Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений. В условиях рыночной экономики актуальным становится вопрос финансового обеспечения бюджетных учреждений.
В России бюджетные организации постоянно сталкиваются с дефицитом выделяемых средств, вследствие чего снижается уровень материально-технического обеспечения предприятий, уровень оплаты квалифицированным специалистам (в особенности, врачам, учителям и преподавателям, а также специалистам культурных и научных учреждений), что приводит к уменьшению числа кадрового состава. Данное недофинансирование ведет к снижению качества оказываемых услуг,научно-техническому отставанию нашей страны,экономическим потерям, социальному недовольству в обществе, что отрицательно влияет на потенциал экономики страны в целом.
Финансовая деятельность государства в отношении учреждений бюджетной сферы сводится к предоставлению нужного объема финансовых ресурсов для осуществления социально значимых услуг и выполнения принятых обязательных программ. На этом перераспределительная функция государственных финансов в бюджетной сфере заканчивается. Далее каждое бюджетное учреждение, получив от главного распределителя бюджетных ассигнований причитающуюся им сумму, действует самостоятельно.
В связи с переходом России к рыночным отношениям изменился и порядок финансирования бюджетных учреждений в экономике. Теперь они могут оказывать услуги не только на бесплатной, но и на платной основе и оставаться бюджетными учреждениями при условии направлении дополнительно полученных доходов только на расходные статьи, предусмотренные сметой, за исключением расходов на заработную плату.
В финансировании бюджетных учреждений нашей страны можно выделить ряд проблемы:
Во-первых, принятые на себя денежные обязательства бюджетной организации, превышают лимит бюджета, а значит накапливается кредиторская задолженность, которая ложится на бюджет.
Во-вторых, при расчёте финансирования отсутствует система оценивания объёма внебюджетных доходов.
В-третьих, отсутствие регламентации решений по распоряжению средствами, полученными от предпринимательской деятельности. Это может привести к нерациональному их использованию.
В-четвертых, распорядители финансовых ресурсов не ориентируются в достаточной степени на эффективное расходование средств из бюджета, а также на достижение результатов, являющихся общественно важными.
Для решения данных проблемамфинансированиягосударственныхпредприятий необходимо разработать и провести следующие мероприятия:
- повысить значимость бюджета в экономике, в качестве инструмента реализации государственной политики. Этого можно добиться благодаря установлению связи задач бюджетного финансирования между различными сферами жизнедеятельности;
- постепенный переход бюджетных организаций к другим формам финансового обеспечения, которые специализируются на предоставлении муниципальных или государственных услуг. К таким как:
- отказ от сметного финансирования бюджетных организаций;
- внедрение механизмов государственного социального заказа;
- применять методы распределения средств из бюджетов на конкурентной основе.
Так же можно рассмотреть механизм “Национальные проекты”, как дополнительную возможность для финансирования бюджетных учреждений.
Его цели заключаются в следующем:
- поддержка формированию и развитию институтов гражданского общества;
- выдвижение и реализация принципов государственной политики в определенной области: образования, здравоохранения и т.д.;
- определение менеджмента в системе определённой отрасли, на которую направлен проект, в сегодняшних условиях;
- поддержка талантливой, способной, инициативной молодежи.
Для улучшения ситуации с финансированием бюджетных учреждений необходимо внести следующие изменения в существующее законодательство:
- повысить уровень ответственности соответствующих органов за достижение целей, что увеличить мотивацию в эффективном применении средств бюджета;
- оптимизировать существующую сеть получателей средств из бюджета. Другими словами, необходимо провести инвентаризацию бюджетных учреждений и составить реестр получателей средств из бюджета.
Адаптация бюджетных учреждений к условиям рыночной экономики сделала возможным задействовать новые финансовые инструменты и методы, которые ранее не использовались. Среди таких инструментов финансового механизма можно выделить: государственные минимальные социальные стандарты, лизинг, кредитование и др. Зарождающиеся рыночные отношения в бюджетной сфере позволяют также использовать финансовый маркетинг, факторинг, франчайзинг. Особенно перспективным видится использование лизинговых отношений, которые пока в социально-культурной сфере отсутствуют.Таким образом, бюджетные учреждения, функционируя в условиях рынка, имеют множество проблем. Однако теоретического осмысления требует вопрос о возможности использования рыночных финансовых методов и инструментов в этой сфере, которые взаимодействуя между собой, могут дать возможность эффективно функционировать финансовому механизму бюджетных учреждений, способствовать их интеграции в современный рынок.
