Влияние фактора культуры на характер экономических отношений получило признание со времени формирования исторической школы в середине XIX века, к которой принадлежало большинство российских ученых-экономистов того времени. В современных условиях культурный фактор положен в основание институциональной школы теоретической экономии, а в менеджменте его влияние на управление отстаивает в своей теории Z Уильям Оучи.
На рубеже XIX – начала ХХ вв. А.И.Чупров, анализируя государственную экономическую политику, отмечал, что на ее развитие оказывают влияние как формализованные юридические акты, так и характер сложившихся в обществе отношений, т.е. существующие культурные традиции. Можно принять замечательные законы, но они не будут действовать в условиях отсутствия их признания со стороны общественности. Или, наоборот, можно принять драконовские законы, но общество их будет игнорировать, и будет продолжать жить по своему разумению. К тому же далеко не все общественные отношения можно рассматривать с позиции правового регулирования.
В силу исторических и метальных причин А.И. Чупров отвергал столыпинскую аграрную реформу, считая ее поспешным продуктом бюрократического творчества. Крестьянство в своей массе не поняло столыпинской реформы, оно стало собственником земли на бумаге (в юридических документах), а не в экономических отношениях. Вопросы влияния культурного фактора в условиях капитализации российского общества в начале ХХ века рассматривали также Н.А. Каблуков, С.Н. Булгаков, М.М. Ковалевский и др.
И в настоящее время становление рыночных отношений в России проходит в сложных общественных условиях и во многом повторяет проблемы, возникшие в период проведения столыпинской реформы. Значительная часть населения рыночную экономику не принимает и не понимает. Многие продолжают жить представлениями о справедливом распределении, не представляя, что рыночная экономика, прежде всего, базируется на идеях неравенства в самом широком смысле. В современном российском обществе, независимо от рыночных законодательных актов, по-прежнему преобладает культ государства, общины, административных отношений.
В апреле 2015 года был проведен опрос студентов-экономистов двух столичных вузов (государственного и негосударственного). Из 70 опрошенных 41 человек важнейшей характеристикой современного специалиста считают «ответственность», 15 – «исполнительность». «Инициативность» и «инновационность» получили по 2 голоса. «Творчество», «нацеленность на достижение результата» и «самостоятельность» не получили ни одного голоса.
На вопрос «Какая управленческая школа предпочтительна?» 44 человека не ответили вообще, а из 26 ответивших 11 высказались за административную.
Причинами такого положения являются:
1) отсутствие прочных традиций рыночных отношений;
2) проблемы ментальности;
3) система воспитания;
4) слабая управленческая элита.
Рыночные отношения в современном российском обществе возникли относительно недавно (не более 25 лет назад) и ограничиваются преимущественно сферой экономических отношений и то не полностью. Многие атрибуты современной жизни (трудовые книжки, институт прописки, семейный кодекс и др.) возникли в 1930-х гг. и чувствуют себя в современном российском обществе более устойчиво, чем рыночные законы. При этом рыночная экономика ассоциируется с деятельностью крупных госкорпораций, к которым имеет очень слабое отношение, а не с малым предпринимательством.
Предпринимательство не понимается с точки зрения его значения в развитии общества. В учебниках по экономике по настоящее время среди важнейших факторов производства указываются труд и капитал, но не предпринимательство.
Эффективная инновационная экономика и управление не могут возникнуть в этих условиях. И дело не в законах и даже не в государственной политике. Важно изменение самого общественного фона – воспитание людей, устремленных в будущее, открывающих новые горизонты науки, техники и экономики.
Большое значение в воспитании нового экономического, рационального, свободного человека принадлежит педагогической науке, без поддержки которой любая общественная реформа обречена на провал.
Анализ современных педагогических исследований позволяет выделить весьма значимую и показательную тенденцию развития педагогики – движение к гуманной педагогике. Гуманизм (от лат. humanus) означает мировоззренческую систему, признающую человека как высшую ценность, утверждающую его право на свободу, счастье, развитие. Такой акцент на личностном развитии в образовании и лег в основу современной личностной педагогики, что соответствует пониманию современного общества, которое основывается не на стандартизированных общественных единицах (где каждый как все), а на индивидуальностях. Воспитание человека современного общества должно быть нацелено на раскрепощение его способностей, таланта, поощрения инициативы, понимание того, что с рождения в человеке добро является преобладающим и в воспитательном процессе поощрение должно преобладать над ограничением.
