В настоящее время малое предпринимательство является одним из ведущих секторов экономики России, определяющим темпы экономического роста, качество валового национального продукта и состояние занятости населения. Отличительными чертами малого бизнеса являются: совмещение функций собственника и управляющего в одном лице, оперативность принятия решений, повышенная восприимчивость к инновациям, быстрая реакция на возникновение открытых ниш рынка. Однако, высокая капиталоемкость инновационных технологий, машин и оборудования, выходящая за пределы финансовых возможностей субъектов малого бизнеса, препятствует приобретению и не обеспечивает необходимый рост эффективности производства и доходности бизнеса. Поэтому в России деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». На территории Ростовской области реализуется Областная долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 гг.», основными задачами которой, являются:
— повышение роли малого и среднего предпринимательства в улучшении жизни населения;
— обеспечение взаимодействия бизнеса и областных органов государственной власти посредством развития государственно-частного партнерства, привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области;
— наполнение регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера;
— увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в инновационной сфере;
— увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты российской бюджетной системы.
Тенденции роста количества субъектов малого предпринимательства, их оборота и сальдированного финансового результата стали индикаторами создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Ростовской области (таблица 1).
Таблица 1 – Динамика основных экономических показателей деятельности малых предприятий в Ростовской области за 2011-2013 гг. [3; 5, с. 202]
Показатель | Малые предприятия | в том числе микропредприятия | ||||||
2011 год | 2012 год | 2013 год | Темп роста, % | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Темп роста, % | |
Всего предприятий, единиц | 54619 | 56335 | 54744 | 100,2 | 48086 | 49578 | 48457 | 100,8 |
Оборот предприятий, млн. руб. | 574766,3 | 622470,1 | 635030,2 | 110,5 | 203429,9 | 227571,3 | 239736,5 | 117,8 |
Среднесписочная численность работников,
тыс. чел |
338,8 | 316,3 | 297,5 | 87,8 | 109,0 | 131,7 | 129,5 | 118,8 |
— из них: работников без внешних совместителей и несписочного состава | 289,0 | 287,5 | 273,7 | 94,7 | 97,6 | 119,9 | 119,1 | 122,0 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. | 14824,3 | 18044,5 | 17553,1 | 118,4 | 3194,4 | 4282,8 | 4217,8 | 132,0 |
Сальдированный финансовый результат, тыс. руб. | 16525422 | 19960629 | 31756145 | 192,2 | — | — | — | — |
Наблюдается положительная тенденция к росту числа малых предприятий, хотя и несколько замедленными темпами: малые предприятия увеличились за 2011-2013 годы на 0,2 %, хозяйства индивидуальных предпринимателей – на 0,8 %, их доля в общем количестве малых предприятий составляет 88,0-88,5 %. Оборот малых предприятий вырос на 10,5 %, а прибыль — на 92,2 %. Инвестиции в основной капитал за трехлетний период выросли на 18,4%.
В январе-сентябре 2014 года на малых предприятиях Ростовской области, численностью 5942 единиц, количество замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями и работавшими по договорам гражданско-правового характера составило 155197 человек (92,0 % к уровню января-сентября 2013 года). За этот период оборот малых предприятий (без микропредприятий) составил 279869,4 млн. рублей (107,5 % к уровню января-сентября 2013 года) [6, c.79-85]. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий) в январе-сентябре 2014 года составил 8930 млн. рублей [6, c. 87].
Удельный вес субъектов малого предпринимательства в общем объеме оборота розничной торговли Ростовской области в 2013 году составил 50,8 %, крупных и средних организаций – 40,0 %, а доля розничных рынков и ярмарки равна 9,2 %. Необходимо отметить, что в сфере малого предпринимательства торговля занимает ведущее место (таблицы 2-3).
