Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

О РАЗВИТИИ КООПЕРАЦИИ НА СЕЛЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . О РАЗВИТИИ КООПЕРАЦИИ НА СЕЛЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Вступление России в ВТО и её функционирование в рамках Единого экономического пространства обусловливают расширение мер по координации и защите интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Как свидетельствует отечественный и международный опыт, одним из наиболее действенных механизмов адаптации сельского хозяйства к новым экономическим условиям является развитие сельской кооперации. [5]

В настоящее время во всех госпрограммах по селу этому сектору сельской экономики уделяется самое пристальное внимание, в том числе – в главной государственной программе развития сельского хозяйства России на 2013-2020 годы. Сельская кооперация является важнейшим фактором устойчивого развития сельских территорий, являясь связующим звеном между мерами государственного воздействия на социальное развитие села и самими сельскими жителями с их традициями, умениями и стремлениями. Нельзя упустить также и геополитического значения сельской кооперации, которая должна сыграть свою роль в сохранении населения на сельских территориях и предотвращении запустения отдельных регионов страны.

Кооперативы осуществляют свою деятельность на основе принципов, по которым они воплощают свои ценности в жизнь, определяют поведение членов кооператива при принятии ими управленческих решений. Кооперативные принципы взаимоувязаны: если нарушается один принцип, то снижается и значение других принципов. Поэтому деятельность кооператива должна оцениваться по тому, как он следует в целом всем принципам. Не наличие в наименовании слова «кооператив», а соответствие кооперативным принципам определяет ту или иную организацию как кооператив.

Роль потребительских обществ в устойчивом развитии сельских территорий трудно переоценить. Центросоюз России и его организации на местах являются на сегодняшний день едва ли не единственной структурой, которая занимается обслуживанием сельского населения. И конкурентов пока не видно. К сожалению, потребкооперация не имеет всего арсенала государственной поддержки, которой обладают, например, сельхозкооперативы. Господдержка будет расти, ряд поправок в законы уже предусмотрены. И сегодня Госдума вместе с правительством РФ, всеми заинтересованными сторонами продолжает поиск оптимальных решений, в том числе  финансового оздоровления экономики села, технического и технологического перевооружения предприятий АПК, наполнения финансами госпрограмм.

 Вместе с тем, организациям потребкооперации уже сейчас надо активней пользоваться возможностями, которые появились в ходе реализации новых госпрограмм — «Начинающий фермер», «Семейные животноводческие фермы». Они направлены на развитие фермерских хозяйств, с которыми кооператоры всегда тесно работают: закупают сельхозпродукцию. Именно потребкооперация должна стать основной базой для фермеров в части заготовки и переработки произведенных ими продуктов. [4]

Потребительской кооперации предстоит теснее взаимодействовать на местах с органами власти. Поскольку организация нормальных условий своего труда в большой степени зависит именно от этого. Организациям потребкооперации нужно обновлять устаревшую материально-техническую базу заготовки и переработки сельхозпродукции, повышать рентабельность торговых и перерабатывающих предприятий, снижать  или компенсировать издержки на доставку товаров в удаленные населенные пункты. И без помощи и опоры на сотрудничество с местными властями здесь не обойтись.

Серьёзная помощь нужна и для малорентабельного и убыточного кооперативного бизнеса социальной значимости, без чего деревня может вообще умереть. Необходимо, чтобы в федеральной целевой программе устойчивого развития сельских территорий эта проблематика потребкооперации была учтена.

Есть и чисто рыночные проблемы, которые предстоит решать совместными усилиями. Так, необходимо включать организации потребкооперации в систему, гарантирующую сбыт продукции. Можно, например, закрепить гарантированный сбыт в рамках госзаказа, где была бы закреплена определенная квота на закупку продукции в организациях потребкооперации. В частности, проект нового закона о федеральной контрактной системе предусматривает, что поставки продовольствия для нужд обороны и безопасности, могут быть только отечественными. Это в значительной мере защищает интересы отечественного производителя, в том числе организаций потребкооперации, позволяет им активно участвовать в конкурсных процедурах по закупкам продовольствие на эти цели.

По данным экспертов, более 70% фермеров, и других сельхозпроизводителей считают эту проблему главной. Если нет стабильного сбыта по нормальной цене, то нет доходности, нет расширенного воспроизводства, нет и будущего развития. Пока же на местах налицо недооценка роли и места потребкооперации в АПК России – показывают исследования проблематики. Лишь девять регионов страны имеют программы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. [5]

Принятие концепции развития кооперации на селе, последующая разработка конкретных мер по совершенствованию кооперативного законодательства, федеральной и региональной поддержки – все это важные, необходимые шаги на пути к тому, чтобы развитие кооперации на селе стало ключевым в государственной аграрной политике.