Следует отметить, что именно по этому пути движется современное бюджетное учреждение. Не дожидаясь решений политических сил, многие предприятия получают доходы от предоставления услуг на платной основе для развития и финансирования собственной деятельности.
За счёт услуг, предоставляемых на платной основе, бюджетные учреждения имеют возможность привлекать дополнительные средства, если это предусмотрено уставом. Также возможно получение средств за счет привлечением целевых взносов или добровольных пожертвованийфизических и юридических лиц [6].
На сегодняшний день наличие и объёмы дополнительно привлечённых средств не влекут за собой снижения уровня финансирования из бюджетной системы.
Дополнительные источники финансирования бюджетных учреждений формируются благодаря:
- предпринимательской деятельности данной организации;
- взаимодействия с физическими и юридическими лицами, которые способны реализовывать действия, направленные на обеспечение учреждений бюджетной системы финансовыми ресурсами, либо осуществляющие спонсорскую деятельность [6].
Согласно Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ все учреждения с 01.01.2011 г. подразделяются на частные и государственные (муниципальные). [1] При этом последние могут быть двух типов: бюджетные и автономные. В числе важнейших задач, которые пытались решить посредством введения учреждений нового типа, — создание условий для тех учреждений, которые способны зарабатывать самостоятельно, что позволит уменьшить возложенное на государство бремя их содержания и повысить качество услуг. На первый взгляд данный закон дает множество преимуществ: готовое зарабатывать автономное учреждение, реализуя предоставленные ему права, поставит во главу угла интересы потребителей, получит дополнительные доходы, повысит уровень материально-технического обеспечения, введет достойную оплату труда своим работникам. При этом государство не будет нести субсидиарную ответственность за неблагоприятные последствия деятельности подобных учреждений.
Подводякраткиеитоги,можносказать,чтовсовременномсоциально экономическомположенииРоссиинаметилсярядсерьезныхпроблемвсферефинансированиягосударственныхучреждений.ВэтомаспектерешительнуюрольсыграютдействияПравительстваРоссийскойФедерации.Введенныеновыенаправлениявфинансированиигосударственныхпредприятийдолжныстатьотправнойточкойвреформированииданнойсистемы.Однаконестоитзабыватьотом,чтоэкономическийростистабильностьотдельновзятогоучреждениявомногомзависитиотсамогопредприятия.Совершенноочевидно,чтовведениеновыхмерпорешениюпроблемфинансированиягосударственныхпредприятийтольковкомплексеспособныповлиятьнасоциально-экономическоеразвитие.Именнопоэтомуосновнойвыходврешениифинансовыхпроблемзаключаетсяв увеличении мотивации в эффективном применении средств бюджета и постепенном переходек другим формам финансового обеспечения бюджетных организаций.
Список использованной литературы:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. – Екатеринбург: Ажур, 2016.
- Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. – Юстицинформ, 2008.
- Вахрин П.И., Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Дашков и К, 2007.
- Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. – М.: Юнити — Дана, 2008.
- Эриашвили Н.Д., Староверова О.В. Бюджетное право: Учебное пособие для вузов. – М.: Закон и право, 2007.
- Молчанова О.В. Совершенствование порядка составления и методики анализа финансовой отчетности бюджетных и автономных организаций (раздел 3.1 монографии) — Учет и анализ в современном обществе. Монография. -Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2015. – C. 618-643[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ» description=»В данной статье рассмотрены проблемы финансирования бюджетных учреждений России. Проанализировав характерные особенности финансовойдеятельность государства в отношении учре-ждений бюджетной сферы, выявлены основные проблемы недофинансирование, которые ведутксниже-ниюкачестваоказываемыхуслуг,научно-техническомуотставаниюнашейстраны,экономическимпотерям,социальномунедовольствувобществе, что отрицательновлияетнапотенциалэкономикистранывцелом. На основе проведенного исследования основнойвыходврешениифинансовыхпроблемзаключаетсяв увеличении мотивации в эффективном при-менении средств бюджета и постепенном переходек другим формам финансового обеспечения бюджет-ных организаций.» author=»Поташова Ольга Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-15″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.01.2017_1(34)» ebook=»yes» ]