Малое и среднее предпринимательство (МСП) относится к числу приоритетных секторов национальной экономики, играя важную роль в создании экономической и политической стабильности в стране и регионах. В кризисных условиях, обладая слабым потенциалом устойчивости к внешним воздействиям, малое и среднее предпринимательство одним из первых попадает «под удар» – что мы и наблюдаем в современной ситуации.
В условиях стагнации экономики, одной из наибольших проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства, является проблема ограниченного доступа к финансовым ресурсам. В России до сих пор многим малым и средним предприятиям недоступен банковский кредит в силу своей высокой стоимости. В 2015 году малому и среднему предпринимательству России было выдано кредитов на сумму 4,4 трлн. рублей, что на 30% ниже того же показателя за 2014 год [4]. Кроме снижения объемов кредитования был отмечен рост просроченной задолженности. В итоге в 2015 году увеличился объем убыточных предприятий, в том числе в сегменте малого и среднего предпринимательства, снизилась деловая активность в целом по стране.
С 2012 года в России разрабатываются и реализуются программы поддержки малого и среднего предпринимательства [6], но пока они не обеспечивают ощутимых результатов для его развития и реального позитивного влияния на экономику регионов и страны в целом. Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное отражение в программах государственной поддержки интересов и специфических потребностей бизнеса [1].
С целью оценки эффективности государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Москва, автором было проведено анкетирование 270 представителей сегмента малого и среднего предпринимательства Москвы (методом расчета размера выборки из 26 081 предприятий [3] необходимо опросить 270 респондентов, доверительный интервал равен 5% при доверительной вероятности 95%). Исследование проводилось в период с 15 февраля по 18 апреля 2016 года. При проведении анкетирования были выбраны разные сферы деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с целью получения наиболее соответствующей реальности картины.
Согласно результатам анкетирования, 37% опрошенных представителей малого и среднего предпринимательства г. Москва применяют патентную систему налогообложения. Речь идет о компаниях, которые занимаются производством посуды, полиграфии, еды, обуви и пр. К данным предприятиям так же относятся организации, ведущие розничную торговлю и предоставляющие услуги питания, но с территориальным ограничением торгового зала, не превышающего 50 кв. м.
Рисунок 1. Системы налогообложения, применяемые субъектами МСП г.Москва (разработано автором)
Единый налог на вмененный доход применяет 31% предприятий МСП Москвы, которые предоставляют гостиничные услуги, прочие услуги населению, занимаются розничной и оптовой торговлей и другие. Упрощенная система налогообложения, обеспечивающая сравнительно небольшую нагрузку на бизнес, применяется 14% опрошенных предприятий. В число этих предприятий входят различные магазины одежды, предприятия, занимающиеся оптовой/розничной торговлей, перевозкой пассажиров, и прочие. Общую систему налогообложения и упрощенную (доходы с вычетом расходов) использовали только 9% опрошенных респондентов.
Данные исследования подтвердили, что патентная система налогообложения получает все более широкое распространение в системе малого и среднего предпринимательства региона. С января 2016 года было разрешено применять данную систему налогообложения компаниям, занимающимся производством молочных продуктов, изделий из кожи, хлеба и кондитерских изделий, переводами и др. С 1 октября 2015 года для малого предпринимательства были установлены дополнительные льготы [2]. В частности, плательщикам, используемым упрощенную систему налогообложения, теперь предоставлена возможность снижения ставки с 6 до 1%. А для тех, кто применяет единый налог на вмененный доход, ставка может быть снижена с 15 до 7,5%. В некоторых случаях разрешается снизить ставку даже до 0%. Субъектами РФ в 2015-2020 годах могут приниматься законы о налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей. Главное условие их предоставления – переход в течение двух лет после вступления в силу таких законов на УСН или патентную систему налогообложения. Ставка по данным налогам составит 0% на два налоговых периода со дня регистрации предпринимателя [5].
Практически все опрошенные (71%) черпают информацию о мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства из Интернета, что говорит о расширении возможностей доступа данного бизнес-сегмента к актуальной информации.
