В современных условиях ключевой проблемой агропромышленного комплекса страны являются организация рациональной и эффективной государственной политики в области регулирования данной отрасли и совершенствование механизма предоставления государственных субсидий.
Распределение, получение и использование государственных субсидий — достаточно сложные экономические процессы, как и отражение этих операций на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности предприятия. Признание государственной помощи в бухгалтерском учете сельскохозяйственных предприятий имеет ряд особенностей, связанных с разнообразием форм государственной помощи, направлением финансирования, степенью влияния на производство и реализацию продукции[3].
Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 устанавливает единые правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству РФ. В соответствии с документом государственная помощь признается как увеличение экономической выгоды конкретного предприятия в результате поступления активов денежного и неденежного характера.
Государственная помощь коммерческим предприятиям, занятым производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, предоставляется в большинстве случаев в форме различного рода субсидий. Согласно Бюджетному кодексу РФ субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов, связанных с производством и реализацией основных видов продукции и товаров, выполнением работ и оказанием услуг[3].
Предприятиям аграрной отрасли государственная помощь предоставляется в форме денежных средств, т.е. субсидий, носящих безвозмездный и безвозвратный характер, и бюджетных кредитов, возмездных и возвратных. Кроме этого, также могут быть предоставлены ресурсы, отличные от денежных средств, т.е. земельные участки, природные ресурсы, другие формы имущества и прочие виды государственной помощи, к которым в основном относят формы, не представляющие возможности их обоснованной оценки (оказание консультационных услуг, предоставление определенных гарантий и др.).
Рассмотрим методы отражения государственных субсидий в бухгалтерском учете. Согласно ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» предприятие имеет право выбрать один из способов отражения в учете средств целевого финансирования: метод начисления или метод фактического получения бюджетных средств.
Если предприятие выбирает метод начисления, оно должно принимать к учету средства целевого финансирования только в случае выполнения двух условий. Первое предусматривает обязательное выполнение предприятием всех оговоренных условий предоставления субсидий. Второе требует наличия обоснованной уверенности в фактическом получении этих средств предприятием[3].
На практике довольно часто организации принимают бюджетные средства к учету без соблюдения данных условий в силу ряда причин. Самая распространенная состоит в том, что у большинства предприятий, получающих государственные субсидии, нет уверенности в выполнении всех названных условий. Однако в п. 5 ПБУ 13/2000 указано, что подтверждением могут служить заключенные предприятием договоры, принятые и публично объявленные решения, проектно-сметная документация, утвержденная сторонами.
Рассматривая выполнение второго условия, отметим, что и в этом случае предприятия не всегда уверены в фактическом получении субсидии, так как часто бюджетные средства поступают на счета предприятия без предварительного подтверждения в виде уведомлений о бюджетных ассигнованиях, актов приемки-передачи ресурсов, бюджетной росписи и др.
Если предприятие использует метод начисления, бюджетные средства, поступившие на счета предприятия, учитываются в составе целевого финансирования и отражаются по кредиту счёт 86 «Целевое финансирование» и дебету счёт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» как увеличение задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность по кредиту счёт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и др[3].
Рассмотрим порядок получения субсидии при отражении на счетах бухгалтерского учета и в программе 1С Бухгалтерия 8 ред. 3.0. Для отражения операций по субсидиям Планом счетов бухгалтерского учета предусматривается счет 86 «Целевое финансирование». В программе 1С Бухгалтерия 8 ред. 3.0 к данному счету открыты два субсчета:
-01 «Целевое финансирование из бюджета»
-02 « Прочее целевое финансирование и поступления»
В случае если сначала происходит получение субсидии, а затем – ее расходование составляются следующие бухгалтерские проводки.
Дт 76.09 Кт 86.01 — отражается получение субсидии. Проводка составляется на основании подписанного договора. В программе данная проводка отражается при помощи операции бухгалтерский и налоговый учёт.
Поступление денежных средств на расчетный счет предприятия отражается проводкой: Дт 51 Кт 76.09. В программе данная операция отражается при помощи документа «Поступление на расчетный счет». Вид операции – Прочие расчеты с контрагентами[4].
Далее полученная субсидия может быть использована на различные цели, например, на приобретение материалов или основных средств. Таков порядок получения субсидии и отражение этой операции на счетах бухгалтерского учета и в программе 1С Бухгалтерия 8 ред. 3.0.
В настоящее время большую долю в структуре государственной помощи, выделяемой сельскохозяйственным предприятиям, занимают бюджетные кредиты, которые чаще именуются субсидированными. Отметим, что согласно п. 4 ПБУ 13/2000 бюджетные кредиты являются самостоятельной формой государственной помощи, которые подлежат отражению в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для заемных средств[3].
В соответствии с п. 16 ПБУ 13/2000 бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств[2].
Такие кредиты в учете будут отражаться следующими записями:
Дебет 51 «Расчетные счета»,
Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам») на сумму полученных кредитов;
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»,
Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам») на сумму начисленных процентов за пользование кредитом.
Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном для учета бюджетных средств. Это значит, что если условия, предусмотренные в кредитном договоре (при которых заем может не возвращаться), выполнены, задолженность по кредиту переводится в состав целевого финансирования.[2]
Бухгалтер производит следующую запись:
Дебет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»),
Кредит 86 «Целевое финансирование».
Остальные записи — списание на счет учета доходов будущих периодов и т. п. — оформляются в порядке, рассмотренном ранее.
Суммы государственной помощи по своему экономическому содержанию являются суммами целевого финансирования. Однако перечни средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установленные подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ, являются закрытыми, и субсидии, получаемые коммерческими организациями, в этих перечнях отсутствуют. Поэтому полученные суммы включаются в базу по налогу на прибыль.
Порядок отражения средств субсидий, полученных организациями, за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора, в составе внереализационных доходов в настоящее время (с 1 января 2015 г.) регулируется нормами п. 4.1 ст. 271 НК РФ.
Пользователи финансовой отчетности организаций заинтересованы в достоверной и эффективной информации о средствах государственной помощи и полученной выгоде от использования субсидий. Раскрытие и предоставление таких сведений способствуют формированию объективного мнения при оценке бизнеса, позволяя тем самым принимать обоснованные решения в области инвестирования и кредитования сельскохозяйственных предприятий[3].
Литература
- Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ, с изм. и доп. от 08.03.2015г.
2.ЗахарьинВ.Р.Учет бюджетных средств коммерческими организациями//Официальные материалы для бухгалтера,№4,2015 г.
3.Клычова Г.С., Нуриева Р.И. Особенности признания в учете государственных субсидий, выделяемых сельскохозяйственным предприятиям, в соответствии с отечественными и международными стандартами// Журнал «Международный бухгалтерский учет», № 22, июнь 2015 г.
4.Любчич В.А., Журавлёва М.Н. Использование геоинформационных технологий в автоматизации бухгалтерского учёта и оперативного управления предприятием//Журнал Известия ОГАУ,№6(44),2013 г.[schema type=»book» name=»Особенности учета государственной помощи в сельскохозяйственных организациях» description=» В статье раскрываются методы отражения государственных субсидий в бухгалтерском учете, а также формы предоставления субсидий. Рассматривается учет государственной помощи в программе 1С:Бухгалтерия 8.3.» author=»Журавлева Марина Николаевна, Артюшина Анастасия Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-08″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]