В России за последние годы значительно повысилось внимание государства и общества к социально значимым благам, что получило отражение в различного рода социальных программах, представляющих собой совокупности целенаправленных действий со стороны государства или его субъектов, направленных на решение социальных проблем [1, с. 17].
В числе социальных программ особое значение имеют программы трудовой занятости инвалидов, создающие благоприятные условия для более широкого вовлечения лиц с ограниченными возможностями в социально-экономические процессы. В настоящее время эффективность программ трудовой занятости инвалидов практически не определяется, или рассматривается в виде степени осуществления поставленных в них целей и целевого использования предусмотренных средств. Вместе с тем принцип экономического рационализма участников программ предполагает необходимость определения конкретных выгод, которые получает все общество от реализации подобных программ, степени обоснования принимаемых решений по их осуществлению, что требует сопоставления полученных результатов с затратами, или определения эффективности деятельности [2].
Процесс разработки и реализации программ трудовой занятости инвалидов не является одномоментным этапом, обособленным от реальностей государства и общества. Такие программы, с одной стороны, оказывают определенное влияние на социальную сферу, рынок труда, структуру и виды экономической деятельности, а с другой — испытывают на себе влияние различных факторов внутренней и внешней среды, что может существенно влиять на результаты реализации программ, способствуя росту эффективности, или снижая. Кроме этого, результаты подобных социальных программ в конечном итоге отражаются на совокупных социально-экономических показателях функционирования государства или отдельного его субъекта (затраты бюджета, количество рабочих мест, суммы налогов в местный бюджет, уровень занятости и т.п.).
Положение усложняет то обстоятельство, что социальная программа как сложное пространственно-временное явление включает структурные и динамические показатели использования ресурсов и характеризующих достижение целей, которые следует прогнозировать, отслеживать и соизмерять. Принципы оценки эффективности в отраслях и сферах экономики во многом схожи, однако, необходимо учитывать отличия в содержании эффективности, а также особенности ее проявления, обусловленные местом образования, временем возникновения, дальнейшим использованием и влиянием на другие элементы экономики [3;4].
В этой связи возникает необходимость интегральной оценки эффективности социальных программ в контексте учета всех аспектов их реализации для обоснования и принятия управленческих решений. Анализ соответствующих источников показал наличие отдельных теоретических и практических сторон оценки экономической эффективности социальных программ и отсутствие комплексной методики.
В общем смысле экономическая эффективность отражает результативность деятельности, использования ресурсов, характеризуя отношение полученного результата к затратам, обусловившим получение результата. В процессе разработки и реализации программы трудовой занятости инвалидов следует учитывать следующие виды ее эффективности.
Во-первых, эффективность непосредственно самой программы, в виде соотношения результата, выраженного посредством цели, и суммарных затрат, направленных на ее достижение.
Во-вторых, следует учитывать дополнительные и сопутствующие отклики (изменения) в экономике, возникающие в связи с осуществлением такой программы. Подобные изменения, конечно, обусловлены непосредственно самой программой трудовой занятости инвалидов, но образуются вне ее границ и могут быть связаны, например, с необходимостью дополнительных финансовых вложений в развитие инфраструктуры города в целях повышения мобильности лиц с ограниченными возможностями. При этом целесообразно получение результатов в виде дополнительных налоговых отчисленный в муниципальный бюджет, прироста числа новых рабочих мест и т.д.
Таким образом, интегральная эффективность программы трудовой занятости инвалидов – комплексная величина, отражающая ее влияние на различные сферы и уровни экономики. В этой связи необходимо выделять следующие виды эффективности программы трудовой занятости инвалидов: эффективность программы, эффективность локальная, эффективность региональная (субъекта государства), эффективность государства, эффективность интегральная.
Применительно к программе трудовой занятости инвалидов эффективность представляет собой меру достижения ожидаемого результата, который выражен в цели. Состав элементов эффективности программы трудовой занятости инвалидов (Епр) можно отразить в следующем виде:
где Rпр – результат (эффект), в рамках программы; Zпр – затраты согласно программе, обусловившие получение результата.
Эффективность локальная (Еl) представляет собой выгоду (убыток), полученную предприятием, участвующим в программе трудовой занятости инвалидов:
где Ds – прирост результата, например, добавленной стоимости, за счет участия в программе; Zds – прирост затрат за счет участия в программе, обусловившие получение результата.
Эффективность региональная (субъекта государства) — результат, полученный регионом, участвующим в программе трудовой занятости инвалидов (Ep), может быть определена как:
где Rр – прирост результата региона; Zр – прирост затрат региона за счет участия в программе, обусловившие получение результата.
В свою очередь:
где Rs – частный результат (рост ВРП региона, рост, объема продаж, рост доходов населения и т.д.); Zs – частные затраты, обусловившие получение результата (затраты на совершенствование инфраструктуры, создание новых рабочих мест и т.д.).
Эффективность государства может быть определена по примеру эффективности региональной, но с учетом совокупности результатов и затрат по всем регионам, осуществляющих программу трудовой занятости инвалидов,
Эффективность интегральная программы трудовой занятости инвалидов отражает ее комплексное влияние на соответствующие элементы экономики. Состав элементов эффективности программы трудовой занятости инвалидов (Еи) можно отразить в следующем виде:
где Rи – интегральный результат (эффект); Zи – интегральные затраты, обусловившие получение результата.
В свою очередь, интегральный результат и интегральные затраты складываются из совокупности их видов:
где Ri – частный результат; Zi – частные затраты, обусловившие получение результата.
Оценка интегральной эффективности позволяет повысить уровень контроля общества над процессами разработки и реализации программ трудовой занятости инвалидов с учетом всех факторов и условий.
Список использованной литературы
- Ахинов Г. Социально значимые блага в экономике России / Г.Ахинов, Т.Матвеева // Проблемы теории и практики управления. — 2014. — № 9. — С.17-24.
- Экономическая эффективность. Экономический портал. [Электронный ресурс]. URL:-https://www.economicportal.ru/
- Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации от 2 августа 2010 г. №588 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.05.2012 № 499, от 11.12.2012 № 1283, от 20.12.2012 № 1351).
- Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. Приказ от Минэкономразвития от 26 декабря 2012 г. № 817.[schema type=»book» name=»ОЦЕНКА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ» description=»В статье рассмотрены особенности формирования социальных программ, даны обоснования формирования программ по трудовой занятости инвалидов. А также поднимается вопрос интегральной оценки эффективности социальных программ по трудоустройству инвалида.» author=»Фадин Никита Игоревич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]