Говоря об эффективности расходования бюджетных средств на поддержание субъектов малого и среднего предпринимательства, хотелось бы обратить внимание, что лишь 12% опрошенных считают, что бюджетные средства расходуются целесообразно (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Эффективность расходования бюджетных средств на ведение программ поддержки МСП (разработано автором)
57% респондентов считают, что для увеличения показателя эффективности, необходимо больше тратить средств на прямую финансовую поддержку, сократив финансирование иных мер государственной поддержки. Остальные предприниматели считают, что необходимо усилить вложения в инфраструктуру, консультации и обучение. При этом, больше половины опрошенных представителей малых и средних предприятий Москвы сходятся во мнении, что создание новых рабочих мест и увеличение налоговых поступлений могут быть достигнуты и без государственной поддержки.
По результатам проведенного анкетирования, наиболее эффективными мерами государственной поддержки представители малого и среднего предпринимательства назвали следующие: прямая финансовая поддержка, информационная и консультационная поддержка и имущественная поддержка (см. Рисунок 3).
Рисунок 3. Наиболее эффективные меры государственной поддержки МСП г. Москвы (разработано автором)
Чтобы оценить, в какой мере действующее российское законодательство способствует развитию малого и среднего предпринимательства, респондентам было предложено заполнить таблицу, в которой они могли дать ответ на данный вопрос дифференцированно, то есть выразить свое мнение отдельно в отношении федерального, регионального законодательства и мер, разработанных органами местного самоуправления (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Оценка эффективности законодательных органов (разработано автором)
Федеральное и региональное законодательство способствует развитию малого и среднего предпринимательства, по мнению самих представителей данного сектора, в существенно большей степени, чем решения органов местного самоуправления. Сложившаяся ситуация обусловлена спецификой системы государственного и муниципального управления в РФ, ведущую роль в которой, несмотря на все меры, реализованные в последние годы, по-прежнему принадлежит структурам федерального и регионального уровня.
В сложной экономической ситуации, сложившейся в стране и регионе, ожидалось, что большая часть предпринимателей сократит свое производство. Однако 64% опрошенных представителей МСП г. Москва отметили, что собираются расширить производство для выхода на международный рынок и в целях усиления взаимодействия с крупным российским предпринимательством. Данная тенденция еще раз подтверждает, что малое и среднее предпринимательство – сектор экономики, обладающий определенным потенциалом адаптации, способностью «подстраиваться» под те или иные изменения, даже негативные, во внешней среде.
Подытоживая результаты анкетирования, можно прийти к выводу: в современных экономических условиях субъекты малого и среднего предпринимательства Москвы, в первую очередь, нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны государства. Речь идет о таких мерах, как:
- Предоставление возможности аренды офисных и производственных помещений и оборудования на льготных условиях;
- Финансирование стартового капитала со стороны государства;
- Уменьшение взносов в государственные внебюджетные фонды.
Итоги исследования также позволили обосновать следующее предложение: было бы целесообразно расширить спектр семинаров и консультационных встреч с представителями малого и среднего предпринимательства, участники которых смогли бы получить актуальную информацию о мерах доступной государственной поддержки, об условиях и сроках ее предоставления. Проводить такие встречи следует не как разовые мероприятия, а на регулярной основе.
Список литературы:
- ГБУ «Малый бизнес Москвы» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: (дата обращения: 25.03.2016)
- Потери малого бизнеса / Газета «Ведомости» № 3987 от 23.12.2015
- Реестр Малого и Среднего Предпринимательства г. Москвы / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://analitika.mbm.ru/digits (дата обращения: 26.04.2016)
- Сорокина Н.Ю. Содержание и направления устойчивого социально-экономического развития регионов России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2015. – Выпуск 2 (22). — Том 6. – С. 143-148
- Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
- Федеральный Закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)[schema type=»book» name=»ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В Г. МОСКВА» description=»Целью работы является выявление актуальных потребностей в государственной поддержке сектора малого и среднего предпринимательства. Для достижения поставленной цели было проведено анкетирование представителей малого и среднего предпринимательства г. Москва, позволившее оценить эффективность действующих программ государственной поддержки. Выявлены основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в регионе, сформированы рекомендации по улучшению качества поддержки данного сектора экономики.» author=»Балян Мариам Арсеновна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-15″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]