Отмывание денег — это не только уголовно наказуемое деяние, но и системная угроза, как для финансовых рынков, так и в целом для финансовой безопасности страны.
«Грязные деньги» нарушают общепризнанные нормы экономической деятельности, принципы рыночной экономики, способствуют криминализации хозяйственной деятельности, используются для подкупа сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления и проникновения преступных элементов в политические институты.
Распространенность легализации преступных доходов может быть объяснена, в частности, ростом доходов, получаемых в результате криминальной деятельности, профессионализацией преступности. Существует множество схем легализации доходов, полученных преступным путем, которые каждый год становятся все более сложными и труднораскрываемыми. Значительная часть незаконных, в том числе преступных доходов, используется преступными сообществами для расширения теневого и криминального предпринимательства, вывоза капитала за рубеж.
В течение последних десятилетий легализация («отмывание») доходов, полученных преступным путем, приобрела в мире широкое распространение. Усложнилась и структура преступных операций по «отмыванию» доходов. Организованные преступные группировки, используя слабость национальных систем регулирования финансовой системы, осуществляют гибкие и быстрые операции по переводу и перемещение активов через национальные границы. Для легализации преступных доходов характерен высокий уровень латентности. По оценкам Росфинмониторинга, в России ежегодно легализуется значительная часть преступных доходов, соразмерная чистым оттокам капитала за рубеж.
Особенностью отмывания незаконных доходов «по-российски» является попытка граждан, получая незаконные доходы различными путями, вывезти их за границу и попытаться легализовать их через финансовые механизмы других государств. Иногда осуществить эту процедуру гораздо проще, чем присвоить средства внутри страны. Иначе говоря, для России реальной угрозой экономической безопасности является вывод из экономики государства финансовых ресурсов и отмывание их в других странах.
Основным аспектом особенности доходов, полученных преступным путем, являются криминальная цель и их связь с «теневой» экономикой, а именно придание правомерного вида средствам, полученными в результате совершения преступления. Особенности данного вида доходов определяют выработку системы мер, механизмы борьбы и направления совершенствования системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
Проблема борьбы с легализацией незаконных доходов комплексная: она включает в себя не только правовые, но и экономические, политические, оперативно-розыскные, нравственные аспекты. «Грязные деньги» должны быть лишены возможности поступать в обращение с тем, чтобы преступления утратили для преступников всякий смысл. Поэтому усилия всех ветвей власти должны быть сосредоточены, прежде всего, на реализации мер по предупреждению легализации преступных доходов. Поскольку отмывание денег есть заключительный этап превращения преступности в высокодоходное производство, в ходе которого происходит противоправная и вредная для общества концентрация экономической, а вслед за ней и политической власти в руках не контролируемой группы лиц, допустить отмывание – значит, сделать выгодным торговлю наркотиками, проституцию, захват заложников, вымогательство, взяточничество и другие преступления.
Проблема «тенизации» экономических отношений актуальна для всех без исключения стран мира. Более того, по данным иностранных экспертов, в глобальном масштабе эта проблема имеет тенденцию к обострению. По оценкам организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), тенизация экономики за последние 5 лет росла ежегодно на 6,2%, а общий экономический рост составлял в среднем 3,5%. Эта негативная тенденция входит в антагонистическое противоречие с интересами долгосрочного социально-экономического развития любой страны [6, с. 14].
С учетом этого Министерство внутренних дел Российской Федерации совместно с Банком России, Росфинмониторингом и ФНС России проводит комплекс мероприятий, направленных на выявление незаконных финансовых операций, связанных с выведением из оборота наличных денежных средств коммерческими банками, российскими и зарубежными компаниями. Важным направлением дальнейшего развития информационной базы работы по противодействию легализации преступных доходов является расширение сферы финансового мониторинга путем включения в число организаций, чьи операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат такому мониторингу доходов, полученных преступным путем, хозяйствующих субъектов, деятельность которых создает благоприятные условия для отмывания таких доходов.
Таким образом, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем должно осуществляться по следующим основным направлениям:
— нормативно-правовое обеспечение функционирования национальной системы, совершенствование системы финансового контроля;
— совершенствование методов изучения и идентификации клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, включающее в себя дифференцированный подход к идентификации и изучению клиентов в зависимости от их принадлежности к соответствующей группе риска;
— повышение эффективности надзорной деятельности, предусматривающее совершенствование организации деятельности Росфинмониторинга и иных государственных органов, участвующих в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а их материально-технического обеспечения, в том числе создание единой информационной системы баз данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в которую должны войти базы данных регистрирующих органов;
— совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, включающее в себя совершенствование методик выявления, раскрытия и расследования уголовных дел данной категории, а также усиление взаимодействия Росфинмониторинга с правоохранительными органами, а также правоохранительных и надзорных органов между собой и с поднадзорными организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом;
— укрепление международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Основной задачей борьбы с отмыванием денег должна стать не полная ликвидация этого вида преступности, а также всех причин и условий, которые его порождают (чего невозможно достичь в обозримом будущем даже теоретически), а установление жесткого социального контроля над этим явлением.
Такой контроль должен строиться, опираясь не только и, возможно, даже не столько на силовые методы и приемы, сколько на интеллектуальный потенциал, направленный на создание научно обоснованной, теоретически грамотной и пригодной для практического выполнения программы борьбы с отмыванием «грязных» денег [7, с. 28-31].
Необходимо повышение эффективности деятельности органов государственного финансового контроля, которые способствуют не только выявлению нарушений законодательства о противодействии легализации преступных доходов, но и предупреждению данной категории преступлений, обеспечению свободы предпринимательской деятельности.
Литература
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г.
- Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 № 115 – ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»
- Волотова Е.О. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем // Адвокат. 2011. № 2. – 40 с.
- Жубрин Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов. Теоретические и практич. аспекты. М. 2011. – 339 с.
- Зуева А.С. Легализация доходов, полученных незаконным путем, на рынке ценных бумаг // Юридическая наука: история и современность. 2012. № 9. – 95 с.
- Селищева Е.Г. О проблемах совершенствования уголовного законодательства в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) средств, полученных от незаконного оборота наркотиков, и дополнительных путях подрыва экономических основ организованной наркопреступности // Наркоконтроль. 2013. № 2. – 14 с.
- Харук А.Л. Совершенствование уголовного законодательства в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, совершенных с использованием офшорных зон // Российский следователь. 2011. № 2. – 30 с.[schema type=»book» name=»ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА» description=»Цель. Целью является изучение состояния системы ПОД/ФТ, а также уровня взаимодействия правоохранительных органов в данной области. Методология. Применялись общенаучные методы — абстрактно-логический метод, обобщение, индукция, дедукция, анализ и синтез; всеобщий: диалектический метод познания. Результаты. Определены основные направления совершенствования СПОД/ФТ. Выводы. Сделан вывод о том, что необходимо повышение эффективности деятельности органов государственного финансового контроля, которые способствуют предупреждению данной категории преступлений.» author=»Иванов Артем Витальевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)» ebook=»yes» ]