Финансовая безопасность – защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений; определенный уровень независимости, стабильности и стойкости финансовой системы страны в условиях влияния на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, которые составляют угрозу финансовой безопасности; способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и постоянное экономическое возрастание.
Финансовую безопасность любого государства определяют такие факторы:
– уровень финансовой независимости (при этом большое значение имеет размер внешней финансовой помощи со стороны международных финансовых учреждений, экономических группировок, правительств отдельных стран, объем иностранных инвестиций в национальную экономику);
– характер финансово-кредитной политики (как внутренней, так и внешней), которую проводит государство;
– политический климат в стране;
– уровень законодательного обеспечения функционирования финансовой сферы.
В современном мире финансы все чаще становятся объектом преступных посягательств и все более широко используются в противоправных целях.
В этот «теневой» финансовый оборот вовлечены не только криминальные структуры, торгующие оружием, наркотиками и людьми, не только коммерческие и некоммерческие организации, уклоняющиеся от уплаты налогов и незаконно выводящие деньги за рубеж, но и некоторые государственные органы, прикрывающие криминальный бизнес (как например, в Афганистане и Сомали). Участниками незаконных финансовых операций становятся даже государства. Истории известно множество примеров подкупа чиновников других государств. Так было в глубокой древности, так происходит и сейчас. Применяются и более изощренные средства, в том числе по обвалу торгово-сырьевых и финансовых рынков, производству фальшивых денег, иных технологий «сетевых» войн, направленных на создание хаоса в экономической, социальной и политической жизни других государств.
В современной геополитической борьбе ключевое значение имеют финансовые инструменты, с помощью которых создаются реальные угрозы и риски не только для финансовой и экономической систем, но и государств в целом, вне зависимости от уровня их развития и степени вовлеченности в международную финансовую систему. Условно, все угрозы и риски в этой сфере можно разделить на глобальные и международные, национальные и национально-региональные.
В Российской Федерации существуют все группы угроз и рисков.
Их можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, я думаю, следует выделить следующие:
- стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией)8;
- постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую)9;
- растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;
- высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;
- многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
- беспрецендентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран);
- усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими акторами стратегий завоевания мирового экономического пространства10;
- чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
- глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.
О масштабах деятельности Службы безопасности можно судить по следующим фактам. На 1 января 2015 года она охватывала более 120 тысяч финансовых институтов, выполняющих поручения клиентов об осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. Непосредственно в Росфинмониторинге на учете состоят около 16 тысяч организаций, не имеющих надзорных органов. За 2014 год Росфинмониторингом получено почти 10 миллионов сообщений об операциях сомнительного характера с денежными средствами или иным имуществом. Широкий мониторинг финансового рынка позволил только в 2014 году выявить и ликвидировать 15 «теневых» площадок незаконных финансовых операций на сумму около 90 млрд. рублей. В результате, в одной Самарской области месячный объем сомнительных операций сократился почти в 100 раз.
Как показывает правоприменительная практика, нормативно-правовая и организационная основы противодействия финансовым рискам нуждаются в постоянном совершенствовании. Они должны не только соответствовать уровню, но и опережать развитие нелегальных финансовых практик как на международном, так и внутрироссийском уровне.
Необходимость усиления мер противодействия финансовым рискам продиктована задачами защиты национальных интересов России.
В современном мире финансовые угрозы и риски приобрели характер системного явления. Соответственно, и бороться с ними можно только системными методами. Эти методы не могут быть общими для всех государств, поскольку финансовые риски в каждой из стран проявляются по-разному, в зависимости от множества факторов, в том числе от этапов эволюции государства и общества, состояния экономики, масштабов криминального проникновения в экономическую сферу.
Важным этапом формирования системы финансовой безопасности России должно стать создание и последовательная реализация Концепции финансовой безопасности страны. Первым шагом к ее разработке станет программа фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук «Финансово-правовые механизмы обеспечения прозрачности ведения бизнеса». Координаторами программы выступают вице-президент РАН, академик Талия Ярулловна Хабриева и академик Валерий Леонидович Макаров. Выполнение научных исследований, предусмотренных Программой РАН, будет проходить на базе Центрального экономико-математического института РАН, Института социально-политических исследований РАН и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Но это не исключает возможность для других научных и образовательных организаций принять участие в разработке Концепции финансовой безопасности.
