Приступая к раскрытию потенциалов инновационного развития маркетинга территорий необходимо сделать общую вводную по экономическому потенциалу России и регионов.
Под экономическим потенциалом регионов понимается совокупность ресурсов, способных принимать участие в производстве материальных благ и оказании услуг при определенном уровне развития производительных сил. На период до 2020 года поставлена задача перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Тем не менее, значительная часть отечественных исследователей и практиков продолжает связывать развитие региональной экономики с концентрацией усилий по использованию местных природных ресурсов, развитием естественных монополий, решением проблем на базе административных ресурсов и т.д.
Инновационная деятельность, как эффективный инструмент коммерциализации достижений научно-технического прогресса национальными экономиками, становится доминирующим компонентом индекса глобальной конкурентоспособности, рассчитываемого по методике Всемирного экономического форума (ВЭФ) по которому Россия занимает 45 место, индекс 4.44 [6] В настоящее время складываются 4 главных центра мирового научно-технического прогресса – США, Европейский Союз, Япония и Китай (табл. 1).
Таблица 1.
Показатели научно-технического развития некоторых стран [6]
Страны | Индекс экономики знаний | Индекс инноваций | Количество патентов |
Уровень расходов на НИОКР |
||||
оценка |
рейтинг | оценка | рейтинг | оценка | рейтинг | оценка |
рейтинг |
|
С Ш А | 8.77 | 12 | 60,3 | 5 | 503 582 | 2 | 2,9 | 8 |
Германия | 8.90 | 8 | 55,8 | 15 | 59 444 | 5 | 2,82 | 9 |
Япония | 8.28 | 22 | 52,2 | 22 | 342 610 | 3 | 3.36 | 5 |
Китай | 4.37 | 84 | 44,7 | 35 | 526 412 | 1 | 1,7 | 21 |
Российская Федерация | 5.78 | 55 | 37,2 | 62 | 41 414 | 7 | 1,16 | 32 |
Российская Федерация в группу лидеров в данном рейтинге не входит – на ее долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР (по паритету покупательной способности) и 1% – по обменному курсу.
Подушевые расходы на НИОКР в России не превышают 140 долл., в то время как в странах ОЭСР порядка 700 долл., а в Японии, Израиле и других странах – 1,1 тыс. долл. И это тревожные позиции.
Раскроем некоторые тенденции развития системы организаций научно-технической сферы в РФ. За период с 2000 г. по 2014 г. существенно изменилась структура организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Так, доля научно-исследовательских организаций в общей структуре организаций, выполняющих научные исследования и разработки в России, сократилась с 65,5% в 2000 г. до 46,9% в 2014 г, доля проектных и проектно-конструкторских организаций – снизилась с 2,1% (2000 г.) до 0,9% (2014 г.). [8] При этом, за период с 2000 г. по 2014 г. увеличилась доля организаций сектора высшего профессионального образования в общей структуре организаций, выполняющих исследования и разработки, с 12,8% до 21,5%. Согласно методике экспертов Всемирного экономического форума, возможность достижения устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе в равной степени зависит от трех категорий переменных: макроэкономической среды, государственных институтов и технологий.
Тенденция характерная на протяжении последних 15 лет ранжирования федеральных округов по количеству расположенных на их территории организаций, выполняющих исследования и разработки, дает представление о структуре территориального распределения объектов научно-технической сферы. Так, по данным за 2014 г. за Центральным округом приходилось 36,4% от общего количества организаций, выполняющих исследования и разработки, Приволжский федеральный округ –17,2%, Северо-Западный – 12,9%, Сибирский – 11,8%, Уральский– 6,6%, Южный – 6,5%, Дальневосточный – 4,7%, Северокавказский – 3,2% и Крымский −0,6% от общего количества организаций, выполняющих исследования и разработки.
