В течение последних нескольких лет, прошедших с момента наиболее острой фазы международного финансового кризиса, противодействие уклонению от национального налогообложения путем концентрации доходов в низконалоговых юрисдикциях, законодательство которых не предусматривает норм по раскрытию информации о налогоплательщиках налоговым органам других стран, является одним из основных элементов налоговой политики многих стран ОЭСР. Российская Федерация также предпринимает усилия в этом направлении: сделки с низконалоговыми юрисдикциями подлежат обязательному контролю с точки зрения трансфертного ценообразования, в отношении резидентов таких юрисдикций не распространяются право применения пониженной ставки налогообложения дивидендов при стратегическом владении, принято принципиальное решение о необходимости заключения рекомендуемых ОЭСР межправительственных соглашений об обмене налоговой информацией с такими юрисдикциями, обновленная статья об обмене информацией, а также статья, направленная на предотвращение необоснованного применения льгот, включены в типовое соглашение об избежание двойного налогообложения.
Думаю, неоднократно приходилось слышать о том, что новые правила налогового контроля цен соответствуют международным стандартам. С этим, разумеется, нельзя не согласиться. Как говорят сотрудники ОЭСР, новые российские правила «больше соответствуют стандартам ОЭСР», нежели раньше.
Под стандартами ОЭСР подразумевается Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для международных компаний и налоговых администраций. Этот документ не обзор законодательств стран- членов ОЭСР о налоговом администрировании трансфертного ценообразования. Это видение авторитетной международной организации, в которую входят наиболее развитые страны, как должны разрешаться вопросы трансфертного ценообразования между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Несмотря на то, что основополагающий принцип «вытянутой руки» был применен в практике Великобритании почти 100 лет назад, реально же о практике противодействия налоговым злоупотреблением при помощи трансфертных цен можно говорить только в последние 20 лет назад, незадолго до того, когда были приняты вышеуказанные рекомендации ОЭСР в 1995 году.
С этого времени налоговый контроль цен стал одной ключевых сфер для налоговых органов. Давление на международные компании усилилось, расширилась соответственно и осведомленность общества о таком явлении.
Увеличилось количество судебных разбирательств, практика многих консалтинговых компаний за рубежом, запрос на услуги которых при разрешении возникающих споров стали многократно расти.
В настоящее время уже более чем в 50 странах мира, развитых и крупнейших развивающихся странах были приняты законы о налоговом администрировании трансфертных цен. Все они главным образом соответствуют рекомендациям ОЭСР. Хотя в отдельных нюансах могут быть различия. Это же касается и новых российских правил налогового контроля цен.
Впервые в российских правилах законодатель установил общепринятый в международной практике принцип «вытянутой руки».
Вместе с тем, одним из основных элементов противодействия уклонению от налогообложения в России с помощью оффшорных компаний и стран, имеющих низкий уровень налогообложения, является институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний, который заключается в том, что не распределяемый между учредителями (собственниками) доход иностранной контролируемой компании или его часть может рассматриваться в целях налогообложения налогом на прибыль организаций как доход ее владельца (т.е. материнской компании). Таким образом, предотвращается вывод дохода материнской компании под действие низконалоговых юрисдикций в результате последовательности сделок.
Для введения в законодательство принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний предполагается, в первую очередь, законодательно определить понятие такой компании, основываясь на определении взаимозависимых лиц, а также стратегического участия в организации. Также предполагается ввести обязанность для российских компаний или компаний, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, обязанность указывать в налоговых декларациях все свои иностранные аффилированные компании. В законодательстве должен указываться ряд условий, при соблюдении которых у российских налогоплательщиков будет возникать обязанность уплатить налог на прибыль в отношении доходов, полученных иностранными контролируемыми компаниями. Обязательным также должно являться предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании. Уклонение от этого обязательства должно приравниваться к налоговому правонарушению и наказываться взиманием штрафов.
При введении в законодательство норм о контролируемых иностранных компаниях надлежит обеспечить возможности эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимой информации и, соответственно, осуществления контролирующих функций. Для реализации подобных законодательных норм особенно важны двусторонние и многосторонние договоры об обмене информацией по налоговым вопросам.
Важность включения таких положений в российское налоговое законодательство в качестве сдерживающего фактора в отношении сокрытия доходов с применением дочерних компаний, осуществляющих свою деятельность в оффшорных зонах, должна сопровождаться наработкой налоговыми органами практики в области налогового контроля.
В тесной связи с проблемой налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний находится определение в налоговом законодательстве понятия налогового резидента применительно к налогоплательщикам – юридическим лицам. Включение таких норм в российское законодательство должно быть осуществлено единовременно.
Действующее налоговое законодательство Российской Федерации не использует термин «юридическое лицо – налоговый резидент Российской Федерации», употребляя вместо него термин «российская организация».
Данное определение является очень узким, и главный его недостаток состоит в том, что оно не учитывает как экономическую связь между организацией и ее учредителями, так и между организацией и ее дочерними компаниями.
В среднесрочной перспективе в налоговое законодательство будет внесено понятие налогового резидентства организаций на основе нескольких критериев, аналогичных используемых в международных налоговых соглашениях Российской Федерации.
Помимо указанных изменений в Кодекс будут также внесены поправки, устанавливающие понятие фактического получателя дохода (лица, имеющего фактическое право на доход), что также позволит использовать некоторые инструменты противодействия уклонению от налогообложения в международных налоговых отношениях.
Список литературы:
- Красницкий В.А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования/ В.А. Красницкий. М.: Финансы и статистика, 2008.- 168 с.
- Кухаренко В.Б., Тютюрюков H.H. Налоговые системы зарубежных странах/В.Б. Кухаренко, H.H. Тютюрюков. М.: РАГС, 2011. — 144 с.
- Мамбеталиев Н.Т. Трансфертное ценообразование в странах ЕврАзЭС // Налоговая политика и практика. 2013. — № 7. 382 с.
- Мельникова Н. П. Налоговый контроль трансфертного ценообразования: Каким ему быть в России? // Налоги и налогообложение. 2012. — №2. — С. 41-42
- Пансков, A.B. Трансферты внутри корпораций // Налоговая политика и практика. 2012. — № 4. — С.21-25.
- Пашкус В. Ю. Теория трансфертного ценообразования в современной организации: понятия, модели, проблемы.
- Петухова Р.А. Налогообложение юридических и физических лиц в Российской Федерации: Учебное пособие / Спб.:Изд-во СПбГУЭФ, 2013.-269с.
- Плещинский A.C. Динамическая эффективность механизма трансфертных цен // Экономика и математические методы. — 2011. №4. — С. 12-32.
- Помельников, JI.B. Налогообложение организации / JI.B. Помельников. -3-е изд., перераб. и доп. М. : Дело и Сервис, 2009. – 368 с.
- Плещинский A.C. Динамическая эффективность механизма трансфертных цен // Экономика и математические методы. — 2011. №4. — С. 12-32.
- Помельников, JI.B. Налогообложение организации / JI.B. Помельников. -3-е изд., перераб. и доп. М. : Дело и Сервис, 2012. – 368 с.
- Розинский И. Трансфертное ценообразование и бездивидендные способы получения доходов лежат в основе многих наших бед . -3-е изд., экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2013. — 253 с.[schema type=»book» name=»Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций» author=»Курбанов Рамазан Нуруллахович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]