В таможенном кодексе таможенного союза достаточно широко предусмотрено применение информационных социологий. Предварительное декларирование уже стало обязательной составной частью современных технологий. В настоящее время таможенная декларация может быть подана в отношении, иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза. Также она подается в электронном виде, что позволяет облегчить декларанту ее заполнения.
Для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, подтверждающие товары.
При предварительном таможенном декларировании товаров таможенным органом принимают заведенные декларантом копии этих документов или сведения из этих документов в электронном виде. После предъявления товаров таможенному органу предоставляются сведения, содержащиеся в копиях сведения, которые содержатся в оригиналах документов [6, с. 111].
Таким образом, инновационный принцип государственного развития предполагает применение информационных технологий в органах государственной власти, деятельность которых сопряжена с необходимостью обработки и анализа большего объема разнородной информации, чтона современном этапе особенно актуально.
Важность применения информационных технологий очевидна: они позволяют не только повысить контроль над участниками внешнеторговой деятельности, но и значительно ускорить процесс таможенного контроля, что в свою очередь увеличивает оборот внешней торговли и неизбежно ведет к экономическому росту, а также уменьшить нарушения со стороны сотрудников таможенных органов [5, с. 51].
Вследствие выше сказанного, можно отметить, что использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет решать много задач, связанных с эффектным осуществлением таможенного администрирования.
На рисунке 1 нами систематизированы задачи позволяющие повышению эффективного осуществления таможенного администрирования.
Информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных научных понятий:
-методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники,
-методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием,
— практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Рис 1. Задачи, связанные с осуществлением таможенного администрирования
Разработка и внедрение информационных технологий в сфере таможенного дела ориентированная на внедрение перспективных технологий продвигаемая ФТС России позволяет[7, с. 244]
-повысить качество и оперативность работы таможенных органов,
-обеспечить новый уровень информатизации таможенной службы России.
Таким образом, суть совершенствования таможенного администрирования, заключается в том, чтобы максимально упростить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее.
Реализация внедрения таможенного администрированияпозволит:усовершенствовать таможенные операции и процедуры,сделать их более простыми,быстрыми,прозрачными и менее затратными с одновременными повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения его акцента на этап после выпуска товаров [1,2].
Наиболее перспективными направлениями является электронное декларирование и предварительное информирование в комплексе с технологией удаленного выпуска. Главное преимущество этих систем в том, что они позволяют значительно упростить и ускорить таможенный контроль.
На рисунке 2 отметим основные направления совершенствования таможенного администрирования.
Рис 2. Основные направления совершенствования таможенного администрирования
В результате реализации основных направлений должен быть создан баланс между эффективностью таможенного контроля и упрощением таможенных формальностей [4, с. 61].
Реализация таможенной службой поставленной государством задачи по созданию стабильных и благоприятных условий для развития внешней торговли и проведения эффективного таможенного контроля не может быть эффективно осуществлена без внедрения и использования современных информационных технологий, необходимость применения которых обусловлена быстрым увеличением объемов международной торговли, усложнением ее структуры.
В настоящее время в свете решения основных направлений совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в на период 2012-2015 годытаможенной службой России ведется постоянная работа по внедрению и адаптации современных инструментов таможенного администрирования и контроля, основанных на информационных технологиях и международных нормах, среди которых можно отметить:
— использование информационных технологий при совершении таможенных операций;
— разработка новых программных продуктов, обеспечивающих защиту, полноту и конфиденциальность обрабатываемых данных;
— система управления рисками;
— внедрение электронной подписи;
— модернизация информационной сети ЕАИС таможенных органов) [3].
Исходя из этого, можно сказать, что эффективное внедрение Концепции своевременной Интегрированной информационной сети внешней и взаимной торговли Таможенного союзаспособствует:
1) существенному сокращению сроков осуществления таможенных операций и таможенного контроля;
2) автоматизации многих процессов, касающихся взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с таможенной службой России, а также самой таможенной службы с иными органами исполнительной власти;
3) повышения качества предоставления таможенных услуг;
4) упрощению обеспечения соответствия информационных систем таможенной службы России с информационными системами зарубежных стран.
Список использованных источников:
- О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
- Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р.
- Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 годах.
- Александров Д.Л. Информационные технологии в таможенных услугах и их проявление в экономической эффективности таможенных операций // Вестник Российской таможенной академии. – 2012.-№3.-с. 59-64.
- Малиновская И.Н. Методика оценки результативности деятельности таможенных органов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. №1. С. 49-53.
- Чаплыгина М.А. Социально-психологические факторы эффективной управленческой деятельности таможенного персонала. Наука и образование в 21 веке. Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. — С.108-112.
- Чаплыгина М.А., Коварда В.В. Основы документооборота в таможенных органах. СПб: ИЦ Интермедия, 2015. 282 с.[schema type=»book» name=»Применение информационных технологий, как одно из направлений совершенствования таможенного администрирования» description=»Прогрессивные направления построения таможенного контроля в Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур и рамочных стандартов меняют философию Таможенного администрирования, закладывают основные принципы только таможенного регулирования.» author=»Горбенко Вита Михайловна, Малахова Светлана Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]