Внутренний аудит является новым инструментом внутрихозяйственного контроля деятельности российских предприятия поэтому, процесс его развития сопровождается возникновением проблемных вопросов, которые обусловлены непониманием значимости внутреннего аудита, незначительным практическим опытом, отсутствием методик организации службы внутреннего аудита.
Образование подразделений внутреннего аудита в отечественных организациях, их нормативное регулирование на сегодняшний момент является актуальным, сложным, и в тоже время интересным вопросом.
В литературе, посвященной аудиту, чаще всего рассматривают особенности и методику проведения внешнего аудита, а проблемы внедрения внутреннего остаются раскрытыми не полностью. Данная тема рассматривается в научных трудах С. Прилипко, А. Редько [1], А. Сонина [3], В. Шегурова [4] и других. В сложившейся экономической ситуации в стране следует большее внимание уделять созданию службы внутреннего аудита на предприятиях и нормативному регулированию ее деятельности.
Цель исследования заключается в обосновании необходимости организации службы внутреннего аудита (СВА) в организациях, выявлении проблем и перспективных способов их внедрения, оценки эффективности их работы.
Международный Институт внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors) дает следующее определение внутреннему аудиту: «Внутренний аудит – деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления» [3].
В первую очередь внутренний аудит необходим для предотвращения потерь ресурсов, организации изменений внутри предприятия и обеспечения достоверности бухгалтерского учета. Как составная часть системы внутреннего контроля организации внутренний аудит призван выполнять ряд функций:
- производить оценку системы внутреннего контроля на достоверность информации, соблюдение законодательства, сохранность активов, эффективность и результативность деятельности подразделений и организации в целом;
- оценивать соответствие системы управления принципам корпоративного управления;
- оценивать эффективность системы управления рисками и предлагать методы контроля рисков;
- оценивать экономичность и эффективность осуществляемых операций;
- оценивать соблюдение требований действующего законодательства, регулирующих и надзорных органов, внутренних документов организации;
- проводить специальные расследование отдельных случаев (подозрений в злоупотребления) [4, с. 424].
Законодательные основы и требования о наличии функций внутреннего аудита в организациях РФ отсутствуют, так как эта функция не основная, а вспомогательная. Для ее появления менеджеры и совет директоров должен принять решение, опираясь на наличие в организации реальных предпосылок создания службы внутреннего аудита (табл. 1).
На практике при создании системы внутреннего аудита как элемента внутреннего контроля возникает очень много вопросов:
- о порядке создания органов контроля и принципов их взаимодействия;
- о создании самой структуры внутреннего аудита;
- о методах и способах использования риск-ориентированного подхода;
- о способах создания матрицы рисков, системы управления рисками и много других вопросов.
Таблица 1.
Предпосылки формирования службы внутреннего аудита
Законодательные |
Организационные предпосылки |
Прочие |
Наличие законодательно установленной контрольной функции вышестоящих организаций по отношению к нижестоящим | Существование не забытых ранее традиций функционирования ведомственного контроля | Наличие многоступенчатой организационно-управленческой структуры организации |
Отсутствие регулирования взаимодействия ведомственных контрольных органов различного уровня | Отсутствие реального органа внутреннего контроля на любом уровне организации | Увеличение масштабов и изменение видов деятельности |
Наличие предпосылок законодательства для формирования органа внутреннего контроля | Работа различных органов контроля, выполняющих отдельные функции внутреннего контроля в системе | Отсутствие единой методики организации внутреннего контроля |
Отсутствие нормативно-правового регулирования внутреннего контроля | Работа различных структурно-функциональных подразделений, выполняющих функции, присущие внутреннему аудиту | Привлечение иностранных инвестиций |
Можно выделить три основных подхода к организации внутреннего аудита: создание службы внутреннего аудита, аутсорсинг и косорсинг.
Первый из них – это создание собственной службы внутреннего аудита как неотъемлемого элемента организационной структуры предприятия (in-house internal audit service). Внутренние аудиторы – сотрудники организации, которая нанимает руководителя службы внутреннего аудита и опытных специалистов, способных обеспечить эффективное выполнение работы.
