Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Основные механизмы стимулирования и регулирования инновационной деятельности в России



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Основные механизмы стимулирования и регулирования инновационной деятельности в России // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Формы стимулирования инновационной деятельности определяются характером задействованных в нем субъектов, определяющим, по сути, распределение обязанностей по созданию и использованию системы стимулов между участниками инновационного процесса – субъектами, осуществляющими инновационную деятельность (инноваторами), и субъектами, непосредственно осуществляющими стимулирование инновационной деятельности. По признаку участия государства в процессе стимулирования инновационной деятельности можно выделить следующие формы его реализации: государственную, негосударственную и смешанную (с частичным участием государства). Состав субъектов, осуществляющих стимулирование инновационной деятельности, по формам его реализации представлен в табл. 1.

Система государственного управления выполняет в основном стимулирующую и регулирующую функции в условиях перехода и становления инновационной экономики: стимулирование спроса и предложения на инновации инновационную продукцию, регулирование инновационных процессов различной отраслевой направленности, т.е. создание всего комплекса предпосылок, необходимых для активизации инноваций в деятельности инновационно-технологической сферы национальной экономики. Государственное управление является важной доминантой модернизации и научно-технологического обновления экономики. Особенно велика роль государственного регулирования, стимулирования и финансирования в сфере реализации научно-технических проектов.

Таблица 1. Формы стимулирования инновационной деятельности,

определяемые составом осуществляющих его субъектов

Формы стимулирования

инновационной деятельности

Субъекты, осуществляющие стимулирование инновационной деятельности
Государственная — Органы государственной (законодательной и исполнительной) власти Российской Федерации; органы государственной (законодательной и исполнительной) власти субъектов Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы местного самоуправления;

— государственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, являющиеся государственными бюджетными учреждениями;

— некоммерческие организации со 100%-м государственным участием;

— прочие субъекты инновационной инфраструктуры с полным государственным участием.

Негосударственная — Негосударственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, создаваемые юридическими и (или) физическими лицами;

— международные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;

— бизнес-структуры, научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц;

— прочие субъекты инновационной инфраструктуры, осуществляющие деятельность без участия государства.

Смешанная — Фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности с частичным государственным участием;

— прочие субъекты инновационной инфраструктуры с частичным государственным участием.

Каждая форма стимулирования инновационной деятельности реализуется посредством соответствующих методов и инструментов. Под методом понимается систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели; способ достижения какой‑либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Опираясь на данные определения, можно утверждать, что метод – способ достижения, совокупность приемов практического осуществления чего‑либо.

Понятия «метод» и «форма» взаимосвязаны таким образом, что форма отражает наружный вид, внешние очертания предмета, а метод есть способ реализации этой формы. Таким образом, форма первична, а метод – вторичен, поскольку служит целям практического воплощения формы исследуемого объекта в хозяйственную практику. Методы стимулирования инновационной деятельности предусматривают использование соответствующих инструментов. В широком смысле инструмент – средство воздействия на объект, преобразования и создания объекта. Понятие «инструмент» находится в подчинении к понятию «метод». Выступая способом воздействия на инноваторов в рамках соответствующего метода, инструмент стимулирования инновационной деятельности, по существу, представляет собой набор количественных и качественных параметров, выражающих действие предусмотренного этим инструментом стимула. Поскольку на современном этапе развития России именно государство выступает локомотивом развития инновационной деятельности как в части ее финансового обеспечения, так и прочих аспектов повышения инновационной активности в стране, исследование вопроса о соотношении понятий «форма», «метод», «инструмент» стимулирования было проведено на примере государственной формы стимулирования инновационной деятельности. В экономических исследованиях методы и инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности представлены достаточно широко.

Программно – ориентированное управление исполнением проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2020 г. представлено на рис.1.

Основные механизмы стимулирования и регулирования  инновационной деятельности в России

Рис. 1- Программно-целевое  управление исполнением проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства РФ

(на период до 2020 г.)

 

Наступательная инновационная стратегия подразумевает лидерство в новых для рынка продуктах и в применяемых технологиях. Эта стратегия приводит к инновационной монополии со всеми вытекающими для предприятия эффектами. В свою очередь эти авторы трактуют оборонительную инновационную стратегию как политику следования за лидером. Данная политика означает: повторные разработки защищенных патентами ключевых технических решений в продукте и технологических процессах и получение уже на свое имя параллельных патентов (после разбирательства (тяжбы) специально нанятыми  патентными поверенными с патентным ведомством); приглашение на работу носителей ноу-хау оп этим ключевым техническим решениям (при отсутствии патентов) и, наконец, промышленный шпионаж.

Таким образом,  на самом деле выделяются следующие две базовых стратегии конкурентных преимуществ инновационных предприятий: продажа уникальной продукции (технологии), а  после её диффузии и потери инновационной монополии – обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения издержек на её производство при одновременной проработке следующей инновации.

Последняя четверть XX – начало XXI века характеризуются глобальными экономическими и политическими трансформациями, происходящими на фоне активизации научно-технического прогресса и связанного с этим качественного изменения образа жизни человечества. Развитые страны начали интенсивный переход к экономике нового типа – инновационной экономике, становление которой требует создания новых институтов, главным из которых является национальная инновационная система (НИС). При этом в плане пространственного развития рассматривают три уровня формирования НИС – федеральный, региональный и муниципальный.

