Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Эффективная система обеспечения экономической безопасности – вопрос «жизни» любого государства. Одной из первоочередных государственных задач предстает достижение такого уровня экономической  безопасности, который бы обеспечивал внутреннюю стабильность, активное участие страны в международном разделении труда и одновременно гарантировал национальную безопасность. Сегодня этот вопрос приобретает особую актуальность для любого государства, и в том числе Узбекистана, стремящегося занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Мировое хозяйство как продукт развития открытых экономик представляет собой международную общность взаимосвязанных и взаимообусловленных национальных экономик. Она представляет целостность неоднородных национальных хозяйств, объединяет в себя экономики различного уровня либеральности, степени развития и специализации производства.

Развитие мирового хозяйства неизбежно ведет к экономической  интеграции стран, которая представляет собой высшую ступень глобализации. Глобализация означает превращение национальной экономики в органическую часть мировой экономики.

Среди факторов глобального действия, которые собственно говоря и создают основу процесса глобализации, есть такие, которые привели к тому, что многие страны в значительной мере утратили свой суверенитет и экономическую самостоятельность. С другой – эти же факторы способствовали развитию целых регионов мира [6, с. 19-20].

Образно выражаясь, глобализация – «не абсолютное зло и не абсолютное благо» [7, с. 6]. Вряд ли можно сказать, что глобализация («мондиализация») «благоприятствует отношениям силы и неравенства», как считает французский ученый М.Шемилье-Жендро [9, р. 127, 137]. В социально-экономической жизни государств объективно значимым становится использование позитивного влияния глобализации (интеграция и сотрудничество, иностранные инвестиции, свободное движение капитала, товара и рабочей силы и т.д.) и необходимость «парализовать» негативы (геополитическое давление, «размывание» суверенитета и экономической независимости, проведение идеологического воздействия, агрессивное  продвижение «массовой культуры»), порождаемые ею.  Идея «глобализация с человеческим лицом» [8], провозглашенная ООН, предполагает учет всех этих обстоятельств.

Вместе с тем, специалисты в области международных экономических отношений подчеркивают, что современная эволюция мирового рынка не обязательно ведет (хотя часто этим сопровождается в действительности) к утрате национального начала, национального лица в экономике [5, с. 9-10].

Для того, чтобы в современных условиях не утратить приоритетов национального развития в экономических преобразованиях исключительно важным становится учет требований экономической безопасности.

Основная проблема, порождаемая глобализацией мирового экономического развития состоит в том, что усложняется решение вопроса извлечения выгоды от внешнеэкономической деятельности при одновременном укреплении суверенитета и экономической независимости. Трудно определить меру одного и другого. Часто многие попадают в крайности, когда либо усиление независимости ведет к ухудшению материального положения населения, либо прогресс в хозяйственном развитии достигается за счет утраты суверенитета. Естественно, что влияние описанных процессов неоднозначно для отдельных национальных экономик. Одни из них способствуют ускорению экономического развития, другие наоборот – сковывают отечественных производителей, усиливают степень их отсталости и вытесняют их не только с мирового, но и внутреннего рынка.

Поэтому, несмотря на, казалось бы, однозначную поддержку мировой общественности принципов свободы торговли, протекционистские меры продолжают активно использоваться практически всеми странами мира. Тут возникает проблема совместимости одного и другого. А экономическая безопасность, как отмечается специалистами [4, с. 61], определяется оптимальным сочетанием свободы торговли и протекционизма в зависимости от структуры экономики.

Поскольку при условии открытости национальной экономики – одного из ведущих принципов современного рыночного развития – большинство производителей непосредственно оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью, то данный аспект экономической безопасности получает исключительно широкое распространение.

Поэтому вопросы открытости национальной экономики следует внимательно рассматривать в единстве с сущности самой модели перехода к рынку.

За короткий исторический период независимого развития Узбекистана проведена огромная работа по становлению республики как суверенного государства. Сегодня Узбекистан на полноправной основе входит в состав самых авторитетных и влиятельных международных организаций, наращивает дружеские связи с десятками стран на всех континентах, тесно сотрудничает с крупнейшими банковскими и финансовыми органами, негосударственными и неправительственными организациями.