Преимуществами данного подхода является следующее:
- сотрудники организации хорошо знакомы с ее внутренней организационной структурой, отраслевыми особенностями бизнеса;
- когда аудиторские задания выполняют собственные штатные сотрудники, то полученные ими навыки и опыт остаются внутри компании;
- руководство организации может использовать внутренний аудит как «основу для профессионального роста, приобретения определенных навыков и карьерного роста будущих управленческих кадров [2].
Однако практика показывает, что во многих случаях персонал службы внутреннего аудита не владеет необходимыми навыками и знаниями.
Второй подход – аутсорсинг (outsourcing) – это заключение соглашения на осуществление услуг по внутреннему аудиту с независимыми организациями, то есть полностью передаются функции внутреннего аудита специализированной организации или внешнему консультанту.
Такая форма организации службы внутреннего аудита обеспечивает предприятию определенные преимущества:
- организация получает услуги высокого уровня, поскольку нанимает высококвалифицированных специалистов для выполнения определенных задач (как правило, узкого круга);
- обеспечивается гибкость количества специалистов, необходимых для выполнения специфических задач (например, оценка информационных систем), при этом могут привлекаться специалисты на короткий срок.
Третий подход – косорсинг или стратегическое партнерство (strategic partnering) – заключается в том, чтобы создать службу внутреннего аудита на предприятии, но иногда привлекать экспертов специализированной организации или внешнего консультанта. Отбор наемных работников «со стороны» осуществляется для выполнения задач, которые внутренняя служба не в состоянии выполнить, например, из-за отсутствия специалистов узкого профиля. Такая форма организации СВА обеспечивает большую выгоду для предприятия, чем аутсорсинг. Тесное сотрудничество аудиторов позволяет внутренним аудиторам получать дополнительные знания от внешних.
Потенциальные преимущества аутсорсинга и косорсинга включают:
- возможность использовать услуги экспертов в различных областях;
- доступ к высокопрофессиональным аудиторским кадрам;
- гибкость в вопросе привлечения аудиторских ресурсов (например, при внедрении новой системы или необходимости провести внеплановый аудит не придется расширять штат СВА или отвлекать ресурсы СВА от выполнения других проектов);
- доступ к передовым технологиям и методикам проведения внутреннего аудита [1].
Выбор того или иного подхода к организации службы внутреннего аудита во многом определяется видом, сферой и масштабами деятельности предприятия, которые необходимо рассматривать перед планированием.
В России наиболее распространенной является первых подход к организации внутреннего аудита, который позволяет полученные навыки и опыт оставить внутри предприятия. Аутсорсинг и косорсинг получили небольшое распространение, что вызвано недоверием и непониманием российскими предприятиями сущности данных форм организации внутреннего аудита.
В пользу создания службы внутреннего аудита можно привести и дополнительные аргументы. Во-первых, одна из задач внутреннего аудита – контроль наличия и сохранности активов. Во-вторых, одним из направлений работы внутренних аудиторов является унификация и стандартизация (типизация). В-третьих, специалисты внутреннего аудита должны осуществлять прогнозирование проблем деятельности предприятия и контроль дисциплины исполнения среди персонала, эффективности управленческих решений руководства и соответствующих должностных лиц в управлении предприятием.
Решение о создании системы внутреннего аудита принимают собственники организации, которое определяется экономической целесообразностью. С ростом размеров организации и усложнением процессов управления роль и необходимость внутреннего аудита возрастает. Он является частью системы управления, а также контроля собственниками за деятельностью руководства предприятия. Внутренний аудит важен и менеджменту организации для повышения эффективности принятия решений менеджментом.
Создание службы внутреннего аудита в организации рекомендуется осуществлять по следующим этапам:
- Выявление вопросов, подлежащих рассмотрению СВА.
- Установление функций службы внутреннего аудита для достижения поставленных целей и разработка структуры службы для их выполнения.
- Разработка Положения о службе внутреннего аудита и других локальных актов, регламентирующих организацию и порядок проведения внутреннего аудита в организации.
- Формирование службы внутреннего аудита, разработка и документальное закрепление их прав, обязанностей и ответственности. Разработка должностных инструкций работников службы.
- Интеграция службы внутреннего аудита с другими звеньями управления организации.
- Разработка Кодекса профессиональной этики аудиторов и внутрифирменных стандартов аудита (по видам заданий).