Создание и развитие сельскохозяйственного потребительского, снабженческого, сбытового, перерабатывающего кооператива требует серьезных вложений. При нормальной постановке дела, это — практически целый завод, фабрика, это современный логистический центр. И без должной господдержки у его организаторов нет серьезного стимула для развития.

В сельской местности функционируют все формы сельскохозяйственных и потребительских кооперативов, предусмотренные гражданским законодательством  (таблица 1).

Таблица 1.

 Количество сельскохозяйственных кооперативов и
потребительских обществ на селе (по состоянию на 1 января 2013 г.)

№ п/п Форма кооперации

Зарегистрировано кооперативов, ед.

всего в т.ч. работающих % к всего
1. Сельскохозяйственные производственные кооперативы  

12 190

 

7 588

 

62

2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы 7 349 4 583 62
из них кредитные 1 875 1 252 68
3. Организации потребительской кооперации  

3 100

 

2 852

 

92

Потенциально социальной базой кооперации в сельской местности являются не только все сельские жители, но и 40 тыс. действующих сельскохозяйственных организаций, а также около 300 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (включая индивидуальных предпринимателей).

Наибольшую активность в кооперации проявляют крестьянские (фермерские) хозяйства и более 2 млн. товарных хозяйств населения. Однако в условиях присоединения к ВТО, ужесточения конкуренции на мировых рынках продовольствия и в целях сохранения социальной стабильности на селе и экономического роста сельскохозяйственной отрасли России важно вовлечение в кооперативные отношения всех жителей села, фермеров и сельскохозяйственных организаций.

Серьезную поддержку развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов оказали меры поддержки в рамках Приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в 2006-2007 гг.

Таблица 2

Динамика численности зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без кредитных) (ед.)

  2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы 265 1352 2690 3505 3993 4936 4958 5474

Эти меры привели к резкому росту количества созданных кооперативов: с 265 ед. в 2006 г. к 1352 ед. в 2007 г. (табл. 2).

С 2008 г. разработанные Приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» меры государственной поддержки в форме возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам включены в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Однако доля работающих кооперативов еще недостаточно высока: 58-65%. Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов имеет место в тех регионах страны, где органы власти оказывают им заметную организационную и финансово-экономическую поддержку. Особенно, когда такая поддержка выражается в дополнительных к федеральным мерах — в форме софинансирования капитальных вложений или возмещения части уже понесённых затрат. Такие значимые меры поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам оказываются в Липецкой, Астраханской и Тюменской областях, Красноярском крае.

Из-за низкой доходности членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов и отсутствия необходимой инфраструктуры,  основным недостатком в их развитии является маломощность и охват услугами сравнительно небольшой части сельскохозяйственных товаропроизводителей, представленных в основном крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Такая ограниченность социальной базы сельскохозяйственной кооперации тормозит её развитие, так как не позволяет создавать современные, достаточно мощные по объёму услуг кооперативы, способные выдержать конкуренцию на рынках с иными, некооперативными структурами. Российская кооперация в области переработки, сбыта сельскохозяйственной продукции, снабжения и обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей пока значительно отстает от многих европейских стран по удельному весу оказываемых услуг. По оценочным данным, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, существенно различаясь по своей численности и мощности по регионам, в среднем по России обеспечивают потребности своих членов не более, чем на 1 %.

Потребительские общества объединены в региональные союзы потребительских обществ (в отдельных регионах существует также районный уровень) потребительские союзы. Потребительские общества и их союзы располагают материально-технической базой, предназначенной для осуществления заготовительной и перерабатывающей деятельности, торговли, социального и бытового обслуживания сельского населения. Однако имеющаяся база нуждается в модернизации.

Организации потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации осуществляют свою деятельность, в основном, в сельской местности, и выполняют задачи:

— обеспечения сельского населения продовольственными и непродовольственными товарами жизненной необходимости;

— поддержки личных подсобных хозяйств и расширении их возможностей в сбыте сельскохозяйственной продукции;

— содействия сельскохозяйственной и несельскохозяйственной занятости селян, получении ими дополнительных доходов.

Приоритетным направлением деятельности организаций потребительской кооперации является закупка сельскохозяйственной продукции произведенной в личных подсобных хозяйствах населения, и крестьянских (фермерских) хозяйствах, и её переработка на кооперативных предприятиях [2]. Объемы этой деятельности возросли за последние пять лет с 30 до 45 млрд. руб. Из 30 тыс. магазинов потребительской кооперации, действующих в сельской местности, в 17 тыс. открыты приемо-заготовительные пункты, осуществляющие закупку у населения различной сельскохозяйственной и дикорастущей продукции. Кроме того, закупку производят универсальные приемо-заготовительные пункты, пункты приема молока. Для хранения заготовленной продукции имеются овоще-, картофеле-, фруктохранилища, склады-холодильники. В целом ряде регионов кооперативными организациями закупается  в хозяйствах населения от 10 до 20 процентов товарных ресурсов мяса и молока, от 12 до 30 процентов картофеля и овощей.