В основе формирования внешнеполитических и внешнеэкономических связей Узбекистан придерживается выработанных еще в первые годы независимости Первым Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым следующих основополагающих принципов:

во-первых, верховенство национально-государственных интересов при всемерном учете взаимных интересов;

во-вторых, равноправие и взаимная выгода, невмешательство во внутренние дела других государств;

в-третьих, открытость для сотрудничества вне зависимости от идеологических воззрений, приверженность общечеловеческим ценностям, сохранению мира и безопасности;

в-четвертых, приоритет норм международного права перед внутригосударственным;

в-пятых, развитие внешних связей как на основе двусторонних, так и многосторонних соглашений.

Успешное развитие внешних связей по различным направлениям международных отношений Узбекистан воспринимает как гарантию безопасности и стабильности [2, с. 224].

Надо отметить, что за годы независимости в Узбекистане были выработаны и стали последовательно проводиться в жизнь ряд основных принципов построения взаимоотношений с другими странами. Наиболее важным стал такой принцип построения внешней политики, который предопределял равноправие и взаимную выгоду, невмешательство во внутренние дела других стран. «Узбекистан открыт миру. И мы ощущаем, что и мир проявляет огромный интерес к Узбекистану. А это — лучшая гарантия для устойчивого развития Узбекистана. В этом мы видим свидетельство тому, что Узбекистан становится все более и более привлекательным, как с позиций вложения капитала, так и с позиций обеспечения стабильности в регионе, как составной части всеобъемлющей глобальной безопасности» [2, с. 224].

Кроме того, Узбекистан твердо придерживается позиции не входить в сферу влияния какого-либо государства и самостоятельно определять взаимоотношения со всеми странами мира вне зависимости от идеологических воззрений, исходя из своих национально-государственных интересов.

На этой основе, наша страна последовательно придерживается принципа установления взаимовыгодных связей, как двусторонних, так и многосторонних договорных отношений, в том числе через углубление сотрудничества в рамках международных экономических союзов, в которые Узбекистан вступил и стал активным их участником.

Все это позволило говорить о том, что Узбекистан как суверенное государство стал активно вести работу по формированию открытой экономики. При этом было определено, что основой построения экономики открытого типа является широкое участие страны в мирохозяйственных связях, международном разделении труда.

Последовательное осуществление мер по углублению экономических реформ, формированию социально ориентированной рыночной экономики, исходит из того, что рыночная экономика — это свободная экономика, которая носит открытый характер, несопоставима с изолированностью и замкнутостью. Поэтому чем дальше происходит продвижение страны к рыночной экономике, тем более выраженной должна быть открытость национальной экономики. Рыночная экономика исключат замкнутость, полную самообеспеченность собственными товарами и услугами, но предполагает постоянные внешние связи национальных экономик. Открытость экономики означает доступность ее для других, широту внешнеэкономических связей.

В нынешних условиях преимущества открытой экономики разнообразны. Узбекистан имеет следующие преимущества от открытой национальной экономики:

Во-первых, страна за счет использования преимуществ мирового разделения труда получает качественно новую возможность ускорять и увеличивать прирост своего национального дохода по мере возрастания доли ВНП, поступающей в   международный оборот, сверх реальных возможностей внутреннего производства. То есть внешнеэкономические связи национальной экономики начинают играть роль важного интенсивного фактора экономического роста.

Во-вторых, за годы независимости в Узбекистане интеграция с мировым хозяйством позволило форсировать развитие необходимых механизмов и институтов рынка. Это, прежде всего – совершенная конкурентная среда, фондовый рынок, кредитование и страхование. Такое развитие способствовало формированию подлинной многоукладной экономики, устранило коренные различия в экономических системах между Узбекистаном и другими странами.

В-третьих, перевод прежних межреспубликанских поставок на коммерческую основу в рамках системы экономических отношении между государствами СНГ освободило их от давления тех факторов, которые действовали в системах распределения и ценообразования при командно-административных методах. Соответственно это  способствовало расширению возможности повышения эффективности внешней торговли.

В-четвертых, на базе нового баланса потребностей и ресурсов на мировом рынке облегчается выбор независимой структурной политики, отвечающей национальным интересам. Страна перестала быть чисто ресурсно-сырьевой базой бывшего единого народнохозяйственного комплекса. В итоге постепенно реализуется возможность формирования новой внешнеэкономической специализации Узбекистана при последовательном снижении в его экспорте доли сырья и неуклонном повышении доли готовой продукции с более высокой стоимостью, добавленной обработкой.

