Развитие сферы услуг и ее влияние на экономику во взаимодействии с другими секторами экономики является важным отражением повышения качества жизни населения страны. Рост личной мобильности граждан, развитие малого и среднего бизнеса определяет необходимость развития дорожно-транспортной инфраструктуры, в частности территориального размещения и строительства мотелей. В статье рассмотрены основные тенденции и перспективы отечественного рынка мотелей. Исследование основных статистических показателей работы мотелей, анализ придорожной инфраструктуры Украины и состава автотранспорта и динамики его изменения за последние годы позволили выделить основные причины, тормозящие развитие данного гостиничного сегмента.
В последние годы в Украине начал развиваться рынок мотелей. Однако формат Украинский мотелей значительно отличается, от принятого в международной практике. На сегодняшний день в Украине к данной категории относят небольшие гостиницы (мини-отели) с номерным фондом, не превышающей 20 номеров, и включает в себя различные категории номеров. Они предлагают клиентам определенный спектр гостиничных услуг: рестораны, конференц-залы, что в корне противоречит международной практике, согласно которой в мотелях должны быть номера одной категории, и дополнительные сервисные услуги в них не предусмотрены. К тому же очень часто к категории мотелей в Украине относят объекты недвижимости, расположенные в черте города, а не за городом, вдоль автострад.
Объекты недвижимости, которые в наибольшей степени соответствуют понятию мотель на территории Украины, преимущественно расположенные в курортных зонах страны, в первую очередь в Западном регионе, в том числе в Карпатах, Одесской области. На основных трассах и магистралей страны количество таких объектов минимально.
Основной причиной незначительного количества мотелей в ее классическом понимании является отсутствие четкой классификации, стандартов и регуляторной базы, направленной исключительно на этот узкий сегмент. В связи с этим в нашей стране не представляется возможным точно определить спрос и предложение на данный вид недвижимости.
Принято считать, что в идеальном своем виде мотель появился именно в Америке. Его дешевым прообразом были кемпинги, альтернатива дорогим отелям, — небрежные деревянные времянки, раскинувшиеся в начале прошлого века к западу от Миссисипи.
В 1952 г. в Америке появился новый «мотельный» стандарт – отельHolidayInn, который был открыт бизнесменом Кеммонсом Уилсоном. Так в стране возникла сеть HolidayInn, что действует и по настоящее время.
Главной приметой развития рынка мотелей на западе есть жесткая конкуренция. Все больше мотелей там по уровню сервиса приближаются к дорогим гостиницам, оставаясь при этом сравнительно недорогими. Жесткая конкуренция заставляет предоставлять постояльцам все больше удобств, причем иногда эти удобства вполне сопоставимы с роскошью фешенебельных курортных гостиниц. Крупнейшие из мотелей, особенно если они принадлежат известным сетям, построены так, чтобы по максимуму сделать комфортным пребывание путешественника: к услугам туристов плавательные бассейны, теннисные корты, солярии, видеомагнитофоны в каждом номере и даже индивидуальные кофеварки.
Рынок мотелей в Украине на сегодня не сформирован, и в классическом понимании они на местном рынке практически отсутствуют. Развитие данного сегмента следует начинать, в первую очередь, по установлению четкого разграничения между мотелями и гостиницами, а также разработки определенного набора обязательных требований и стандартов, которым должен соответствовать объект недвижимости данного типа.
На рис. 1.1. отображена структура мотельного рынка Украины в 2014 году.
Рис. 1.1 — Структура гостиничного рынка Украины в 2014 г., количество.
Данные, приведенные на рис. 1.1. подтверждают вышесказанное, ведь всего по Украине в 2014 насчитывалось 151 мотель, что составляет 4,2% от всего количества предприятий гостиничного рынка.
К тому же следует отметить, что в общем сегмент бизнеса — придорожная инфраструктура — характеризуется низким порогом вхождения и очень невысокой конкуренцией. В целом по Украине рынок насыщен не более чем на 30%. Этот показатель выше на дорогах около больших городов (Киев, Одесса, Львов, Харьков), но все равно не превышает 70-80% (рис 1.2).
