Министерством образования.

В Великобритании  структура управления профессиональным образованием предполагает необходимость совместной работы учреждений системы профессионального образования и социальных партнеров в разработке профессиональных стандартов и взаимодействие с субъектами рынка труда.

В реализации стратегии управления профессиональным образованием и обучением участвуют такие социальные партнеры как:

  • Министерство образования и занятости, созданное путем объединения соответствующих министерств;
  • Совет по финансированию колледжей продолженного образования;
  • Советы по обучению на местах, являющиеся центральными звеньями, формирующими и организующими процесс обучения на местах совместно с предприятиями и организациями.

Данные структуры согласовывают интересы работодателей и системы образования и непосредственно являются органом взаимодействия этих социальных партнеров.

Учитывая зарубежный опыт, целесообразно привлечь всех социальных партнеров к ускоренной разработке и внедрению профессиональных стандартов, которые в свою очередь послужат базой для создания нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов и учебно-методического обеспечения учебного процесса в высшей школе.

Взаимное сотрудничество широкого круга социальных партнеров в процессе разработки нормативно-правовой документации позволит обеспечить на уровне региона единый подход к формированию соответствующих нормативно-правовых актов при условии сохранения лидирующей роли государства.

Как показывает практика, деятельность государственных органов власти субъектов РФ и региональных служб занятости послужила результатом ежегодного принятия более 900 постановлений правительства РФ и органов муниципального управления.

Утвержденные документы на региональном уровне дают возможность органам по труду и занятости  и органам образования, более полно учитывать существующую территориальную специфику.

В условиях российской действительности  большинство задач муниципальных образований будут решаться более эффективно в результате принятия  местных нормативно-правовых актов, разработанных при участии социальных партнеров.

Разработка региональных компонентов стандартов по всем уровням профессионального образования производится образовательными учреждениями на основании Правил введения в действие государственных образовательных стандартов. Региональные компоненты входят в состав основных образовательных программ профессионального образования и утверждаются самими образовательными учреждениями.

В круг первоочередных задач социальных партнеров государства сегодня входит разработка и реализация мероприятий по внедрению в жизнь положения Болонской декларации о необходимости практического признания работодателями квалификаций (степеней) « бакалавр» и «магистр».

Для успешного решения данной задачи целесообразно рассматривать следующий алгоритм взаимодействия учреждений профессионального образования с рынком труда:

  • рынок труда, декларируя совокупный спрос работодателей на рабочую силу по укрупненным группам профессий и специальностей, формирует перечень актуальных на данном этапе времени профессий и специальностей, номенклатура которых должна быть отражена в Классификаторе профессий (специальностей), и для них органы управления системой образования при взаимодействии с работодателями разрабатывают профессиональные стандарты;
  • на их основе органы профессионального образования разрабатывают классификаторы системы образования, соответствующие образовательные стандарты, учебно-методическую документацию и осуществляют учебный процесс, в результате которого на рынке труда появляются востребованные, квалифицированные, профессионально подготовленные работники [4, с. 65].

Профессиональные стандарты должны лежать в основе разработки  не только стандартов высшего и среднего профессионального образования, но и использоваться при разработке учебников, учебно-методических комплексов и материалов дисциплин, а так же иных средств обучения.

Можно сказать, что сегодня в России имеются объективные возможности разработки практической модели взаимодействия социальных партнеров государства на рынке услуг образовательного характера.

Возможности развития образования в нашей стране с помощью социального партнерства должны строиться на принципах открытости и сотрудничества, упора на развитие, общение и обмен идеями; на выработанной философии образования и подходе к развитию сообщества; на возможности для местных жителей, общественно-активных образовательных учреждений и организаций различных типов и видов стать действующими партнерами в решении первоочередных задач в территориальной системе образования и местном сообществе.

Повышение качества высшего образования в нашей стране, в настоящее время, является одним из направлений взаимодействия частно-государственного партнерства, т.к. интерес всех участников рынка образовательных услуг является очевидным.

Социальное партнерство, построенное на принципе доверия, характерного для устойчивых социально-экономических систем, возникает вследствие их стабильности и обеспечивает условия для ее сохранения, так как оно ориентировано на длительный характер партнерских взаимоотношений [6, с. 3-4]. Решение комплекса проблем, существующих в сфере образования, не может быть результатом действия одного субъекта, так как в образовательном процессе участвуют разные партнеры: государство, органы муниципального управления, бизнес-структуры и граждане.

Список литературы:

  1. Валькович О.Н. Социальное партнерство: российская модель: учебное пособие. / О.Н. Валькович, С.Н. Трунин. — Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 2009. — 352 с.
  2. Данилов А.А., Данилова В.А. Основные пути и методы укрепелния и развития социального партнерства в России.// Актуальные проблемы социоэкономики в XXI веке. Материалы  Третьей международной научной конференции студентов и молодых ученых. 2010. С. 77-82.
  3. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования. — М.: Центр изуч. пробл. проф. образования, 2001. — 85 с.
  5. Рогачева А.И. Социальное партнерство как эффективная форма обеспечения равновесия социальной среды: монография. — М.: Экон-Информ, 2011. — 203 с.
  6. Рощина И.В., Хаванова Н.В., Щадилов Г.А. Развитие системы социального партнерства как условие формирования активного социально-экономического пространства региона. // Сервис plus, 2010, № 4. — С. 194-201.
  7. Хаванова Н.В. Институциональные основы развития социального партнерства в регионе: автореферат дис. докт. экон. наук: 08.00.05 / Н.В. Хаванова. — Москва, 2007. — 49 с.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ» description=»Все заинтересованные в своем развитии государства стремятся к такой системе образования, которая позволила бы человеку стать востребованным как внутри своей страны, так и за рубежом. В сфере образования государство должно выполнять функции недоступные другим участникам образовательного процесса. Оно определяет источники финансирования образовательных учреждений, предоставляет налоговые льготы и использует другие способы стимулирования рынка образовательных услуг в целях подготовки специалистов по наиболее перспективным направлениям, за счет лицензирования и аттестации. В такой ситуации социальное партнерство может быть использовано как своеобразный регулятор интересов всех участников данного процесса на принципах равноправия и справедливости.» author=»Данилова Вероника Андреевна, Литвинова Елена Владимировна, Панова Александра Георгиевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-29″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found