Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРИНЦИПЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРИНЦИПЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В современных экономических условиях, когда воздействие внешней среды приобретает все более и более актуальное выражение (с преобладанием косвенного воздействия со стороны внешнеэкономических и государственных факторов), стратегия воздействия государства на развитие предпринимательства в целом и в интеллектуально-информационной сфере в частности должна базироваться на ряде принципов.

Ниже приведены эти принципы совместно с их обоснованиями.

В их содержательной части учтена необходимость активного воздействия государства на предпринимательскую деятельность в интеллектуально-информационной сфере, с применением всего спектра исторически апробированных в странах мира мер государственной поддержки и регулирования предпринимательской деятельности.

Принцип 1 – интеграция образования, науки и производства. Интеллектуально-информационное предпринимательство должно основываться на интегрированном взаимодействии науки, производства и высшей школы.

Главным приоритетом в развитии общества и государства в качестве главного условия продвижения к информационной стадии должна быть сфера науки и образования. [3, с. 241] Интеллектуально-информационное предпринимательство будет являться тем связующим звеном, которое, с одной стороны, позволит быстрее и качественнее доводить результаты научных разработок до стадии производства (коммерциализации инноваций), а с другой – стимулировать учебные заведения для подготовки квалифицированных кадров, как для науки, так и для производства.

Принцип 2 – общественный приоритет. Превращение государством интеллектуально-информационного предпринимательства в главный приоритет общественного развития. При этом государство должно учитывать не только свои интересы, но и интересы общества и бизнеса.

Интеллектуально-информационное предпринимательство в его широком значении далеко не ограничено рисковыми поставками интеллектуального продукта на рынок, но охватывает всю творческую интеллектуально-информационную деятельность поискового характера, нацеленную на прогрессивные инновации и образование синергетического эффекта.

В таком понимании, интеллектуально-информационное предпринимательство является главным, определяющим источником прогрессивного развития общества, причем во всех направлениях его жизнедеятельности.

Однако, государство своей политикой может, как способствовать прогрессу общества, так и тормозить его, как это наблюдается, например, в России на протяжении всего периода радикальных рыночных реформ. [1, с. 58]

Принцип 3 – государственная поддержка. Всемерная и эффективная поддержка государством интеллектуально-информационного предпринимательства. Речь идет о широком спектре мер государственной поддержки. В частности, совершенствование законодательства, регламентирующего предпринимательскую деятельность, совершенствование налоговой сферы в направлении развития и стимулирования предпринимательства. [2, с. 94] Кроме этого, возможна реализация ряда проектов на принципах государственно-частного партнерства.

Государству необходимо защищать интеллектуальную собственность, активно поддерживать отечественных предпринимателей, выходящих на внешние рынки с интеллектуально-информационным продуктом.

В то же время, государство должно активно противодействовать любым видам и формам антиобщественного, а в особенности криминального интеллектуально-информационного предпринимательства, умело используя, как экономические, так и административные меры воздействия.

Принцип 4 – безопасность. Осуществление обществом и государством действенных мер системного порядка, направленных на предотвращение использования результатов интеллектуально-информационного предпринимательства в ущерб личности, обществу и государству.

Принцип 5 – гуманность. Как сам процесс интеллектуально-информационного предпринимательства, так и его результат должны носить гуманный характер – соответствовать жизненным интересам личности и общества. В первую очередь это касается социальной ответственности бизнеса и государства.

Принцип 6 – экологичность. Развитие интеллектуально-информационного предпринимательства призвано активно способствовать формированию экологического образа жизни личности и переориентации сферы производства на экологически чистые технологии.

Ключевую роль в этой переориентации призвано сыграть интеллектуально-информационное предпринимательство, что возможно, однако, при активной действенной поддержке со стороны общества и государства, которые в данном случае должны проявить сильную волю.

Принцип 7 – синергетичность. Нацеленность интеллектуально-информационного предпринимательства на достижение возможно большего синергетического эффекта. На наш взгляд, следование стратегии государственной поддержки интеллектуально-информационного и других видов предпринимательства заявленным принципам позволит получить не математическую сумму частных эффектов, а, через их взаимоусиление, приведет к формированию синергетического эффекта.

Величина этого эффекта определяется, с одной стороны, качественными и количественными характеристиками факторов производства и условиями внешней среды, а с другой – рациональностью, оптимальностью комбинирования этих факторов и поведения применительно к особенностям внешней среды и с активным влиянием на нее в желательном направлении.

Принцип 8 – оптимальность. Оптимальное сочетание интеллектуально-информационного предпринимательства, ориентированного как на рынок, так и на непосредственное удовлетворение общественных потребностей.