Среди наиболее растягивающих трасс Украины следует выделить Львов-Кировоград — 678 км. и Львов-Киев — 536 км. Инфраструктура на этих трассах представлена 31 отелями (на каждой), имеются рестораны и АЗС. Короткая трасса Харьков-Донецк имеет протяженность 291 км. Согласно официальным данным на ней свои услуги предлагают 12 гостиниц, 19 ресторанов и 5 АЗС.
Рис. 1.2 — Придорожная инфраструктура Украины.
Современная инфраструктура дорожного сервиса в Украине наиболее развита на трассах между Львовом, Киевом и Харьковом (табл.1). В частности, от Львова до Киева придорожные заведения разного уровня встречаются регулярно почти на всем пути. Исключение — практически «пустой» перегон от Новоград-Волынского до Житомира. А наибольшее скопление хороших и недорогих мотелей и ресторанов наблюдается в районе Ровно. На Харьковской трассе аналогичная ситуация. Лучший выбор мотелей и ресторанов — под Хоролом, на полпути между Киевом и Харьковом. Однако здесь есть длинный «пустой» участок между Полтавой и Харьковом. Между Харьковом и Донецком ситуация с придорожным сервисом хуже. На маршруте Донецк — Кировоград — Львов хорошие заведения также встречаются очень неравномерно. Если между Донецком и Кировоградом выбор еще есть, то участок от Кировограда в Умань абсолютно «пустой». Но после Умани проблем с ночлегом и питанием нет.
Таблица 1. — Характеристика придорожной инфраструктуры Украины
Траса | Протяжённость | Средняя скорость | Время в пути | Гостиницы | Рестораны | АЗС |
М-06 (Е40) Львов-Киев | 536 км | 90 км/ч | 6 часов | 31 | 25 | 42 |
Н-02, М-12 (Е50) Львов-Кировоград | 678 км | 65 км/ч | 10 часов | 31 | 16 | 37 |
М-06 (Е40) Киев-Харьков | 477 км | 80 км/ч | 6 часов | 29 | 34 | 44 |
М-12, М-04 (Е50) Кировоград-Донецк | 490 км | 75 км/ч | 6,5 часов | 15 | 21 | 27 |
М-03 (Е40), Н-20 Харьков-Донецк | 291 км | 70 км/ч | 4,5 часов | 12 | 19 | 5 |
Чемпионат, который проходил в нашей стране, по футболу в некоторой степени способствовал открытию у трасс между городами-участниками чемпионата современных отелей, появилась тенденция по улучшению качества обслуживания. Но что касается большей части территории страны, ситуация практически не изменилась. Украинский рынок придорожной инфраструктуры характеризуется также очень завышенными ценами, поскольку конкуренция на нем практически отсутствует.
Особенно внимание притягивает практически отсутствие доступных отелей возле трасс международного и государственного значения. Большинство водителей-дальнобойщиков (да и простых водителей, отправляющихся в длительную поездку), с удовольствием согласились бы остановиться на отдых в недорогом мотеле, в комнатах, где есть пластиковые окна, чистыя мебель, чистая постель, душ, где есть столовая или кафе, чем ночевать в тесных кабинах автомобилей. Все это толкает на мысль, что вхождение в этот сегмент бизнеса может быть вполне успешным.
Как следует из данных статистики по 2014 год, только 2,6% от общего числа лиц, воспользовавшихся услугами гостиниц, останавливались в мотелях. Эти же данные говорят о весьма незначительной плотность мотелей на трассах. На сегодняшний день нельзя назвать точную цифру количества придорожных гостиниц, поскольку многие из этих гостиниц не имеет лицензии и официально не зарегистрированы. Рынок на данный момент еще полулегальный и абсолютно хаотичен. В большинстве отелей отсутствуют парковки, охраняемые автостоянки, не говоря уже о других удобства, необходимых человеку в дороге: ванной комнаты, телефона, телевизоров в номерах.
Согласно данных официальной статистики в 2013 г. количество мотелей составляла всего 119, увеличившись за год на 21 (рис. 1.3).
