Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. СИСТЕМА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. СИСТЕМА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Финансовая безопасность – защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений; определенный уровень независимости, стабильности и стойкости финансовой системы страны в условиях влияния на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, которые составляют угрозу финансовой безопасности; способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и постоянное экономическое возрастание.

Финансовую безопасность любого государства определяют такие факторы:

– уровень финансовой независимости (при этом большое значение имеет размер внешней финансовой помощи со стороны международных финансовых учреждений, экономических группировок, правительств отдельных стран, объем иностранных инвестиций в национальную экономику);

– характер финансово-кредитной политики (как внутренней, так и внешней), которую проводит государство;

– политический климат в стране;

– уровень законодательного обеспечения функционирования финансовой сферы.

В со­вре­мен­ном ми­ре фи­нан­сы все ча­ще ста­но­вят­ся объ­ек­том пре­ступ­ных по­ся­га­тельств и все бо­лее ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в про­ти­во­прав­ных це­лях.

В этот «те­не­вой» фи­нан­со­вый обо­рот во­вле­че­ны не толь­ко кри­ми­наль­ные струк­ту­ры, тор­гу­ю­щие ору­жи­ем, нар­ко­ти­ка­ми и лю­дь­ми, не толь­ко ком­мер­че­ские и неком­мер­че­ские ор­га­ни­за­ции, укло­ня­ю­щи­е­ся от упла­ты на­ло­гов и неза­кон­но вы­во­дя­щие день­ги за ру­беж, но и неко­то­рые го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны, при­кры­ва­ю­щие кри­ми­наль­ный биз­нес (как на­при­мер, в Аф­га­ни­стане и Со­ма­ли). Участ­ни­ка­ми неза­кон­ных фи­нан­со­вых опе­ра­ций ста­но­вят­ся да­же го­су­дар­ства. Ис­то­рии из­вест­но мно­же­ство при­ме­ров под­ку­па чи­нов­ни­ков дру­гих го­су­дарств. Так бы­ло в глу­бо­кой древ­но­сти, так про­ис­хо­дит и сей­час. При­ме­ня­ют­ся и бо­лее изощ­рен­ные сред­ства, в том чис­ле по об­ва­лу тор­го­во-сы­рье­вых и фи­нан­со­вых рын­ков, про­из­вод­ству фаль­ши­вых де­нег, иных тех­но­ло­гий «се­те­вых» войн, на­прав­лен­ных на со­зда­ние ха­о­са в эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной и по­ли­ти­че­ской жиз­ни дру­гих го­су­дарств.

В со­вре­мен­ной гео­по­ли­ти­че­ской борь­бе клю­че­вое зна­че­ние име­ют фи­нан­со­вые ин­стру­мен­ты, с по­мо­щью ко­то­рых со­зда­ют­ся ре­аль­ные угро­зы и рис­ки не толь­ко для фи­нан­со­вой и эко­но­ми­че­ской си­стем, но и го­су­дарств в це­лом, вне за­ви­си­мо­сти от уров­ня их раз­ви­тия и сте­пе­ни во­вле­чен­но­сти в меж­ду­на­род­ную фи­нан­со­вую си­сте­му. Услов­но, все угро­зы и рис­ки в этой сфе­ре мож­но раз­де­лить на гло­баль­ные и меж­ду­на­род­ные, на­ци­о­наль­ные и на­ци­о­наль­но-ре­ги­о­наль­ные.

В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции су­ще­ству­ют все груп­пы угроз и рис­ков.

Их можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, я думаю, следует выделить следующие:

    • стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией)8;
    • постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую)9;
    • растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;
    • высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;
    • многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
    • беспрецендентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран);
    • усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими акторами стратегий завоевания мирового экономического пространства10;
    • чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
    • глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