Если мы обратимся к системе показателей оценки инновационной деятельности Комиссии европейских сообществ, используемую для сравнительного анализа оценки развития инновационной деятельности в странах ЕС, а также сопоставления их с показателями США и Японии, то убедимся, что данная система включает в себя 16 индикаторов, разделенных на четыре группы: человеческие ресурсы; генерация новых знаний; трансфер и использование знаний; финансирование инноваций, результаты инновационной деятельности.
За последние годы в России появился целый ряд различных методов оценки инвестиционной привлекательности регионов России, применяемых как перечисленными известными международными консалтинговыми агентствами, так и некоторыми организациями России. Среди них можно назвать: рейтинговое агентство «Эксперт»; российский Институт экономики города; инвестиционную компанию «Альфа-Капитал; экспертный институт Российского союза промышленников и предпринимателей; лабораторию регионального анализа и политической географии МГУ и т.д.
Из отечественных организаций на постоянной основе присвоением рейтингов регионам России (в том числе по уровню инновационного потенциала) занимается агентство «Эксперт». По инновационной активности населения в России первые места занимают Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская и Новосибирская области. [2]
В последние годы многие территории стали конкурировать между собой, составляя основу территориального маркетинга, за привлечение различного вида ресурсов, в том числе инвестиций, что привело к осознанию необходимости использования маркетинга для формирования рыночной привлекательности территории, ее конкурентоспособности. В связи с этим любое территориальное образование нуждается в разработке и уточнении индикаторов оценки конкурентоспособности регионов, продвижения их на глобальный рынок территорий. [4]
Тем не менее, Россия входит в 12 самых высокотехнологичных экономик, в первую десятку по количеству инновационных компаний, занимаем пятую строчку в рейтинге Bloomberg стран по числу высококвалифицированных специалистов. Актуальность проблемы разработки интегрированных индикаторов оценки маркетингового позиционирования регионов на основе действующей статистической отчетности связана, прежде всего, с активизацией процессов глобализации, которые выражаются в свободном перемещении материальных и нематериальных ресурсов (финансовых, человеческих, интеллектуальных и т.п.) с целью поиска наиболее выгодных сфер их применения. В связи с этим многие регионы стали конкурировать между собой за привлечение ресурсов, в том числе инвестиций, что привело к осознанию необходимости использования философии и технологий маркетинга для формирования рыночной привлекательности территории.
К базовым факторам конкурентного индикатирования регионов классически относят: сырьевые и трудовые ресурсы и их квалификацию, научный, управленческий потенциал, производственную базу; к обеспечивающим — предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктуру и др. [3]
Для реализации своей целевой ориентации маркетинг конкретных регионов вырабатывает комплексы мер, обеспечивающих: формирование и улучшение имиджа региона, его престижа, деловой и социальной конкурентоспособности через интегрированную систему показателей; расширение участия региона в реализации международных, федеральных, региональных программ. Здесь на первое место предпочтительности выходят объемы и доля участия привлечение на территорию государственных и иных внешних по отношению к территории заказов. Индексы инвестиционной привлекательности, стимулирование приобретения и использования собственных ресурсов региона за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах и др. Глобализация фактически сформировала рынок регионов, на котором каждая территориальная единица старается предложить наиболее привлекательные виды продуктов, условий для проживания, отдыха или ведения бизнеса и инвестиций, кооперации усилий компаний в инновационном секторе развития, а потребители (население, инвесторы, туристы) выбирают ту территорию, которая соответствует их потребностям. Здесь уместно выделить индекса развития человеческого капитала, индикаторы комфортности проживания, индекса социальной обеспеченности, и др. В связи с этим любое территориальное образование (регион) нуждается в конкурентной оценке и позиционировании продуктов, услуг, направлений развития инфраструктуры, разработке маркетинговой концепции развития и продвижения, используя интегрированные индикаторы оценки маркетингового позиционирования регионов России. [1]
Введем понятийное доуточнение конкурентного позиционирования территории (регион, город). — это выбор позиции на национальном и международном рынке, исходя из оценки конкурентной среды, собственных и чужих преимуществ и недостатков, и ее корректирование в зависимости от влияния факторов окружающей среды.
