В современных сложных макроэкономических условиях, усугубляемых ростом мировой политической напряженности, мирового продовольственного кризиса и региональными военными конфликтами, проблема повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики России стоит особенно остро.
В условиях резко обострившегося противостояния России и Запада растет конкуренция на внутреннем и мировом агропродовольственных рынках. Усиление процессов экономической глобализации вынуждает страны и регионы прибегать к поиску и использованию стратегий обеспечения конкурентоспособности, отсутствующих у соперников.
Достигнутые в последние годы в аграрном секторе экономики РФ некоторые положительные результаты оказались далеко недостаточными для того, чтобы наша страна смогла достойно ответить на многие вызовы, перед которыми она предстала.
Исследования показывают, что в настоящее время отсутствует общепринятая и стандартизованная методика оценки конкурентоспособности отрасли. Причина данного положения, на наш взгляд, заключается в сложном, междисциплинарном характере категории «конкурентоспособность». При этом, несомненно, не может быть универсальной системы показателей оценки конкурентоспособности аграрного сектора для экономики любой страны.
В России на данный момент отсутствуют законодательная и нормативно-методическая базы, соответствующие государственные и общественные структуры, системно занимающиеся вопросами обеспечения конкурентоспособности различных объектов (в том числе и отрасли).
На наш взгляд, конкурентоспособность во многом зависит от способности государства создавать экономику-правовую среду, которая благоприятствует устойчивому процессу создания добавленной стоимости. Говоря о роли государства в регулировании конкуренции, академик Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) Ушачёв И.Г. отмечает, что сельскохозяйственные товаропроизводителя, как правило, не конкурируют между собой и не являются монополистами на внутреннем рынке, «но функционируют в монополизирующейся среде переработчиков и торговли. Поэтому, если говорить о роли государства в этом процессе, то можно выделить три основных направления: создание благоприятной конкурентной среды; регулирование конкуренции на внутреннем продовольственном рынке; поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внешнем рынке» [7, c.74]. При этом он отмечает необходимость присутствия следующих позиций для обеспечения конкурентоспособности отечественных сельхозтоваропроизводителей:
— экономическая устойчивость и обеспеченность финансовыми ресурсами для расширенного воспроизводства;
— развитие производства на основе инноваций;
— улучшение экологии;
— устойчивое развитие сельских территорий.
Конкуренция на основе экологизации производства – явление новое и малоизученное, возникшее в рамках концепции устойчивого развития сельского хозяйства. Как продолжение данной парадигмы в последние годы сформировалась концепция так называемой «зелёной» экономики. По определению, данному ЮНЕП (UNEP – United Nations Environment Programme) ООН, «зелёная» экономика – это экономика, которая обеспечивает долгосрочное повышение благосостояния людей и сокращение неравенства, позволяя при этом будущим поколениям избежать существенных рисков для окружающей среды [5, c.69].
Согласно результатам моделирования, приведенном в международном Докладе для представителей властных структур «Навстречу «зелёной» экономике», инвестирование в экологизацию сельского хозяйства 100-300 млрд.долл. США в год в период с 2010 по 2050 гг. могло бы привести со временем к улучшению качества почвы и увеличению мировых урожаев важнейших культур на 10% по сравнению с показателями, которые были бы достигнуты при сохранении нынешних инвестиционных стратегий [4, c.89].
Одним из мировых лидеров, связывающих свое устойчивое развитие с реализацией принципов «зелёной» экономики является Европейский Союз. В 2012 году в ЕС была разработана стратегия под названием «Инновационность для устойчивого развития: биоэкономика для Европы» [3, c.77], в рамках которой предполагается устойчивое развитие сельского хозяйства, продовольственная безопасность региона, а также эффективное использование возобновляемых энергоресурсов для промышленной и сельскохозяйственной деятельности при одновременном поддержании естественных природных ландшафтов и биоразнообразия.
В новом варианте Единой сельскохозяйственной политики (ЕСХП) ЕС на период с 2014 по 2020 гг. также большое внимание уделено развитию «зелёной» экономики. Одним из направлений развития аграрного сектора стран ЕС является увеличение поддержки малого и среднего бизнеса в сельской местности. При этом тем фермерам, которые будут активно проводить мероприятия по сохранению естественных ландшафтов, качества почвы и воды, биоразнообразия на территориях, вовлеченных в сельскохозяйственный оборот, предусмотрено выделение дополнительных выплат в размере 30% от положенных прямых выплат.