Создание системы внутреннего аудита дает предприятию возможность:
- привлекать на выгодных условиях инвестиции путем повышения качества бухгалтерской отчетности;
- осуществлять управление материальными и трудовыми ресурсами и их использования с наибольшей эффективностью;
- проводить действенную и эффективную ценовую политику.
Каждый уровень развития организации имеет свои специфические особенности внедрения внутреннего аудита. Эту зависимость можно представить моделью «3 линии защиты»:
- «первая линия защиты» – операционный контроль бизнеса – характерен низкий уровень внутреннего аудита, он присущ для менее развитых организаций, сюда можно отнести закупки, проверку договоров и т. д.;
- «вторая линия защиты» – контроль финансовой отчетности, управление рисками мошенничества, контроль качества и соответствия требованиям – характерен средний уровень внутреннего аудита, он присущ для чуть более развитых организаций;
- «третья линия защиты» – контроль аудиторскими комиссиями «второй линии» – характерен высокий уровень внутреннего аудита, т.к. осуществляется полноценный внутренний аудит, присущ для наиболее развитых организаций.
Аудит системы управления рисками, по сути, является полноценной «третьей линией защиты», однако ее отсутствие в большинстве российских организаций препятствует развитию внутреннего аудита в России.
Внутренний аудит должен доказать сотрудникам организации свою необходимость и полезность в качестве услуги, поскольку отношение к внутренним аудиторам на предприятиях неоднозначно. К сожалению, персонал не всегда осознает, что аудитор контролирует не исполнителей, а рабочий процесс, выявляя недостатки существующих процессов, правил и процедур и тем самым помогая организации достигать лучших результатов. На этот факт нужно обратить внимание, прежде всего, самим внутренним аудиторам, с тем, чтобы пересмотреть уровень решаемых задач и повысить эффективность своей работы.
Оценить эффективность службы внутреннего аудита сложно, поскольку результат не всегда можно количественно измерить и существует значительный субъективизм оценки заказчиков. Каждое предприятие само определяет критерии эффективности деятельности системы внутреннего аудита.
К показателям эффективности деятельности внутреннего аудита относят:
- выполнение утвержденного плана аудитов;
- количество выявленных рисков;
- процент принятых и выполненных аудиторских рекомендаций;
- экономический эффект от внедрения рекомендаций;
- количество повторных аудиторских рекомендаций;
- удовлетворенность клиентов/заказчиков аудита [4, с. 426].
Наряду с оценкой эффективности деятельности СВА необходимо проводить мероприятия, направленные на повышение качества работы службы:
- мониторинг качества внутренних аудитов – руководитель и менеджеры СВА устанавливают выполнение аудиторских заданий на должном профессиональном уровне;
- внутренние оценки (не реже одного раза в год) – выявление собственными силами организации резервов для совершенствования деятельности каждого внутреннего аудитора и всей системы внутреннего контроля;
- внешние оценки (не реже одного раза в 5 лет) – получение «взгляда со стороны» на качество функционирования службы внутреннего аудита.
Подводя итоги, отметим, что при создании системы внутреннего аудита основными направлениями деятельности руководства предприятия должны выступать выбор формы организации системы внутреннего аудита; выбор структуры службы внутреннего аудита; организация и координация внутренней работы этой службы. Наличие службы внутреннего аудита повышает доверие заинтересованных сторон, их уверенность в рациональном использовании ресурсов, сохранности активов, оптимизации рисков деятельности, прозрачности компании. Повышение качества системы внутреннего аудита достигается только при выполнении всех вышеуказанных мероприятий.
Список литературы:
- Прилипко С.И., Редько А.Ю. Контроль и внутренний аудит в управлении компанией. URL: content&task=view&id=15&Itemid=14 (дата обращения: 22.01.2014).
- Роль внутреннего аудитора в современной российской компании: взгляд из Института внутренних аудиторов. URL: https://gaap.ru/articles/Rol-vnutrenego-auditora-v-sovremennoi-rossiiskoi-kompanii/ (дата обращения: 25.01.2015).
- Сонин А. Внутренний аудит для успешной компании: материалы Института внутренних аудиторов URL: com_content&task=view&id=20&Itemid= 14. (дата обращения: 25.01.2015).
- Шегурова В.П. Внутренний аудит в системе управления предприятием [Текст] / В. П. Шегурова, Ю. В. Трунтаева // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 424-427.[schema type=»book» name=»ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА» author=»Волошина Елена Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]