Оптимальность сочетания этих двух видов интеллектуально-информационного предпринимательства, по нашему мнению, должна соответствовать следующим критериям.

Критерий 1. Все конкретные разновидности интеллектуально-информационного предпринимательства, которые способны сами обеспечивать себе окупаемость и прибыльность достаточной величины в условиях ориентации их деятельности на рыночный спрос, должны быть отнесены к рыночно ориентированному интеллектуально-информационному предпринимательству.

При этом они не должны пользоваться особой финансовой поддержкой государства, за исключением случаев их выхода на внешние рынки, а также налоговых льгот, предоставляемых государством учреждениям науки, образования, культуры.

Критерий 2. Все целесообразные и, тем более, жизненно необходимые для общества и государства конкретные разновидности интеллектуально-информационного предпринимательства, которые не в состоянии обеспечить самоокупаемость и прибыльность при поставке их продукта на рынок, либо когда этот продукт должен распределяться в обществе бесплатно или по низким ценам, должны пользоваться финансовой поддержкой государства дифференцированно, в зависимости от общественной значимости того или иного интеллектуально-информационного продукта.

Принцип 9 – глобальность. Международное сотрудничество в области интеллектуально-информационного предпринимательства на уровне личностей, фирм и государств.

Для создания интеллектуально-информационного продукта наивысшего качества (более низкого уровня создавать интеллектуальный продукт бессмысленно) необходимо кооперировать свой интеллектуальный труд с наилучшими результатами сопряженного интеллектуального труда в ряде стран мира.

Такое кооперирование осуществляется на уровне личности, фирм и государств. Оно может происходить, как посредством обмена результатами НИОКР, в том числе через договора о сотрудничестве или куплю-продажу, а также посредством миграции кадров ученых и специалистов.

К сожалению, в сегодняшней геополитической ситуации реализация данного принципа затрудняется теми санкциями, которые введены западными странами в отношении экономики России в целом, и отдельных ее секторов и предприятий.

Принцип 10 – национально-государственный интерес. Целенаправленное регулирующее воздействие государства в интеллектуально-информационной сфере должно осуществляться с позиции национально-государственных интересов страны. При этом государство не должно забывать об интересах предпринимателей.

Принцип 11 – свобода. Полная свобода интеллектуально-информационного предпринимательства, если оно не угрожает личности, обществу, государству.

При этом интеллектуальный продукт наивысшего уровня и качества может быть создан только по внутреннему вдохновению, а оно возможно только в условиях свободы.

Принцип 12 – индивидуальность. Базирование интеллектуально-информационного предпринимательства на творчески-созидательном потенциале индивидуальности человека.

Построение стратегии воздействия государства на интеллектуально-информационное предпринимательство указанным принципам будет способствовать, на наш взгляд, скорейшему преодолению кризисных явлений в национальной экономике и переориентации страны от сырьевого характера экономики к инновационному производству и обновлению промышленности. Хотя бы в плане переориентации инвестиций финансовых структур от спекулятивно-посреднической сферы, ориентированной на «быстрые» деньги, в сферу материального производства и промышленности, которая (пусть и имеет больший срок окупаемости инвестиций) позволит укрепить экономику страны и сделать ее менее зависимой от цены на углеводородное сырье.

Соблюдение приведенных выше принципов позволит не только обеспечить устойчивое развитие предпринимательства в интеллектуально-информационной сфере, но и является предпосылкой формирования в России такой социально-экономической системы, которая будет не только учитывать жизненные интересы людей, открывая простор для проявления творческой индивидуальности и предпринимательской инициативы, но и обеспечивать гармоничный и устойчивый баланс интересов четырех системообразующих звеньев: общества, государства, малых и больших групп социальных слоев и отдельных личностей. [4, с. 108]

Литература:

  1. Герасина О.Н., Сальникова Т.С., Хончев М.А. Государственная поддержка и регулирование предпринимательства в интеллектуально-информационной сфере. Монография. – М.: МГИУ, 2009.
  2. Герасина О.Н., Матненко Н.Н., Сальникова Т.С. Государственное регулирование предпринимательства и повышение его эффективности в условиях кризиса. Монография. – М.: МГИУ, 2010.
  3. Многомерная экономика и управление производством: Монография / Под ред. проф. И.К. Ларионова и проф. О.Н. Герасиной. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2013.
  4. Механизмы экономических кризисов – системно-методологический подход: Монография / Под ред. проф. И.К. Ларионова и проф. О.Н. Герасиной. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2013.[schema type=»book» name=»ПРИНЦИПЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» description=»В статье раскрывается содержание основных принципов воздействия государства на интеллектуально-информационное предпринимательство в современных экономических условиях.» author=»Хончев Михаил Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found