Разведка и освоение природных богатств Арктики считается важнейшим направлением развития со времен Российской империи. Мужественные экспедиции братьев Лаптевых, Семена Челюскина, Федора Литкина и других исследователей внесли неоценимый вклад в изучение Арктики. Особое внимание к данному региону обусловлено его богатой природно-ресурсной базой. На данный момент реализовывается масштабная программа по воспроизводству и использованию природных ресурсов Арктической зоны.
В рамках данной работы автором проанализирована текущая материально-ресурсная база, выявлены основные проблемы при реализации стратегии развития Арктической зоны, а также предложены собственные рекомендации относительно направлений развития добывающего сектора экономики.
Первоочередной задачей Правительства при разработке мер по развитию российской Арктики можно назвать установление ее внутренних границ. Для осуществления данной задачи был обнародован перечень субъектов России, территории которых относятся к данной зоне. В нее вошли Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, часть территорий Республики Саха, Республики Коми, Красноярского края и Архангельской области. Данные регионы находятся за Полярным кругом, а значит характеризуются экстремально суровыми климатическими условиями. Кроме того, практически все они обладают впечатляющими запасами полезных ископаемых.
Количественное измерение объема природных ресурсов, которыми располагает Арктическая зона, затруднено по двум причинам. Во-первых, отсутствует статистическая база для измерения не только разведанных ресурсов, но и прогнозируемых запасов. Данная проблема оперативно решается, и с будущего года планируется вести статистику не только по субъектам административно-территориального деления России, но и обособленно по Арктической зоне. [3] Во-вторых, по оценкам экспертов огромная доля природных ресурсов на данный момент не разведана. Поэтому требуется формировать проекты по организации комплексного изучения континентального шельфа и прибрежных территорий, а также подготовить запасы углеводородного сырья на основе государственной программы освоения минеральных ресурсов, обеспечивающих существенный прирост балансовой базы полезных ископаемых арктических морских месторождений.
Среди всех видов ресурсов особо можно выделить топливно-энергетические (газ и нефть). Арктический шельф представляется одним из самых перспективных направлений для восполнения иссякающих запасов углеводородного сырья. Очевидно, что на данный момент морские запасы топлива являются практически не использованным резервом нефтегазовой промышленности Российской Федерации. Его освоение является ключевым фактором решения стратегических задач энергетической безопасности России.
Рис. 1. Месторождения газа и нефти в Арктической Зоне
На рис. 1 отображены основные месторождения газа и нефти (желтым цветом выделены газовые, а черным нефтяные). По оценкам специалистов, более 95% разведанных запасов газа и 60% российской нефти находятся на территории Арктической зоны. [4] Это является отличной базой для формирования резервного фонда месторождений в Арктике, который гарантирует энергетическую безопасность страны, а также долгосрочное развитие топливно-энергетического комплекса в условиях падающих объемов добычи в традиционных районах освоения. Из-за истощения запасов газонефтяных месторождений, которые легко доступны для разработки, арктические регионы, становятся все более перспективными источниками. Таяние арктических льдов из-за глобального потепления открывает новые районы шельфа, доступные для глубоководного бурения, что подогревает интерес к Арктике.
В Арктической зоне находятся стратегические запасы леса, каменного и бурого угля, дефицитных марганцевых руд, каменной соли, руд цветных и редких металлов, лигнитов. Присутствуют здесь и месторождения никеля, меди, золота, урана, вольфрама и алмазов.
К сожалению, многие известные резервы природных ресурсов не используются из-за их недоступности. Ряд арктических районов России зависят от изолированных маршрутов наземного и воздушного транспорта. Зачастую месторождение не разрабатывается только потому, что строительство и содержание сопутствующей инфраструктуры обходится чрезвычайно дорого. Для создания эффективного и прибыльного добывающего предприятия требуется произвести огромное количество вспомогательной работы, например, строительство качественных дорог, способных выдержать любую температуру, или подводка электричества.
Кроме того, немаловажным препятствием для активной разработки месторождений является дефицит квалифицированных работников. Тяжелейшие условия труда, низкие температуры, неблагоприятные для жизни районы Крайнего Севера, а также удаленность от основных экономических центров России отпугивают геологоразведчиков, нефтяников, шахтеров и других работников от занятости в Арктической зоне. Например, молодые специалисты из более южных регионов отказываются бросать родные места ради контрактной работы в Арктике.
