В условиях регулируемой рыночной экономики особое значение приобретает проблематика продвижения товаров и услуг, создание в регионах благоприятной среды для развития выставочно-ярмарочной деятельности, как эффективного средства продвижения региона.
В России в последнее индустрия выставок и конгрессов активно развивается. В 2014 году объем продаж выставочного рынка увеличился примерно на 7 процентов, и это несмотря на общее снижение темпов развития экономики.
Выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия обеспечивают мобильность рыночной среды, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Важным аспектом выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности является ее влияние на развитие региональной экономики, повышение деловой активности в регионах, эффективное рыночное позиционирование территорий и постоянную занятость населения в инфраструктуре региона.
Однако в выставочной отрасли России имеется ряд нерешенных проблем. Так, отсутствует необходимая координация; недостаточны поддержка выставочных мероприятий и материально-техническое обеспечение. Особую важность развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности приобретает в рамках проблемы санкций и импортозамещения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 года № 1273-р одобрена Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ и утвержден план мероприятий по ее реализации. Разработка Концепции проводилась по инициативе Торгово-промышленной палаты России в рамках реализации приоритетных направлений деятельности ТПП РФ на 2011-2015 годы. В документе отражены положения Стратегии развития системы ТПП РФ до 2020 года.
Выставочно-ярмарочная деятельность требует к себе пристального внимания со стороны государства. В России до сих пор не хватает структурированной информации о выставочно-ярмарочной деятельности. Налицо недооценка роли выставочно-ярмарочной деятельности как фактора развития экономики регионов.
Чтобы управление выставочно-ярмарочной деятельностью стало серьезным фактором развития экономики регионов, необходимо на основании теоретического обобщения отечественного и зарубежного опыта выработать такую систему управления выставочно-ярмарочной деятельностью, которая учитывала бы российскую специфику и региональные особенности, а также содействовала бы развитию регионов, — отвечала их потребностям.
Концепцией развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ определены следующие приоритетные направления развития отрасли (регионы осуществляют свою работу в этом направлении, ориентируясь на данный документ):
- совершенствование нормативного правового регулирования;
- развитие материально-технической базы;
- повышение экономической эффективности выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и увеличение на этой основе поступлений финансовых средств в федеральный, региональные и местные бюджеты Российской Федерации;
- совершенствование механизмов координации, стимулирования участия российских предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, проводимых в России и за рубежом;
- организация системы профессиональной подготовки кадров и стимулирование развития научно-технических исследований в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
- информационное обеспечение выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
- развитие механизмов участия России во всемирных выставках ЭКСПО и борьбы за право организации ЭКСПО в России;
- развитие и реализация механизмов и форм государственно-частного партнерства в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
- повышение социально-экономической и бюджетной эффективности выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
Анализ состояния выставочной отрасли и комплекса проведенных мероприятий, направленных на продвижение благоприятного делового и инвестиционного климата Хабаровского края, обнаружил некоторые проблемы в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, а именно:
— недостаточно активное участие хозяйствующих субъектов в выездных имиджевых мероприятиях и продвижении инвестиционных проектов;
— неэффективное использование предприятиями механизма выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения своей продукции на внешние рынки (предприятиям не хватает навыков и средств для выхода на новые рынки, они зачастую не имеют четкого представления о международных стандартах и требованиях по сертификации продукции в странах-импортерах);
— низкий уровень информационного сотрудничества с национальными и международными информационно-аналитическими, рейтинговыми агентствами, ведущими экспертно-консалтинговыми группами;
— низкий уровень информационного сотрудничества с торговыми и дипломатическими представительствами как в России, так и за рубежом по вопросам обмена информацией в области инвестиций и торгово-экономического сотрудничества.
На сегодняшний день наиболее острой проблемой, сдерживающей развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Хабаровском крае, является отсутствие специализированных площадей, соответствующих мировому уровню.
Распределение выставочных комплексов по федеральным округам в Российской Федерации представлено в таблице 1 (по состоянию на 18.12.2014г.).