О мас­шта­бах де­я­тель­но­сти Служ­бы безопасности мож­но су­дить по сле­ду­ю­щим фак­там. На 1 ян­ва­ря 2015 го­да она охва­ты­ва­ла бо­лее 120 ты­сяч фи­нан­со­вых ин­сти­ту­тов, вы­пол­ня­ю­щих по­ру­че­ния кли­ен­тов об осу­ществ­ле­нии опе­ра­ций с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством. Непо­сред­ствен­но в Росфин­мо­ни­то­рин­ге на уче­те со­сто­ят око­ло 16 ты­сяч ор­га­ни­за­ций, не име­ю­щих над­зор­ных ор­га­нов. За 2014 год Росфин­мо­ни­то­рин­гом по­лу­че­но по­чти 10 мил­ли­о­нов со­об­ще­ний об опе­ра­ци­ях со­мни­тель­но­го ха­рак­те­ра с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством. Ши­ро­кий мо­ни­то­ринг фи­нан­со­во­го рын­ка поз­во­лил толь­ко в 2014 го­ду вы­явить и лик­ви­ди­ро­вать 15 «те­не­вых» пло­ща­док неза­кон­ных фи­нан­со­вых опе­ра­ций на сум­му око­ло 90 млрд. руб­лей. В ре­зуль­та­те, в од­ной Са­мар­ской об­ла­сти ме­сяч­ный объ­ем со­мни­тель­ных опе­ра­ций со­кра­тил­ся по­чти в 100 раз.

Как по­ка­зы­ва­ет пра­во­при­ме­ни­тель­ная прак­ти­ка, нор­ма­тив­но-пра­во­вая и ор­га­ни­за­ци­он­ная ос­но­вы про­ти­во­дей­ствия фи­нан­со­вым рис­кам нуж­да­ют­ся в по­сто­ян­ном со­вер­шен­ство­ва­нии. Они долж­ны не толь­ко со­от­вет­ство­вать уров­ню, но и опе­ре­жать раз­ви­тие неле­галь­ных фи­нан­со­вых прак­тик как на меж­ду­на­род­ном, так и внут­ри­рос­сий­ском уровне.

Необ­хо­ди­мость уси­ле­ния мер про­ти­во­дей­ствия фи­нан­со­вым рис­кам про­дик­то­ва­на за­да­ча­ми за­щи­ты на­ци­о­наль­ных ин­те­ре­сов Рос­сии.

В со­вре­мен­ном ми­ре фи­нан­со­вые угро­зы и рис­ки при­об­ре­ли ха­рак­тер си­стем­но­го яв­ле­ния. Со­от­вет­ствен­но, и бо­роть­ся с ни­ми мож­но толь­ко си­стем­ны­ми ме­то­да­ми. Эти ме­то­ды не мо­гут быть об­щи­ми для всех го­су­дарств, по­сколь­ку фи­нан­со­вые рис­ки в каж­дой из стран про­яв­ля­ют­ся по-раз­но­му, в за­ви­си­мо­сти от мно­же­ства фак­то­ров, в том чис­ле от эта­пов эво­лю­ции го­су­дар­ства и об­ще­ства, со­сто­я­ния эко­но­ми­ки, мас­шта­бов кри­ми­наль­но­го про­ник­но­ве­ния в эко­но­ми­че­скую сфе­ру.

Важ­ным эта­пом фор­ми­ро­ва­ния си­сте­мы фи­нан­со­вой без­опас­но­сти Рос­сии долж­но стать со­зда­ние и по­сле­до­ва­тель­ная ре­а­ли­за­ция Кон­цеп­ции фи­нан­со­вой без­опас­но­сти стра­ны. Пер­вым ша­гом к ее раз­ра­бот­ке ста­нет про­грам­ма фун­да­мен­таль­ных ис­сле­до­ва­ний Пре­зи­ди­у­ма Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук «Фи­нан­со­во-пра­во­вые ме­ха­низ­мы обес­пе­че­ния про­зрач­но­сти ве­де­ния биз­не­са». Ко­ор­ди­на­то­ра­ми про­грам­мы вы­сту­па­ют ви­це-пре­зи­дент РАН, ака­де­мик Та­лия Ярул­лов­на Ха­б­ри­е­ва и ака­де­мик Ва­ле­рий Лео­ни­до­вич Ма­ка­ров. Вы­пол­не­ние на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний, преду­смот­рен­ных Про­грам­мой РАН, бу­дет про­хо­дить на ба­зе Цен­траль­но­го эко­но­ми­ко-ма­те­ма­ти­че­ско­го ин­сти­ту­та РАН, Ин­сти­ту­та со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ний РАН и Ин­сти­ту­та за­ко­но­да­тель­ства и срав­ни­тель­но­го пра­во­ве­де­ния при Пра­ви­тель­стве Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Но это не ис­клю­ча­ет воз­мож­ность для дру­гих на­уч­ных и об­ра­зо­ва­тель­ных ор­га­ни­за­ций при­нять уча­стие в раз­ра­бот­ке Кон­цеп­ции фи­нан­со­вой без­опас­но­сти.