Одной из наблюдаемых мировых тенденций является увеличение численности городского населения, формирование мегаполисов — городов с населением более одного миллиона человек. При этом темпы увеличения численности городского населения превышают темпы роста населения в целом. Этот процесс начался во второй половине прошлого века, и если в 1950 г. только один город в мире – Нью-Йорк имел численность населения более 10 млн. чел., то в 1975 году таких городов стало 3, в 2005 – 20, в которых сосредоточилось 9,5% городского населения в мире. Прогнозируется, что к 2025 году 23 города преодолеют этот рубеж.

В 2008г. на планете сформировались 459 агломераций с население более одного миллиона человек, в которых проживает 2/5 всех горожан и 1/5 населения планеты.

Современные мегаполисы играют большую роль в экономике своих государств. Так, например, в Европейских странах на долю мегаполисов приходится от 10 до 50% ВВП. С геополитической точки зрения мегаполисы являются центрами, выполняющими в глобальной экономике высшие менеджерские функции. Они играют важную роль как ключевые финансово-экономические структуры, как центры науки, образования и культуры.

Таким образом, современные мегаполисы должны рассматриваться как новая пространственная форма НИС, механизмы развития которой требуют специального изучения с целью формирования современной инновационной политики.

Первые исследования процессов формирования и развития НИС были проведены в 80-х годах независимо группами исследователей под руководством Б.А. Лундвалла (Дания), К. Фримена (Великобритания) и Р. Нельсона (США). При этом Лундвалл показал, что инновационная деятельность решает в первую очередь проблемы развития государства, на территории которого она реализуется, и даже глобализационные процессы не прерывают связей фирм с национальными системами. Фримен рассматривал НИС как совокупность институциональных структур в частном и государственном секторах экономики, обеспечивающих создание и распространение новых технологий. Работы Нельсона были посвящены проблемам формирования и реализации государственной научно-технической политики. Одним из главных результатов исследования являлся вывод о том, что наибольший положительный эффект даёт сбалансированное применение государственных и рыночных механизмов для регулирования инновационной деятельности.

В России исследования в области формирования и развития НИС начались во второй половине 90-х годов также тремя независимыми группами исследователей под руководством А.А. Дынкина и Н.И. Ивановой, О.Т. Голиченко, В.В. Иванова. В ходе проведения исследований в ИМЭМО РАН, Н.И. Ивановой, были выявлены главные методологические принципы концепции НИС: следование идеям Шумпетера о конкуренции на основе инноваций и научных исследований в корпорациях как главных факторах экономической динамики; анализ институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на его содержание и структуру; признание особой роли знания в экономическом развитии». В.В. Иванов предложил дополнить эти принципы:

— знания являются стратегическим ресурсом экономики постиндустриального общества, инновационная деятельность становится определяющим фактором ее развития, а национальная инновационная система НИС является институциональной основой народного хозяйства;

—   НИС формируется и развивается по этапам, различающимся уровнем развития системы факторов;

— НИС формируется на основе сбалансированного применения государственных и рыночных механизмов регулирования экономики с учетом, в том числе, особенностей и уровня социально-экономического развития конкретных территорий. При этом цель создания НИС определена как обеспечение устойчивого развития экономики на основе использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний.

Наряду с общими вопросами формирования НИС (включая цели, задачи, структуру) рассматриваются региональные аспекты инновационного развития. Так собственно НИС определяется как федерально-региональная система, являющаяся составной частью экономики государства (союза государств) и представляющая собой совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового экономически выгодного знания, направления деятельности.

Список литературы

  1. Гардава М.П. — Анализ основных форм налогового стимулирования инновационной деятельности в условиях экономического кризиса / М.П. Гардава // Транспортный бизнес в России, 2008.
  2. Гордеев Д.А. — Проблемы развития новых институциональных форм и отношений в инновационной деятельности в Российской Федерации / Д.А. Гордеев // Экономическое возрождение России. – 2009.
  3. Захарова Л.Ф., Новиков С.В. Стратегические изменения в крупномасштабных организационно-экономических системах: обоснование и реализация // Электронный журнал «Труды МАИ». 2012. № 53.
  4. Морозова Т.Г. — Государственное регулирование экономики: учеб. пособие для вузов / и др.; под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  5. Марабаева Л.В. — Государственное регулирование научно-инновационной деятельности в России: направления и методы / Л. В. Марабаева, О.А. Соколов // Инновации, 2005.[schema type=»book» name=»Основные механизмы стимулирования и регулирования инновационной деятельности в России» description=»В статье описаны предпосылки создания облика национальной инновационной системы, сформированной на основе сбалансированного применения государственных и рыночных механизмов регулирования экономики с учетом, в том числе, особенностей и уровня социально-экономического развития конкретных территорий. При этом цель создания НИС определена как обеспечение устойчивого развития экономики на основе использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний. » author=»Тихонов Владимир Алексеевич, Новиков Сергей Вячеславович» publisher=»ЮАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-08″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found