Таблица 1
Распределение выставочных комплексов по федеральным округам
Субъект РФ | Количество действующих площадок | Площадь, м2 |
ЦФО | 16 | 466.690 |
СЗФО | 6 | 91.350 |
ЮФО | 2 | 26.850 |
СКФО | 2 | 11.000 |
ПФО | 9 | 74.124 |
УФО | 5 | 61.838 |
СФО | 8 | 78.340 |
ДФО | 2 | 11.500 |
КФО | Официальной информации нет | — |
ИТОГО В РОССИИ | 50 | 821.692 |
Из данных таблицы 1 следует, что Дальневосточный федеральный округ занимает предпоследнее место среди регионов по наличию выставочных комплексов с закрытой выставочной площадью 11500 кв.м (что составляет 1,4% от общего размера действующих в России площадок). Из общей выставочной площади Дальневосточного федерального округа 7500 кв.м занимает выставочная площадка ОАО «Амурская ярмарка» в г. Благовещенск. Хабаровск располагает в настоящее время выставочным комплексом «Хабаровский Экспоцентр» общей площадью 4000 кв.м.
Все мероприятия проводятся в неприспособленном помещении – легкоатлетическом манеже спортивного клуба на стадионе им. Ленина. В легкоатлетическом манеже можно задействовать не больше пяти тысяч квадратных метров.
Для продвижения торгово-экономического и инвестиционного потенциала региона Хабаровску нужен современный конгрессно-выставочный комплекс с нормальными условиями и для участников, и для посетителей.
На региональном уровне недостаточно проводить только выставки, необходимо совмещать их с содержательной деловой и культурной программой. Необходимо проводить не только областные, межрегиональные, но и всероссийские и международные мероприятия. Открытие нового выставочного комплекса позволит существенно повысить качество и расширить количество выставочных услуг. Мероприятия должны включать деловые программы, семинары, конференции.
Учитывая сегодняшнюю тенденцию развития выставочной деятельности в сторону совмещения выставочных и деловых мероприятий, необходимо предусмотреть для этих мероприятий дополнительные помещения. Таким образом, лучше строить не выставочный, а конгрессно-выставочный центр.
Хабаровск, как и многие другие региональные центры, ощущает острую нехватку в гостиницах и торговых площадях международного уровня. Поэтому в структуре выставочного комплекса необходимо проектировать и гостиницу.
Дальневосточная Торгово-промышленная палата выступила с инициативой по разработке и реализации инвестиционного проекта по строительству регионального конгрессно-выставочного центра в г.Хабаровске ОАО «Межрегиональный центр экономического сотрудничества». В настоящее время ведется работа по поиску инвестора для строительства.
На реализацию проекта запланирован бюджет из различных источников:
— федеральный – 372,522 млн. руб., 30%;
— региональный – 372,522 млн. руб. (Администрация края), 30%; 372,522 (Администрация города), 30%;
— частный инвестор – 124,174 млн. руб. (ТПП и заемные), 10%.
Общая закрытая площадь комплекса составит: 5,5 тыс. кв.м.
Однако обращения краевого Правительства в федеральные структуры с просьбой оказать финансовую поддержку, не привели к желаемому результату.
Выставочные мероприятия – это скрытые инвестиции в бюджеты всех территорий. Они приносят прибыль в инфраструктуру города, которая загружается во время выставок, в результате выставочной деятельности растет товарооборот, открываются новые предприятия, и, соответственно, появляются рабочие места, увеличиваются финансовые потоки, получают дополнительные доходы гостиницы, заправочные станции, предприятия общественного питания и сферы обслуживания. Но при подготовке и проведении выставок расходы несет выставочная организация, а доходы получают гостиницы, автозаправки, автостоянки, операторы телефонной связи, городские службы и бюджеты всех уровней. Один рубль, вложенный в выставку, дает 7-8 рублей дохода другим предприятиям, организациям, бюджетам.