Гуманистическое воспитание не сводится к набору некоторых формализованных правил, которые достаточно освоить и стать личностью и гуманистом. Это постепенный и долговременный процесс, начинающийся с рождения человека и проистекающий в сложной среде: в семье, окружающем социуме, школе, на работе, информационном пространстве и т.д.
Один из подходов к трактовке понятия «воспитание» рассматривает воспитание как средство, призванное способствовать присвоению растущей личностью человеческой действительности. А человеческая действительность рассматривается как общественный опыт, порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей. В этом опыте можно выделить следующие структурные компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения. Человек овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений [6].
Хороший пример, иллюстрирующий данные утверждения приведен у И.Ф. Харламова. В одном и том же классе или студенческой группе обучающиеся изучают математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковые. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данного предмета. Даже при средних способностях школьник или студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию.
Неоспорим тот факт, что важную роль в формировании личности человека с раннего возраста играют общество и семья. Семья, наряду с группой сверстников (в школе, вузе и т.д.), считается своего рода посредником между ребенком и обществом. И определяющее значение при этом принадлежит представлениям родителей о целях и результатах воспитания в подготовке подрастающего поколения к жизни и работе в современном обществе, ведь они в первую очередь становятся примером для подражания. В условиях рыночных отношений востребованными являются предприимчивые, деловые, грамотные, находчивые люди, умеющие рисковать, самостоятельно с полной ответственностью принимать решения. Но при этом не следует забывать и об этической стороне любой деятельности (этика бизнеса, профессиональная этика).
Цели, задачи, функции семейного воспитания (традиции семейного воспитания) в современной ситуации развития общества, в том числе, в противоречивых условиях гуманизации и становления рыночных отношений, должны меняться. Ведение домашнего хозяйства, формирование и использование семейного бюджета, семейный бизнес – это функции семьи в рыночной экономике.
Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют различные взаимосвязанные виды воспитания: умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, экологическое, экономическое воспитание и др.
В умственном воспитании, которое предполагает руководство развитием познавательных интересов, проявляется активность, самостоятельность и критичность мышления. При нравственном и эстетическом воспитании важное значение приобретают нравственные поступки, эстетика общения, как наглядные примеры ответственности по отношению к самим себе, в отношении других людей и общества. В процессе экологического воспитания формируется понимание ценности окружающего мира (природы) как источника материальных и духовных сил человека и общества и овладение способами воздействия на окружающую среду, которые позволили бы существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека. В ходе того же опроса состояние экологии как одной из характеристик современного благополучного общества указал всего лишь один студент. Одним из основных принципов трудового воспитания является полезный для личности и общества характер результатов труда, его основная задача – приобретение умений и навыков для овладения какой-либо профессией.
Экономическое воспитание направлено на формирование экономической культуры человека. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.
Установлено, что воспитание должно иметь цели, к которым оно будет стремиться. Развитие современного общества предъявляет новые требования к содержанию экономического сознания человека, обеспечивающего понимание экономической жизни общества, что, в свою очередь, влияет и на цели современного экономического воспитания. С экономикой человек сталкивается не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни (планирование бюджета, рациональное использование средств, времени и др.). Соответственно воспитание таких качеств, как: экономность, расчетливость, стремление к личному успеху и благополучию и пр., необходимых для успешной экономической деятельности и влияющих на рациональность поведения, становится актуальным.
Важную роль в гуманистической направленности экономического образования играет литература. В процессе воспитания большое значение приобретают литературные образы людей гуманных, рациональных, самостоятельных и справедливых.
Большое значение в развитии рыночной культуры принадлежит управленческой деловой элите. Именно на ней лежит ответственность за сохранение важнейших позитивных традиций общества и его направление на пути поступательного прогрессивного развития.
Список литературы:
- Егоров Ю.Н. История российской экономической науки XIX – XX вв. –М.: МПА-ПРЕСС,2012. – 322 с.
- Егоров Ю.Н. Научное и общественное наследие Александра Ивановича Чупрова // Финансовый журнал ГУМФ. – 2012. – №3.– С.165-172.
- Егоров Ю.Н. Русское предпринимательство и общественная среда. М.: МПА-Пресс, 2013. – 32 с.
- Надточий Ю.Б. Основы личностно-ориентированного подхода к обучению в вузе // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. 7 февраля 2014 г. / Отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – С. 143 – 145.
- Рябков О.А. Роль морали в становлении российского менеджмента. //Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. № 5-1, 2010. – С.11-16.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Гардарики,
- Чупров А.И. Речи и статьи. В 3-х т. М.,1909.[schema type=»book» name=»О ЗАДАЧАХ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» author=»Егоров Юрий Николаевич, Надточий Юлия Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]