В нашей стране устойчивое развитие сельского хозяйства относится к приоритетным направлениям аграрной политики, что закреплено в Федеральном Законе от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. ФЗ от 23.07.2013 №236-ФЗ). Заявленная на Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» (г. Рио-де-Жанейро) позиция Правительства РФ, основанная на приоритетности решения социально-экономических задач, включая преодоление угроз продовольственной безопасности, признание выгодности «зелёной» экономики и позиционирование страны как экологического донора, подтверждает перспективность такого пути развития для России.
Другое важное направление в русле реализации новой ЕСХП – поддержка производства местной экологически чистой продукции и местных агропродовольственных систем. Местные и традиционные продукты наиболее приспособлены к определенным погодно-климатическим условиям и особенностям почвы, где благодаря человеческому труду они акклиматизировалась на протяжении веков. Именно поэтому они меньше нуждаются во внешнем вмешательстве и более устойчивы по сравнению с культурами из других районов. Кроме того, они играют важную роль в сохранении биоразнообразия, развития культуры питания и традиций сообществ.
Органическое земледелие в сельском хозяйстве является одним из направлений развития «зелёной» экономики. Рынок органической продукции продолжает расти во всём мире темпами 5-30% в год [6, c.5]. По данным IFOAM (Международной федерации движения за органическое сельское хозяйство), мировой рынок органической продукции к 2020 году достигнет 200-250 млрд.долл. США.
В настоящее время 96% экопродуктов потребляют ЕС и США, но у них проблема с производством. В ЕС, помимо физического дефицита сельскохозяйственных земель, очень большая пестицидно-гербицидная нагрузка – 300 кг. на гектар земли. В США проблемой для экологического земледелия является засилье генетически модифицированных организмов. Таким образом, собственный производственный потенциал основных мировых потребителей экопродукции практически исчерпан, а потребление такой продукции стабильно растёт.
Естественное конкурентное преимущество нашей страны – огромный резерв сельскохозяйственных земель (порядка 132 млн.га), который может быть увеличен на основе реализации инновационных технологий на 41 млн. га, заброшенных с 1990-х гг. прошлого века (для сравнения: это площадь всей пашни Канады или вдвое больше площади пахотных земель Франции) [2, c.23].
По нашему мнению, скорейшее решение данной проблемы аграрной экономики России тем более важно, что на сегодняшний день лишь в двух регионах мира есть возможность увеличения площади пахотных земель и, соответственно, значительного наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции – это страны СНГ и Африка.
К сожалению, на данный момент в России, располагающей большими возможностями для получения экологически чистых продуктов, ввиду отсутствия до недавнего времени законодательной и организационной систем, обеспечивающих весь процесс от создания до продажи экопродуктов, огромный отечественный потенциал органического земледелия не реализован. Весной 2014 года Министерство сельского хозяйства РФ подготовило законопроект «О производстве органической продукции», согласно которому органическая продукция должна будет соответствовать специальным стандартам, а её производители будут учитываться в государственном реестре. Вступить в ряды «органических» производителей бизнесмен может только добровольно.
По оценкам экспертов, в случае принятия в 2015 году нормативно-правовых актов в сфере органического сельского хозяйства, Россия к 2020 году сможет занять 10-15% мирового рынка органической сельхозпродукции [1, c.10]. Количество сертифицированных производителей органической сельскохозяйственной продукции превысит 15 000. Будет создано от 750 тыс. до 1 млн. новых рабочих мест на селе с высоким уровнем дохода.
С учетом вышеизложенного, мы считаем, что при оценке конкурентоспособности аграрного сектора экономики России экологическую составляющую целесообразно рассматривать в контексте конкурентного преимущества.
Список литературы:
- Алтухов А. Парадигма продовольственной безопасности страны в современных условиях// Экономика сельского хозяйства России, 2014, №11. – С. 4-12.
- Вашанов В., Маслова В. Развитие АПК России в условиях внешнеэкономических рисков//Экономика сельского хозяйства России, 2014, №11. – С. 20-25.
- Жидков В. Комплексное внедрение инноваций – ускоренный путь смены технологических укладов в сельском хозяйстве//АПК: экономика, управление, 2014, №3. – С. 72-78
- Михайлов К.Л. Управление конкурентоспособностью экономики в условиях экологизации производства: монография. – М.; Архангельск, 2013. – 145 C.
- Папцов А., Шеламова Н. Зеленая экономика – новое направление устойчивого развития//Экономика сельского хозяйства России, 2014, №11. –
С. 66-72 - Рынок органической сельхозпродукции. Статистический обзор//Экономика сельского хозяйства России, 2013, №9. – С.5.
- Ушачев И.Г. Диверсификация аграрного сектора и развитие экономики сельских территорий//АПК: экономика, управление, 2012, №5. – С.72-78[schema type=»book» name=»О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРИ ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ» author=»Гончаренко Ирина Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]