Таблица 2 – Динамика и структура численности малых предприятий Ростовской области по видам экономической деятельности за 2011-2013 гг. [3]
Показатель |
Млн. рублей |
Удельный вес, % |
||||||
2011 год | 2012 год | 2013 год | Темп роста, % | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Темп роста, % | |
Всего малых предприятий | 54619 | 56335 | 54744 | 100,2 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
— из них: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 2842 | 2541 | 2297 | 80,8 | 5,2 | 4,5 | 4,2 | 80,8 |
— рыболовство, рыбоводство | 117 | 117 | 109 | 93,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 100,0 |
— добыча полезных ископаемых | 170 | 180 | 163 | 95,9 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 100,0 |
— обрабатывающие производства | 5484 | 5580 | 5429 | 99,0 | 10,0 | 9,9 | 9,9 | 99,0 |
— производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 227 | 228 | 234 | 103,1 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 100,0 |
— строительство | 6301 | 6446 | 3258 | 51,7 | 11,5 | 11,4 | 11,4 | 99,1 |
— оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования | 21914 | 22749 | 21733 | 99,2 | 40,1 | 40,4 | 39,7 | 99,0 |
— гостиницы и рестораны | 1952 | 2060 | 2099 | 107,5 | 3,6 | 3,7 | 3,8 | 105,6 |
— транспорт и связь | 3292 | 3500 | 3492 | 106,1 | 6,0 | 6,2 | 6,4 | 106,7 |
— операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 9818 | 10229 | 10148 | 103,4 | 18,0 | 18,2 | 18,5 | 102,8 |
— образование | 112 | 110 | 104 | 92,9 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 100,0 |
— здравоохранение и предоставление социальных услуг | 725 | 788 | 837 | 115,4 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 15,4 |
— предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 1033 | 1093 | 1079 | 104,5 | 1,9 | 1,9 | 2,0 | 105,3 |
Из приведенных данных о количестве малых предприятий по видам экономической деятельности видно, что больше всего субъектов малого предпринимательства Ростовской области сосредоточено в отрасли торговли – от 40,1% в 2011 году до 39,7% в 2013 году, то есть непроизводственная сфера и, прежде всего торговля, остается более привлекательной для малых предприятий, чем производственная. В два раза меньшее количество малых предприятий занимается операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, их доля в общей численности МФХ составляет 18,0-18,5%. На третьем месте выступает строительство, в нем задействовано 11,5-11,4 % всех предприятий.
Таблица 3 – Динамика и структура оборота малых предприятий Ростовской области по видам экономической деятельности за 2011-2013 гг. [3]
Показатель |
Млн. рублей |
Удельный вес, % |
||||||
2011 год | 2012 год | 2013 год | Темп роста, % | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Темп роста, % | |
Оборот малых предприятий, всего | 574766,3 | 622470,1 | 635030,2 | 110,5 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
— из них: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 17488,2 | 21102,8 | 19773,2 | 113,1 | 3,0 | 3,4 | 3,1 | 103,3 |
— рыболовство, рыбоводство | 747,2 | 756,3 | 734,1 | 98,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 100,0 |
— добыча полезных ископаемых | 1630,4 | 1176,8 | 1293,0 | 79,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 66,7 |
— обрабатывающие производства | 55890,6 | 61740,7 | 60666,5 | 108,5 | 9,7 | 9,9 | 9,6 | 99,0 |
— производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 1029,7 | 1115,7 | 1365,5 | 132,6 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 100,0 |
— строительство | 49191,7 | 47892,2 | 44411,0 | 90,3 | 8,6 | 8,7 | 7,0 | 81,4 |
— оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования | 377882,9 | 418114,5 | 435414,1 | 115,2 | 65,7 | 67,2 | 68,6 | 104,4 |
— гостиницы и рестораны | 9562,2 | 8629,6 | 8635,3 | 90,3 | 1,7 | 1,4 | 1,4 | 82,4 |
— транспорт и связь | 19488,8 | 18137,7 | 18719,4 | 96,1 | 3,4 | 2,9 | 2,9 | 85,3 |
— операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 36052,3 | 37270,1 | 37118,9 | 102,9 | 6,3 | 6,0 | 5,8 | 92,1 |
— образование | 123,6 | 129,6 | 144,3 | 116,7 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
— здравоохранение и предоставление социальных услуг | 2102,8 | 2770,2 | 2982,6 | 141,8 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 125,0 |
— предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 3459,0 | 3507,6 | 3597,9 | 104,0 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 100,0 |
Показатели оборота малых предприятий по видам экономической деятельности свидетельствуют о том, что большая часть оборота происходит в сфере торговли (оптовой и розничной), обеспечивающей 65,7-68,6 % всего товарооборота, сформированного всеми малыми предприятиями Ростовской области. На сферу обрабатывающих производств приходится больше 9-ти процентов оборота малых организаций, на сферу строительства 8,6-7,0 %, на сферу сельского хозяйства 3,0-3,1 %.
По данным Ростовстата, в январе-сентябре 2014 года 63,1 % товарооборота области обеспечили 29,6 % малых предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей, на втором месте оборот организаций обрабатывающего производства – 11,6 %, на третьем – оборот предприятий строительства – 8,1 %, оборот сельского хозяйства составляет 3,8 % [6, с. 79-80].
Особенно актуальную и важную роль играет малое предпринимательство в развитии сельского хозяйства. «С одной стороны, экономической, оно вносит существенный вклад в производство сельскохозяйственной продукции и обладает при этом огромным потенциалом для наращивания объемов её производства. С другой, социальной, — создает новые рабочие места, снижает уровень бедности, поддерживает сельский уклад жизни и сохраняет «целостность» территории страны» [2, с. 6]. Областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы включает 16 подпрограмм по развитию животноводства, растениеводства, малых форм хозяйствования на селе, пищевой и перерабатывающей промышленности, а также социальному развитию села (таблица 4). Мероприятия программы включают, как софинансируемые из федерального бюджета, так и осуществляемые только за счет средств областного бюджета с учетом региональных особенностей сельского хозяйства.