Еще одной серьезной проблемой является негативное влияние добычи полезных ископаемых на экологию. Большинство разработанных месторождений работают по старым технологиям, в следствии чего наносится непоправимый урон окружающей среде. [4] Участились случаи, когда после полной выработки, территории месторождений, используемых под добычу, не только не восстанавливаются за счет средств компаний-добытчиков, но и оставляется техника и материалы ввиду экономической невыгодности утилизации и полной ликвидации негативных последствий. Такое отношение может нанести непоправимый ущерб окружающей среде от местного повышения температуры, широкого использования техники, вмешательства в дикую природу миграции, а также разлива нефти.
Для частичного устранения влияния данных проблем, предлагается разработать контрмеры, которые в состоянии масштабно реализовать лишь государство. Прежде всего необходимо осуществить комплекс взаимосвязанных мероприятий направленных на проведение региональных геолого-физических работ для повышения изученности территории континентального шельфа Арктики. Данная активность невозможна без модернизации имеющихся технологий и оборудования. Важно занять и закрепиться на ведущих позициях в мире по количеству выполняемых работ по исследованию Северного Ледовитого океана для обеспечения геополитических интересов России.
Среди первостепенных задач по развитию Арктической зоны и улучшения доступности природных ресурсов стоит развитие инфраструктуры. С точки зрения эффективности работ, направленных на достижение данных задач, предлагается разграничить сферы деятельности государства и недропользователей. В большинстве случаев даже крупные добывающие предприятия, такие как Газпром, Роснефть, Лукойл и другие, не в состоянии осуществить ряд подготовительных мероприятий ввиду их высокой стоимости и недостатка кадровых ресурсов.
Уже сейчас рассматривается вопрос о создании специального Министерства по развитию Арктики. [5] Для решения инфраструктурных проблем данного региона автором предлагается вменить в обязанности исполнения работ следующего характера:
- Строительство путей сообщения (железнодорожного и автомобильного) и уход за ними;
- Строительство электростанций разных мощностей, а также линий электропередач;
- Установка тепловых станций и газификация региона.
В то же время недропользователями будут выполняться поисковые, оценочные и разведочные работы в пределах геологических отводов в прилегающих к предприятиям районах для поддержания и развития сырьевых баз. Такое разграничение обязанностей позволит работать частному и государственному сектору в тандеме, где каждая сторона выполняет лишь те мероприятия, которые она в состоянии выполнить максимально эффективно.
Безусловно, освоение природных ресурсов Арктической зоны требует привлечения трудовых кадров. Для этого важно привлекать не только специалистов из других регионов, но и развивать собственные институты образования. Обучение специалистов, которые в перспективе будут жить и работать в Арктике, имея приемлемую работу, крайне важно для раскрытия ресурсного потенциала региона.
В целом, Арктическая зона обладает всеми необходимыми условиями для быстрого и устойчивого развития. Для этого, прежде всего, требуется вывести добывающий сектор экономики Арктического региона на высокий уровень, поэтому процесс освоения имеющихся на территории ресурсов носит приоритетный характер. Правительство РФ уже сейчас запустило полномасштабную программу развития Арктики, где обеспечение защиты государственных интересов при освоении полезных ископаемых уделено приоритетное внимание.
Список литературы
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2014 № 366 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»
- Антюшина Н.М. Арктическая стратегия Российской Федерации // Международная экономика.— 2014 .— № 8.-С.4-10
- Красовская Т.М., Евсеева А.В. Доклад: Экологические проблемы российской Арктики. Горячие точки. // Ломоносовские чтения;
- Павлов К. Российская Арктика: современное состояние и перспективы развития / Павлов К., Селин В., Селин И. // Общество и экономика. — 2012 .— № 3-4.-С.180-192
- РБК. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5487c679cbb20ff75f6c10e7/ (Дата обращения 18.12.2014);
- РИА Новости. [Электронный ресурс] URL: (Дата обращения 18.12.2014);
- РИА Новости. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/politics/20141121/1034538382.html (Дата обращения 18.12.2014);[schema type=»book» name=»ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ РЕСУРСОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» author=»Комаров Алексей Валерьевич, Чепков Савелий Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]