Рис. 1.2 — Динамика основных показателей работы мотелей в Украине
Заметный рост основных показателей в этом сегменте гостиничного бизнеса за анализируемый период можно объяснить реализацией планов украинского правительства по развитию автомобильных дорог, ростом грузоперевозок автомобильным транспортом и увеличением популярности путешествий на личном автотранспорте. Количество грузового автотранспорта увеличилось на 27%, пассажирских авто на 33%, легковых на 8%. Строились новые дороги, началось строительство скоростных автомагистралей. Объемы перевозок автомобильным транспортом непрерывно росло.
Международные требования к автомагистралям предусматривают строительство придорожных комплексов оптимальной частоты гостиниц через каждые 100-150 км. Однако, в наших условиях украинской реальности необходимо учитывать многие другие факторы: интенсивность и характер автотранспортного потока, наличие или близость коммуникаций, туристический потенциал территорий.
Концепция построения этого бизнеса, основанная на правильном географическом размещении объектов, однако украинские владельцы и бизнесмены не привыкли работать по стандартам. Выбор площадки, в большинстве случаев, основанный на интуиции и собственном мнении: иногда предприниматель случайно получает какое-то место на трассе, строит объект по своему вкусу без проведения необходимых маркетинговых исследований. Более того, собираясь в дальний путь, часто невозможно найти на карте мотель, который есть на трассе.
Отсутствие маркетинговых исследований, стандартов в работе приводит к многочисленным некачественных проектов в этом сегменте. Эти проекты нельзя считать провальными по причине отсутствия конкурентных предложений и за неимением лучшего автомобилистам не приходится выбирать.
Таким образом, массовая автомобилизация, развитие транспортных коридоров и отсутствие качественного сервиса на украинских дорогах, свидетельствует о привлекательности инвестирования в мотели и придорожные гостиницы на Украине.
Украина находится на пересечении европейских транспортных потоков, ее территория составляет 5,7% территории Европы и 0,44% (43 место в мире) территорий мира. Украина отведена важная роль в деле возрождения шелкового пути.
Строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог Украины — одно из направлений выхода из экономического кризиса, способствующий прогрессу и развитию межконтинентальной торговли. Однако без качественного сервиса на дорогах.
Таким образом, развитие придорожных гостиничных комплексов и оборудования дорог позволил бы повысить безопасность наших дорог, дало бы дополнительные рабочие места, возможность развития среднего бизнеса и развития предприятий, задействованных в работе этих комплексов. А также позволило бы развивать автобусный и автомобильный туризм, который приносит миллионы долларов прибыли в европейских странах.
Литература
- Державний комітет статистики України [Електронний ресурс]. — Сайт Ukrstat. — 2014. — Режим доступу:
- ДСТУ 4527:2006 «Послугитуристичні. Засобирозміщення. Терміни та визначення» .Введ. 2006-10-01. К. :ДержстандартУкраїни, 2007. — 10с.
- Журнал «Статус. Экономические известия» [Електронний ресурс]. – Сайт S – 2014. — Режим доступу: .
- Обзор рынка гостиничной недвижимости Украины: 2014 г. [Електронний ресурс]. – Сайт Kanzas. – 2013. — Режим доступу: https://www.kanzas.ua/overview_hotel/page_view/Obzor-rynka-gostinichnoi-nedvizhimosti-Ukrainy-201-20-12-2013/
- Сайт Otelinet. – 2014. — Режим доступу:
- Головне управління статистики Донецької області. [Электронный источник]: https://donetskstat.gov.ua/statinform/kultphp
- Система онлайн − бронюванняготелів: [Електронний ресурс]., 1996–2014.URL: https://www.booking.com/
- Электронный журнал «Дорога.юэй» [Електронний ресурс]. – Сайт Doroga.ua.–2014.-Режим доступу: https://www.doroga.ua/Pages/News.aspx?NewInfoID=3542.[schema type=»book» name=»ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОТЕЛЕЙ УКРАИНЫ» description=»В статье приведены результаты маркетинговых исследований рынка мотелей Украины. Выявлены основные причины сложности в развитии рынка мотелей, а также даны рекомендации по расширению и продвижению услуг мотелей и придорожных гостиниц.» author=»Заремба Павел Александрович, Охременко Светлана Игоревна, Тищенко Евгения Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]