Таблица 4 – Динамика финансирования по отраслям АПК Ростовской области за 2008-2013 годы, млн. руб. [4]
Наименование показателя | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Темп роста, % |
На развитие животноводства | 116,1 | 147,1 | 192,3 | 929,8 | 425,4 | 159,5 | 137,4 |
На развитие отраслей растениеводства | 477,1 | 1555,6 | 893,5 | 935,1 | 1090,7 | 149,1 | 31,3 |
На развитие малых форм хозяйствования | 40,4 | 0,8 | 6,4 | 37,7 | 279,4 | 17402 | 431,2 |
На возмещение процентной ставки по кредитам и займам | 1502,3 | 2406,7 | 2929,2 | 3268,2 | 3081,8 | 2907,5 | 193,5 |
На устойчивое развитие сельских территорий | 401,7 | 292,7 | 743,1 | 725,9 | 966,4 | 1112,4 | 276,9 |
Итого | 1185,6 | 4402,9 | 4764,5 | 5896,7 | 5843,7 | 4502,7 | 379,8 |
Общий объем бюджетных ассигнований на финансирование сельско-хозяйственных товаропроизводителей Ростовской области в 2008-2013 гг. увеличился в 3,8 раза за счет: увеличения объема финансирования на развитие малых форм хозяйствования в 4,3 раза; на социальное развитие села — в 2,8 раза; на возмещение процентной ставки по кредитам – в 1,9 раза; на животноводство – в 1,4 раза. Большая часть средств предназначается на возмещение части процентной ставки по кредитам и займам, и составляет в 2013 году 2907,5 млн. руб.
В структуре финансирования Госпрограммы по отраслям в Ростовской области в 2008-2013 гг. преобладают расходы, связанные с возмещением процентной ставки по кредитам, удельный вес которых от общего объема финансирования увеличился с 12,8 % в 2008 году до 64,6 % в 2013 году.
Таблица 5 – Динамика производства сельхозпродукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Ростовской области за 2009-2013 гг. [4; 5 с. 258]
Показатель | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Темп роста, % | Удельный вес от общего объема в хозяйствах всех категорий, 2013 г. |
КФХ, тыс. единиц | 12,9 | 12,9 | 12,4 | 12,1 | 11,9 | 92,2 | — |
Площадь, участков КФХ, тыс. га | 1609,9 | 1644,2 | 1733,4 | 1746,3 | 1751,8 | 108,8 | — |
Средняя площадь земли на одно КФХ, га | 124 | 127 | 139 | 144 | 151,9 | 122,5 | — |
Валовой сбор зерновых культур, тонн | 1445218 | 1526824 | 1868438 | 1533329 | 1765796 | 122,2 | 26,7 |
Валовой сбор подсолнечника, тонн | 216948 | 206717 | 221556 | 181525 | 182001 | 83,9 | 22,4 |
Произведено (реализовано на убой) скота и птицы в живом весе, тонн | 21730 | 21762 | 19440 | 15145 | 15324 | 70,5 | 5,1 |
Молоко, тонн | 97498 | 105711 | 79616 | 75715 | 70895 | 72,7 | 6,6 |
Яйца от птицы всех видов, тыс. штук | 18028 | 17789 | 15911 | 10901 | 7330 | 40,7 | 0,4 |
Данные таблицы 5 свидетельствуют о снижении количества крестьянских (фермерских) хозяйств, сопровождающемся увеличением площади земли, приходящейся на одно хозяйство, то есть идет укрупнение хозяйств с дальнейшим переходом в иные формы хозяйствования. Валовой сбор подсолнечника снизился на 16,1 % в связи с уменьшением площади посевов этой культуры в Ростовской области с целью улучшения структуры севооборотов. Снижение надоев молока связано с сокращением численности дойного стада, недолговременным хранением молочной продукции и увеличением расходов на транспорт, удаленностью от городов и рынков молочной продукции.
Одним из ключевых факторов повышения качества жизни сельского населения и развития малых форм хозяйствования является развитая торгово-закупочная инфраструктура сельскохозяйственной продукции, поэтому необходимо расширение возможностей и улучшение условий сбыта продукции.
Для создания условий адаптации КФХ к вызовам аграрных кризисов в стране проектируются и создаются региональные (муниципальные) центры переработки и продажи сельхозпродукции, называемые «агропромышленными парками». Они представляют собой бизнес-объединения, содержащие объекты производственной, торговой и социальной инфраструктуры.