Постоянными сдатчиками сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, лекарственного сырья являются 1,5 млн. человек, которые, по существу, обеспечены работой и постоянным заработком.

Потребительская кооперация всегда была и остается социально-ориентированной системой: кооператоры работают с самой малозащищенной и имеющей низкие доходы группой сельского населения, содержат убыточные магазины и предприятия, которые в значительном количестве населенных пунктов, являются селообразующими. [3]

Еще одной важной социальной миссией организаций потребительской кооперации является доставка товаров первой необходимости в труднодоступные и малочисленные сельские населенные пункты, которая для кооперативных организаций также является убыточной.

В части развития кооперации на селе необходимо использовать следующие новые инструменты реализации Государственной программы:

—    возмещение части расходов на уплату процентов по долгосрочным инвестиционным кредитам и займам, привлечённым организациями потребительской кооперации, оказывающими сельскому населению не менее 70 процентов услуг, для развития современной материально-технической базы для хранения, транспортировки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

—    поддержка направлений развития сельской кооперации в рамках мероприятий экономически значимых региональных программ по развитию сельской кооперации, отобранных и софинансируемых на федеральном уровне;

—    предоставление сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребкооперации, оказывающей не менее 70% услуг сельскому населению, всех видов грантов и субсидий на развитие современной материально-технической базы, в т. ч. мощностей по хранению, переработке и сбыту с/х  продукции, приобретение специализированного автотранспорта; организацию логистических центров, снабженческих пунктов, кооперативных рынков, мощностей по строительству и обслуживанию членов кооперативов, формирование фондов финансовой взаимопомощи;

— возмещение части расходов на уплату процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам, привлечённым сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами;

— возмещение сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребительской кооперации, оказывающей не менее 70% услуг сельскому населению, части расходов на уплату первоначального взноса по договорам лизинга оборудования, транспорта, сельскохозяйственной и специализированной техники, скота и иных производственных фондов в размере не более 35% от стоимости объектов лизинга;

—    приоритетное предоставление грантов на поддержку местных инициатив по проектам по развитию сельской кооперации, отобранные на конкурсной основе в субъектах Российской Федерации.

Это потребует принятия комплекса мер, направленных на:

— создание соответствующей финансовой инфраструктуры финансовой поддержки и развития сельскохозяйственной кооперации: докапитализацию Фонда развития сельской кредитной кооперации на национальном уровне (пополнение средств фонда, предоставление государственных гарантий, привлечение средств зарубежных инвесторов), создание и поддержка фондов гарантий и поддержки на региональном уровне, развитие сельскохозяйственной страховой кооперации и системы взаимодействия сельскохозяйственных кредитных кооперативов и страховых организаций, формирование механизмов и инструментов системы микролизинга на селе, институтов организационной поддержки (союзы и ассоциации на национальном и региональном уровне, система регулирования, контроля и  надзора за деятельностью сельскохозяйственных кредитных кооперативов), институтов сервисной поддержки (системы обучения и подготовки кадров, системы консультирования, системы саморегулирующих организаций, системы информационного обеспечения);

— расширение спектра и разнообразия источников формирования ресурсов и инструментов поддержки для развития системы кооперации, в том числе за счет включения в процесс финансирования сельского микро и малого бизнеса неиспользуемых земель, находящихся в федеральной и региональной собственности, использования материнского (семейного) капитала, средств международных организаций и международных институтов развития, привлечения инвестиций для формирования фондов финансовой взаимопомощи сельских кредитных кооперативов и других источников;

координацию региональных и муниципальных программ развития сельской кооперации. На уровне региональных и местных органов власти — создание гарантийных фондов и грантовых фондов поддержки кооперации  в рамках региональных и межрегиональных программ развития с участием местных бюджетов и органов местного самоуправления;

предоставление налоговых льгот при осуществлении инвестиций в кооперативы на селе, в том числе в виде взносов в их паевой фонд, и получаемых по ним доходов (кооперативных выплат и дивидендов), с предоставлением инвесторам прав залогодержателя в отношении созданного за счет их средств имущества.[1]

Реализация данных мер будет способствовать созданию широкой, многоуровневой и устойчивой сети кооперативов в сельской местности. В перспективе система сельской потребительской кооперации должна стать равноправным участником рынка.

Список литературы:

  1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года.
  2. Ткач А.В., Жуков А.С. Заготовительная деятельность потребительской кооперации на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2013. — №2. – С.38-41.
  3. Ткач А.В., Чукин Н.И. Развитие потребительской кооперации в сельской местности // Экономика сельского хозяйства России. – 2012. — №2. – С.35-51.
  4. https://федяев-павел.рф
  5. type=»book» name=»О РАЗВИТИИ КООПЕРАЦИИ НА СЕЛЕ» author=»Гужвина Наталья Сергеевна, Сафронова Татьяна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found