В-пятых, при достигнутом уровне внешнеэкономической деятельности Узбекистан приобретает острую, чисто хозяйственную заинтересованность в участии в международных экономических и финансовых организациях, в использовании их помощи для реализации своих экономических интересов на многосторонней основе.

Сегодня мир становится целостной и взаимозависимой системой, в которой нет места автаркии и самоизоляции. Это обусловливает необходимость выработки принципиально новых подходов при формировании современных международных отношений, взаимодействии с международными структурами и участии в их деятельности.

ХХI век, очевидно, будет веком глобализации в международных отношениях. В этих условиях процесс интеграции, расширения участия суверенных государств в международных институтах и организациях необходимо рассматривать не только как историческую неизбежность, но и как мощный фактор устойчивости, стабилизации как отдельных регионов, так и в целом — в масштабе всей планеты.

Здесь уже не стоит вопрос, участвовать или нет в международных интеграционных процессах. Для Узбекистана, как независимого государства, решающее значение приобретает прежде всего строгое соблюдение тех основополагающих принципов внешней политики, о которых говорилось выше, базирующихся на разумной целесообразности и долгосрочных интересах нашего государства, общества и человека.

Говоря об интеграции, Узбекистан исходит из того, что существуют различные механизмы и формы сопряжения интересов и типы интеграции. Это обусловлено различными стартовыми условиями стран, стремящихся к партнерству и сотрудничеству. Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, говоря о том, что, Узбекистан, одновременно участвуя в интеграционных процессах на различных уровнях — глобальном и региональном, тем не менее придерживается одного важного принципа: сближение с одним государством не означает удаление от другого. «Мы, – подчеркивал Ислам Каримов, – против того, чтобы укрепление партнерства с одним субъектом происходило за счет ослабления партнерских отношений с другими» [2, с. 226].

Из этого следует, что Узбекистан стремится занять достойное место не только в мировой экономике, но и политике.

Так как критерием открытости являются экспортный потенциал, место импорта в потреблении, доля иностранных инвестиций в экономике.

Кроме того, на современном этапе «открытая» экономика связана с мировым хозяйством тремя основными каналами: международной торговлей товарами и услугами, международным движением капиталов, международным обменом национальных валют.

Относительно новых независимых государств, проходящих стадию становления рыночного хозяйства, они неизбежно оказываются втянутыми в процессы интернационализации. Прежде всего, потому, что внешние источники экономического роста, наряду с внутренними, имеют для них огромное значение. Но при этом надо учитывать то, что уровень «открытости» экономики непосредственно связан с результатами осуществления рыночной трансформации.

Вместе с тем, «открытую» экономику необходимо рассматривать как противоречивый процесс, поскольку страны одновременно заинтересованы как в открытии своей экономики, так и в защите ее от негативных воздействий внешних факторов. Отсюда вытекает, что «открытость» экономики порождает, с одной стороны, проблему зависимости или уязвимости, а с другой стороны, и проблему обеспечения экономической безопасности в условиях роста взаимопереплетенности национальных экономик.

«Узбекская модель» перехода к рыночной экономике учитывает то, что степень открытости должна всегда органически сочетаться с реальным состоянием дел в области конкурентоспособности товаров и услуг национального производства, ибо в противном случае может сформироваться ложная открытость, которая, в свою очередь, может привести к фактическому снижению уровня экономической безопасности.

В мировой практике довольно четко прослеживаются два варианта структурной перестройки экономики. Первый полагается главным образом на стихию рынка (США, Англия), а второй – опирается преимущественно на возможности более или менее жесткого государственного регулирования (некоторые государства Запада, Япония, Китай и большинство новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии).