ООО НПФ «Инком-центр» в рамках выполнения Государственного контракта № 57 от 12.08.2014 года по заказу Департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области провел социологический опрос по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В социологическом опросе приняли участие 1100 предпринимателей, территория опроса охватывала 25 муниципальных образований области. Результаты опроса показали, что 74,5 % опрошенных руководителей позитивно оценивают созданные в Ростовской области условия ведения бизнеса [1, с. 3]. Большинство опрошенных предпринимателей не испытывают проблем с налогообложением и с получением различных лицензий, сертификатов и других разрешительных документов. При реализации преимущественного права на приобретение арендуемого государственного (муниципального) недвижимого имущества, главными проблемами, с которыми столкнулись респонденты, были длительный срок оформления документов (44,6 % опрошенных) и высокая стоимость процедуры (32,8 %).
Таблица 6 – Проблемы, возникающие у представителей малого бизнеса при прохождении отдельных процедур, по степени их значимости [1, с. 40]
Наименование процедуры | Первое место | Второе место | Третье место |
При регистрации права собственности на коммерческую недвижимость и земельные участки | Высокая стоимость процедуры | Отсутствие достаточной информации о порядке прохождения процедуры | Необходимость обращаться к посредникам |
При прохождении процедур предоставления, межевания земельных участков | Долгая процедура оформления земли | Завышенная кадастровая стоимость земли | Бюрократические барьеры |
При прохождении процедур перевода жилого помещения в нежилое и/или оформления документов на реконструкцию | Длительный срок оформления документов | Высокая стоимость процедуры | Препятствия со стороны государственных и муниципальных органов |
При участии в конкурсах (аукционах) на право заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества | Бюрократические барьеры | Высокая начальная цена договора (цена лота) | Длительные сроки реализации процедуры |
При реализации преимущественного права на приобретение арендуемого государственного (муниципального) недвижимого имущества | Длительные сроки оформления документов | Высокая стоимость процедуры | Препятствия со стороны государственных и муниципальных органов |
При прохождении процедур, связанных с получением лицензий, сертификатов, деклараций и других разрешительных документов | Значительный объем требуемых документов | Высокая стоимость приобретения разрешительных документов | Длительные сроки оформления документов |
Результаты опроса, проведенного ООО НПФ «Инком-центр», показали, что более половины предпринимателей, участвующих в социологическом опросе считают, что в настоящее время бизнесом более всего востребованы финансовая, информационная и консультационная поддержки. Среди форм финансовой поддержки наиболее эффективной участники социологического опроса считают получение субсидий. Этот вариант ответа выбрали 64,9 % от общего числа респондентов. Таким образом, стимулирование деятельности малого предпринимательства и продолжение государственной поддержки остаются актуальными, но, наряду с разъяснением механизма предоставления государственной поддержки, сокращением барьеров на пути доступа представителей малого бизнеса к получению средств поддержки необходима индивидуальная разъяснительная работа.
Ростовская область в числе первых регионов Российской Федерации разработала и ввела в действие механизм по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности. По результатам рейтинга Министерства экономического развития России Ростовская область вошла в группу регионов высшего уровня качества осуществления регулирующего воздействия, заняв 4-е место среди 83-х регионов.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что малое предпринимательство на Дону с каждым годом наращивает обороты и укрепляет свои позиции не только внутри области, но и за ее пределами. Программно-целевой подход к решению проблем малого предпринимательства и реализация целевых программ в Ростовской области позволяют формировать благоприятный предпринимательский климат, осуществлять мониторинг динамики показателей работы малых предприятий, контролировать исполнение намеченных целей и способствуют обеспечению экономического роста и занятости населения.
Список литературы:
- Аналитический обзор по результатам социологического опроса по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. – Ростов-на-Дону, 2014. – 42 с. [Электронный ресурс]. — Официальный портал Правительства Ростовской области. – Режим доступа URL:https://www.donland.ru/
- Нормативно-правовые и технолого-экономические аспекты развития приоритетных отраслей животноводства: монография / А.И. Баранников, Ю.А. Колосов, Н.Ф. Илларионова и др. – пос. Персиановский: Донской ГАУ, 2013. – 402 с.
- Официальный портал Федеральной службы государственной статистики Ростовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL:https://www.rostov.gks.ru/
- Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL:https://www.don- agro.ru/
- Статистический сборник «Сравнительные показатели социально-экономического положения городских округов и муниципальных районов Ростовской области. 2013». – Ростов-на-Дону: Ростовстат, 2014. – 409 с.
- Статистический сборник «Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-ноябре 2014 года». Ростов-на-Дону: Ростовстат, 2014. – 124 с.[schema type=»book» name=»ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» author=»Илларионова Наталья Федоровна» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]