Глав­ная цель – все­сто­ронне ис­сле­до­вать усло­вия и пред­по­сыл­ки, ко­то­рые мо­гут со­дей­ство­вать ре­ше­нию об­ще­го­су­дар­ствен­ной за­да­чи по фор­ми­ро­ва­нию бла­го­при­ят­ной сре­ды для ве­де­ния пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти. Это пред­по­ла­га­ет раз­ра­бот­ку и по­сле­ду­ю­щее внед­ре­ние со­вре­мен­ных ме­то­дов со­цио­ло­ги­че­ско­го и эко­но­ми­ко-ма­те­ма­ти­че­ско­го мо­ни­то­рин­га и оцен­ки уров­ня неза­кон­ных фи­нан­со­вых опе­ра­ций, в том чис­ле раз­ра­бот­ку Це­ле­вой вы­чис­ля­е­мой мо­де­ли об­ще­го фи­нан­со­во­го рав­но­ве­сия (Target Computable General Equilibrium Financial Model), на­прав­лен­ной на пре­ду­пре­жде­ние фи­нан­со­вых угроз и рис­ков и обес­пе­че­ние фи­нан­со­во­го рав­но­ве­сия. Ис­сле­до­ва­ние воз­мож­но­сти прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния та­ких вы­чис­ли­мых мо­де­лей уже ве­дет­ся в Цен­траль­ном эко­но­ми­ко-ма­те­ма­ти­че­ском ин­сти­ту­те РАН

Од­но из глав­ных на­прав­ле­ний — пре­ду­пре­жде­ние вы­во­да рос­сий­ских ка­пи­та­лов за пре­де­лы Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за. По дан­ным Бан­ка Рос­сии, за 2008-2013 го­ды чи­стый от­ток част­но­го ка­пи­та­ла до­стиг 418 млрд. долл. В 2014 го­ду он уве­ли­чил­ся еще в 2,5 ра­за, с 61 до 151,5 млрд. долл. По офи­ци­аль­ным дан­ным Фе­де­раль­ной служ­бы фи­нан­со­во-бюд­жет­но­го над­зо­ра, толь­ко в 2014 г. бы­ло вы­яв­ле­но 27,5 ты­сяч ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ний, в том чис­ле свя­зан­ных с неис­пол­не­ни­ем обя­зан­но­стей по ре­па­три­а­ции ва­лют­ной вы­руч­ки. По ин­фор­ма­ции Агент­ства по стра­хо­ва­нию вкла­дов, в ре­зуль­та­те про­ве­рок, про­ве­ден­ных в первую по­ло­ви­ну 2014 го­да, бы­ло вы­яв­ле­но бо­лее 170 кри­ми­наль­ных банк­ротств бан­ков. Об­щая сум­ма хи­ще­ний со­ста­ви­ла 800 млрд. руб.