Рыночный механизм – это механизм саморегулирования, но он имеет недостатки: в нем бывают срывы и обвалы, временами он оказывается недееспособным; есть сферы экономики, которые этот механизм бессилен регулировать. Это угрожает экономической и социальной безопасности государства. Поэтому не следует абсолютизировать рынок, исходя из принципа «рынок (спрос и предложение) решает все». В силу этого рыночное регулирование дополняется государственным регулированием. Государственное регулирование экономики  – это поддержание государством равновесного состояния экономики с целью стабилизации ее развития (антицикличное регулирование экономики, государственные заказы для увеличения рыночного спроса, стимулирование роста производства путем налоговых льгот, безвозмездная помощь в виде субсидий и дотаций, антиинфляционное и антимонопольное регулирование и  т.д.).

Государство охраняет интересы производителей и потребителей от ассиметричной рыночной информации, защищает собственность и права потребителей. Меры государственного регулирования экономики предусматриваются его экономической политикой, которая определяет цели, способы и средства достижения общих целей.

Важным компонентом открытости экономики является внешнеэкономическая деятельность. Рассмотрение внешнеэкономической деятельности через функционирующие связи и экономические интересы позволяет связать внешнеэкономическую деятельность с проблемами открытой экономики. В таком случае получается, что открытая экономика – это такая экономика, в которой осуществимы все законные формы экономических интересов посредством требующихся форм связей.

Масштабы, объемы, эффективность внешнеэкономической деятельности весьма существенно зависят от уровня и качества организации и координации большого числа процессов и процедур, регулирующих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство, научное и техническое сотрудничество и другие формы взаимодействия фирм, организаций, акционерных обществ, принадлежащих различным странам.

Поэтому государственный аппарат, правительственные органы, негосударственные национальные и международные организации уделяют большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей. От характера регулирования во многом определяется степень либерализации национальной экономики и степень ее открытости.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности использования ограниченных производственных ресурсов и оптимизации структуры потребления.

При этом, государственное регулирование внешнеэкономических связей может осуществляться при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей, в конечном счете, заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию всех видов интересов субъектов внешнеэкономической деятельности при условии поддержания экономической безопасности государства.

Механизм регулирования международных экономических связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институциональная и правовая структуры.

Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли (или фритредерство).

Обычно совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары.

Институциональные и правовые структуры формируются из различных международных и национальных актов, договоров, соглашений, норм, правил, обычаев и т. д., которые регулируют порядок осуществления международного экономического сотрудничества.

Эффективность механизма регулирования внешнеэкономических связей, важнейшая предпосылка открытости экономики, может быть оценена с помощью разнообразных критериев. Но важнейшим среди них должен быть факт усиления или ослабления экономической безопасности страны.

Механизм регулирования международных экономических отношений обязательно состоит из двух взаимосвязанных элементов: национального и международного. В настоящее время сложилась такая ситуация, что международные правила оказываются весьма либеральными по причинам глобализации  экономического развития. Поэтому, если национальный режим оказывается не более жестким, чем международный – то это достаточно весомый аргумент либеральной экономической системы открытого характера. Обратная ситуация говорит о закрытости экономики.

В целом, в Узбекистане активно происходят процессы либерализации внешнеэкономической деятельности. Важнейшей функцией государственного регулирования, прежде всего,  была разработка концепции внешнеэкономической деятельности при учете требований экономической безопасности.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам дальнейшего развития экспортоориентированной структуры экономики. Прежде всего потому, что глобализация мировой экономической системы является движущей силой современного мирового процесса, к которому Узбекистан, как другие развитые страны азиатского региона, адаптируется. При проведении коренных структурных преобразований в национальной экономике учитывалось влияние и потенциальные риски, порождаемые процессом глобализации:

На «вызовы» глобализации руководство Узбекистан в качестве «заслона» поставило глубоко продуманные коренные реформы, направленные на  обеспечение  национальной и экономической безопасности (меры по адаптации к международным правилам и нормам,  повышение конкурентоспособности в международной торговле, создание благоприятных условий для иностранного капитала и инвестиций, обеспечение конвертируемости валют и т.д.). Активно развивается экспортоориентированная сфера экономики.

Кроме того, в Узбекистане для создания широких возможностей и благоприятных условий, для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса ставится заслон лжепредпринимательству, которое осуществляется, по сути дела, с целью незаконного присвоения государственных средств и других ресурсов, выделяемых на поддержку того же малого и среднего бизнеса (их доля в ВВП достигла 56,5 процентов, в этой сфере трудятся 78 процентов занятого населения)  как главного фактора формирования среднего класса собственников, так как лжепредпринимательство отвлекает финансовые и материальные ресурсы и создает криминальную обстановку, приводит к взяточничеству, искажает статистику, затрудняет анализ экономической ситуации.