Учитывая долгий период окупаемости выставочных комплексов в регионах, государству можно предложить снизить налоговую нагрузку хотя бы в период окупаемости комплексов или принять специальные налоги для выставочных центров. В том числе, учитывая, что выставочные площади, и закрытые и открытые, используются не ежедневно, необходимо установить для выставочных комплексов льготный налог на землю.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 1273-р «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» в числе направлений совершенствования нормативно-правовой базы в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности определена разработка региональных нормативных документов, регламентирующих и отражающих специфику данной деятельности в субъектах Российской Федерации.
Разработка проекта постановления Правительства Хабаровского края «Об утверждении Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Хабаровском крае» позволит обозначить приоритетные направления развития материально-технической базы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности края и сопутствующей инфраструктуры. Наличие концепции даст краю возможность впоследствии претендовать на получение государственной поддержки в рамках подпрограммы «Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года». В соответствии с Планом мероприятий, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 1273-р, разработка данной подпрограммы планируется в IV квартале 2015 г. Налицо несогласованность в действиях федеральных и территориальных органов власти. Разработка «Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в крае» в 2015 году не запланирована (согласно данным пояснительной записки о ходе реализации государственной программы края «Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края» за I квартал 2015 года).
Систему нормативного правового регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности целесообразно привести в соответствие со сложившейся в Российской Федерации иерархией и структурой нормативных правовых документов, регулирующих деятельность основных отраслей экономики. Ее основой должен стать базовый федеральный закон «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации», комплекс национальных стандартов, регламентирующих требования к качеству и безопасности предоставляемых выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг, федеральные целевые программы, стратегии и концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
Региональные нормативные документы, регламентирующие и отражающие специфику выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в отдельных субъектах Российской Федерации, должны включать в себя законы, нормативные акты органов исполнительной власти, стратегии, концепции, программы развития и поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности субъектов Российской Федерации.
Аналогичный по составу ряд нормативных документов может быть разработан и использован на уровне местного самоуправления.
Отдельный блок в системе нормативного правового регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности могут составить нормативные документы добровольного применения, разрабатываемые профессиональными объединениями предпринимателей, саморегулируемыми организациями, отдельными хозяйствующими субъектами. Сюда входят: корпоративные кодексы, стандарты организаций, правила добровольной сертификации и другие подобные документы.
Одним из приоритетных направлений развития выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры регионального и муниципального значения должно стать использование механизмов и разнообразных форм государственно-частного партнерства в Российской Федерации.
Планируемое существенное повышение доли частного капитала в программах социально-экономического развития региона невозможно без использования опыта развитых стран. Новейший опыт международного сообщества по развитию государственно-частного партнерства заслуживает внимательного изучения и может быть успешно адаптирован к особенностям каждой отдельной отрасли экономики.
В целом, развитие выставочно-ярмарочной деятельности в Хабаровском крае позволит содействовать привлечению инвестиций, развитию торгово-экономического потенциала края и укреплению имиджа региона.
Список литературы:
- Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2014 N 1273-р «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» (вместе с «Планом мероприятий по реализации концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165612/
- Государственная программа Хабаровского края «Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края», утвержденная постановлением Правительства края от 19 декабря 2014 г. № 495-пр. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Постановление Президиума правления Торгово-промышленной палаты РФ «О состоянии и перспективах развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» от 19 декабря 2012 года №64-17.
- Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства экономического развития Хабаровского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Пояснительная записка о ходе реализации государственной программы края «Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края» за I квартал 2015 года.
- «Экспоцентр» — регионам. Материалы об учебно-методической деятельности «Экспоцентра» в сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой РФ в регионах России, странах СНГ и Балтии. / под ред. Павловой Е.И., Воронцовой В.П., Юдановой Г.В. – М. – ЦВК «Экспоцентр», 2012. – 56 с.[schema type=»book» name=»ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ КАК ФАКТОРА ПРОДВИЖЕНИЯ ИМИДЖА РЕГИОНА» description=»В статье рассмотрены основные проблемы выставочно-ярмарочной деятельности в Хабаровском крае и направления развития выставочной отрасли с целью формирования и продвижения торгово-экономического и инвестиционного потенциала региона.» author=»Инютина Елена Николаевна, Бурлака Иван Иванович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]