В на­сто­я­щее вре­мя су­ще­ству­ют в ос­нов­ном ве­дом­ствен­ные од­но­сто­рон­ние мо­де­ли воз­мож­ных (оце­нок уров­ня) фи­нан­со­вых угроз и рис­ков — Цен­траль­но­го бан­ка Рос­сии, фе­де­раль­ных ми­ни­стерств фи­нан­сов, эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли, сель­ско­го хо­зяй­ства, фе­де­раль­ных служб по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу и го­су­дар­ствен­ной ста­ти­сти­ке. В то же вре­мя, я думаю, необ­хо­ди­ма еди­ная ме­то­до­ло­гия свое­вре­мен­но­го вы­яв­ле­ния и предот­вра­ще­ния воз­мож­ных фи­нан­со­вых угроз и рис­ков, в рам­ках ко­то­рой бу­дут ис­поль­зо­вать­ся свод­ные (ком­по­зит­ные) по­ка­за­те­ли фи­нан­со­во­го, эко­но­ми­че­ско­го, пра­во­во­го, со­цио­ло­ги­че­ско­го, ма­те­ма­ти­че­ско­го ана­ли­за. Она долж­на охва­ты­вать раз­ные уров­ни угроз и рис­ков, про­яв­ля­е­мых как на мак­ро­эко­но­ми­че­ском уровне (об­ще­на­ци­о­наль­ном, на­ци­о­наль­но-от­рас­ле­вом и на­ци­о­наль­но-ре­ги­о­наль­ном), так и на мик­ро­эко­но­ми­че­ском уровне (в от­дель­ных тер­ри­то­ри­аль­ных об­ра­зо­ва­ни­ях, в ком­мер­че­ских и неком­мер­че­ских пред­при­я­ти­ях, ор­га­ни­за­ци­ях и в их объ­еди­не­ни­ях).

Необ­хо­ди­мо внед­ре­ние стан­дар­тов пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ки. Я считаю, это – од­на из наи­бо­лее слож­ных тео­ре­ти­че­ских за­дач, по­сколь­ку речь идет о раз­ра­бот­ке кон­крет­ных стан­дар­тов, ко­то­ры­ми долж­ны ру­ко­вод­ство­вать­ся как ор­га­ны, обес­пе­чи­ва­ю­щие при­ме­не­ние норм пра­ва, так и субъ­ек­ты пра­ва, под­па­да­ю­щие под их дей­ствие. В от­ли­чие от бри­тан­ско­го за­ко­но­да­тель­ства, рос­сий­ское за­ко­но­да­тель­ство не со­дер­жит ори­ен­ти­ров пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ки, разъ­яс­ня­ю­щих, в том чис­ле на аб­стракт­ных при­ме­рах, по­ря­док при­ме­не­ния за­ко­но­да­тель­ных норм. В Ин­сти­ту­те со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ний РАН, Ин­сти­ту­те про­блем рын­ка РАН уже сфор­ми­ро­ва­ны на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские те­ма­ти­че­ские ла­бо­ра­то­рии по про­бле­мам про­ти­во­дей­ствия от­мы­ва­нию де­нег и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма (ПОД/ФТ). ФА­НО Рос­сии ак­тив­но под­дер­жи­ва­ет со­здан­ный Росфин­мо­ни­то­рин­гом се­те­вой Ин­сти­тут в сфе­ре ПОД/ФТ.

В Рос­сии дей­ству­ет до­ста­точ­но боль­шое чис­ло стра­те­гий, кон­цеп­ций, про­грамм укреп­ле­ния меж­ду­на­род­ной, по­ли­ти­че­ской, эко­но­ми­че­ской, во­ен­ной, дру­гих сфер без­опас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. И ни од­но из них не мо­жет су­ще­ство­вать без фи­нан­со­вой без­опас­но­сти, обес­пе­чи­ва­ю­щей жиз­нен­ные си­лы го­су­дар­ства и об­ще­ства и по­зи­тив­ные из­ме­не­ния су­ще­ству­ю­щей со­ци­аль­ной ре­аль­но­сти.

Список литературы:

  1. Арсентьев М. Финансовая безопасность России, 2000 – 112 с.
  2. Афанасьева Л.В. Оценка Бюджетно-налоговой безопасности с использованием метода анализа иерархий// Известия Юго-Западного Государственного университета. № 3. 2014 г. – 25 с.
  3. https://dis.ru/library/detail.php?ID=22785
  4. https://www.ras.ru/news/news_release.aspx?ID=f2704577-14bb-4731-b2a1-f19f881ace00.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. СИСТЕМА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ» description=» Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обеспечения прозрачности Российской экономики. Особое внимание уделено системе финансовой безопасности Российской федерации: концептуальным подходам и решениям.» author=»Дзокаева Залина Майрамовна, Сабанова Инна Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found