Таким образом, дальнейшая либерализация внешнеэкономических отношений на современном этапе рыночных реформ, проводимых в Узбекистане,  самым тщательным образом учитывает отмеченные содержательные моменты развития открытости национальной экономики.

Очевидно, что экономическая безопасность государства представляет собой сложное социально-экономическое понятие, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз (опасностей) экономики страны. При этом состояние экономической безопасности государства тесно связано с понятиями «развитие» и «устойчивость» экономики.

Развитие национальной экономики, таким образом, представляется одним из компонентов   экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у государства резко сокращаются возможности сопротивляемости негативным внешним и внутренним воздействиям. Устойчивость национальной экономики страны как единой системы означает прочность и надежность ее элементов, экономических и организационных связей между ними, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. К основным факторам экономической безопасности страны относятся: ее географическое положение; запасы природных ресурсов; промышленный и сельскохозяйственный потенциал; степень социально-демографического развития.  К факторам экономической и национальной безопасности страны необходимо также отнести качество и эффективность государственного управления. В этом отношении краеугольным камнем политического курса Первого Президентом Республики Узбекистан Ислама Каримова являлась идея о том, что политическая независимость не может быть обеспечена без достижения экономической независимости [3, с. 119, 178]. «Реализацию этого важнейшего принципа и приоритета Ислам Абдуганиевич считал стратегической задачей. Реализация разработанных главой государства экономических программ обеспечила динамичное и стабильное развитие нашей страны.

За годы независимости экономика Узбекистана выросла почти в 6 раз. Доля промышленности в ней увеличилась в 14 до 34 процентов. За последние 11 лет   темпы роста валового внутреннего продукта сохраняются на уровне в среднем не ниже 8 процентов. Проводится активная инвестиционная политика. Развиваются абсолютно новые высокотехнологичные отрасли промышленности, такие, как нефтехимическая, химическая, автомобильная промышленность, сельскохозяйственное и железнодорожное машиностроение, фармацевтическая, электротехническая, текстильная промышленность, производство современных строительных материалов. Сегодня Узбекистан входит в пятерку стран с самой  быстро развивающейся экономикой в мире» [1].

Необходимо отметить, что современному Узбекистану за годы независимости удалось преодолеть изначально спад производства, добиться стабильности экономики и ее дальнейшего качественного роста, укрепить экономический потенциал и экономическое сотрудничество с зарубежными странами, что явилось непременными условиями обеспечения экономической безопасности нашего государства.

Список литературы:

  1. Выступление Премьер-министра Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса // Народное слово. – 2016. – 8 сент.
  2. Каримов И. А. По пути безопасности и стабильного развития. Т. 6. – Т., 1998. – С.224; 224; 226.
  3. Каримов И. А. Узбекистан на пороге достижения независимости. – Т., 2011. – С. 119, 178.
  4. Оболенский В. Открытость экономики и экономическая безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. – 1995. – № 5. – С. 61.
  5. Правила рынка: иностранные инвестиции; внешняя торговля; трудовая миграция; конкурентоспособность; дипломатия; помощь / Под ред. В. Д. Щетиника. – М., 1994. – С. 9–10.
  6. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика. – М., 1994. – С. 19-20.
  7. Эбзеев Б. С., Айбазов Р. У., Краснорядцев С. Л. Глобализация и государственное единство России. – М., 2006. – С. 6.
  8. Globalization with a Human Face // Human Devolepment Report. – UNO., 1999.
  9. Les evolution de la souverainete. – P., 2006. – P. 127, 137.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» description=»В статье излагаются теоретические основы экономической безопасности, рассматриваются вопросы открытой экономики, влияние глобализации на национальные экономики. Делается вывод о том, что преодоление спада производства, экономическая стабилизация, развитие частной собственности, укрепление и защита деятельности малого и среднего бизнеса, создание благоприятной деловой среды, укрепление экономического потенциала, экономический рост и экономическое сотрудничество с зарубежными странами являются непременными условиями обеспечения безопасности государства.» author=»Шариф Кабилов» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-08″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found