Главная цель – всесторонне исследовать условия и предпосылки, которые могут содействовать решению общегосударственной задачи по формированию благоприятной среды для ведения предпринимательской деятельности. Это предполагает разработку и последующее внедрение современных методов социологического и экономико-математического мониторинга и оценки уровня незаконных финансовых операций, в том числе разработку Целевой вычисляемой модели общего финансового равновесия (Target Computable General Equilibrium Financial Model), направленной на предупреждение финансовых угроз и рисков и обеспечение финансового равновесия. Исследование возможности практического применения таких вычислимых моделей уже ведется в Центральном экономико-математическом институте РАН
Одно из главных направлений — предупреждение вывода российских капиталов за пределы Евразийского экономического союза. По данным Банка России, за 2008-2013 годы чистый отток частного капитала достиг 418 млрд. долл. В 2014 году он увеличился еще в 2,5 раза, с 61 до 151,5 млрд. долл. По официальным данным Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, только в 2014 г. было выявлено 27,5 тысяч административных правонарушений, в том числе связанных с неисполнением обязанностей по репатриации валютной выручки. По информации Агентства по страхованию вкладов, в результате проверок, проведенных в первую половину 2014 года, было выявлено более 170 криминальных банкротств банков. Общая сумма хищений составила 800 млрд. руб.
В настоящее время существуют в основном ведомственные односторонние модели возможных (оценок уровня) финансовых угроз и рисков — Центрального банка России, федеральных министерств финансов, экономического развития, промышленности и торговли, сельского хозяйства, федеральных служб по финансовому мониторингу и государственной статистике. В то же время, я думаю, необходима единая методология своевременного выявления и предотвращения возможных финансовых угроз и рисков, в рамках которой будут использоваться сводные (композитные) показатели финансового, экономического, правового, социологического, математического анализа. Она должна охватывать разные уровни угроз и рисков, проявляемых как на макроэкономическом уровне (общенациональном, национально-отраслевом и национально-региональном), так и на микроэкономическом уровне (в отдельных территориальных образованиях, в коммерческих и некоммерческих предприятиях, организациях и в их объединениях).
Необходимо внедрение стандартов правоприменительной практики. Я считаю, это – одна из наиболее сложных теоретических задач, поскольку речь идет о разработке конкретных стандартов, которыми должны руководствоваться как органы, обеспечивающие применение норм права, так и субъекты права, подпадающие под их действие. В отличие от британского законодательства, российское законодательство не содержит ориентиров правоприменительной практики, разъясняющих, в том числе на абстрактных примерах, порядок применения законодательных норм. В Институте социально-политических исследований РАН, Институте проблем рынка РАН уже сформированы научно-исследовательские тематические лаборатории по проблемам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). ФАНО России активно поддерживает созданный Росфинмониторингом сетевой Институт в сфере ПОД/ФТ.
В России действует достаточно большое число стратегий, концепций, программ укрепления международной, политической, экономической, военной, других сфер безопасности Российской Федерации. И ни одно из них не может существовать без финансовой безопасности, обеспечивающей жизненные силы государства и общества и позитивные изменения существующей социальной реальности.
Список литературы:
- Арсентьев М. Финансовая безопасность России, 2000 – 112 с.
- Афанасьева Л.В. Оценка Бюджетно-налоговой безопасности с использованием метода анализа иерархий// Известия Юго-Западного Государственного университета. № 3. 2014 г. – 25 с.
- https://dis.ru/library/detail.php?ID=22785
- https://www.ras.ru/news/news_release.aspx?ID=f2704577-14bb-4731-b2a1-f19f881ace00.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. СИСТЕМА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ» description=» Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обеспечения прозрачности Российской экономики. Особое внимание уделено системе финансовой безопасности Российской федерации: концептуальным подходам и решениям.» author=»Дзокаева Залина Майрамовна, Сабанова Инна Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]