Первая группа факторов относится к мировой практике, которая показывает, что прикладной аспект исследования конкурентоспособности экономических субъектов лежит в плоскости реализации бенчмаркинга.[1] Другая группа факторов методологии оценки и индикатирования регионов, связана непосредственно с неоклассическим позиционированием региона, направленная на реализацию конкурентного потенциала региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях, как между странами мира. По Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2015 году Россия заняла 50 место среди 188 стран и территорий оставшись в группе стран с высоким уровнем ИРЧП.
Тем не менее, масса вопросов в исследуемой области не решена. Архитектурой нерешенного в вопросах маркетинга территорий является определение и отбор статистических методов оценки рыночной привлекательности маркетинга территорий. Сущность и значение маркетинга территорий в экономическом развитии страны раскрывается через рассмотрение структуры 4Р как активного структурного субъекта рыночных отношений, деятельность которых является одним из факторов формирования экономической ситуации региона. Как правило, изучение вопросов, связанных с развитием экономики территории предполагает рассмотрение комплексных макроэкономических явлений, уточнения базовых понятий данного направления маркетинга с позиции значимости развития процессов на уровне региона. Данное положение отражает сущность маркетингового подхода к формированию направления маркетинга территории, организации, развитию и управлению их деятельностью, как источника предпринимательской, преобразующей активности, направленной на решение задач удовлетворения человеческих потребностей, как бы они не обозначались: нужды потребителей, предпочтения клиентов, потребности сегментов, желания граждан, требования населения и пр.
Таким образом, потенциал развития маркетинга территории в экономическом развитии страны многоаспектен, его полифония мало еще исследована и определяется разработкой инструментов его оценки и использования в практике результативности поведения и управления регионами.
Использованная литература
- Данько Т.П. Интегрированные индикаторы оценки маркетингового позиционирования регионов России в оперативном мониторинге развития субъектов РФ в книге Оперативный мониторинг в структуре региональных центров социально-экономического развития/отв.ред Зарова Е.В..-Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова, 2013.-152с ISBN 978-5-7307-0904-1 с18-27
- Данько Т.П. Оценка потенциалов развития регионов и архитектура их конкурентоспособности. (На примере республики Саха, Приморского края и Хабаровского края) журнал Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права № 2(54) 2015
- Данько Т.П., Архитектура оценок конкурентного позиционирования регионов РФ. Вестник Уфимский государственный университет экономики и сервиса УГУЭС 2(8)/ 2014
- Данько Т.П., Зарова Е.В. Методика оценки конкурентности региона на основе коэффициента делового позиционирования бизнеса ж Экономические науки №5 2015
- Монография Маркетинг территорий (регионы Российской Федерации) Под ред. В.И Гришина, Е.В. Заровой, Т.П. Данько. -Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. – 280с. ISBN 978-5-7307-0998-0
- Источник: URL:
- Источник: URL: https://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-patents/info
- Информационно-статистический материал «Статистика науки и образования» Выпуск 5 «Организации и персонал, выполняющие научные исследования и разработки» Москва – 2015
- Исследования: Департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ М. 2015
[1] Бенчмаркинг может рассматриваться как процесс, деятельность по долгосрочному обдумыванию стратегии предпринимательства, основывающиеся на лучшем опыте партнеров и конкурентов на отраслевом, межотраслевом, национальном и межнациональном уровнях.[schema type=»book» name=»Потенциалы инновационного развития маркетинга территорий.» description=»Раскрытие потенциалов инновационного развития маркетинга территорий требует отработки инструментариев оценки. Территории стали конкурировать между собой, составляя основу территориального маркетинга, за привлечение различного вида ресурсов, в том числе инвестиций, что привело к осознанию необходимости использования маркетинга для формирования рыночной привлекательности территории, ее конкурентоспособности.» author=»Данько Тамара Петровна, Салимов Агакерим Агасалим оглы» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-23″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]