Развитие рыночной экономики привело к необходимости построения новых взаимоотношений как регионов с центром, так и между регионами и внутри отдельного региона. Такое положение способствовало формированию новых методов ведения хозяйства и управления.
В настоящее время одной из актуальных проблем является проблема управления муниципальным хозяйством, потому что от ее оптимального решения зависит степень наполнения местных бюджетов и экономическая привлекательность муниципалитетов для потенциальных инвесторов.
Совершенствования системы управления развитием муниципального хозяйства имеет важное научно-практическое значение и предопределяет актуальность темы, ее теоретическую и практическую значимость.
На протяжении длительного времени местное самоуправление является объектом исследования, как российской, так и зарубежной науки и вызывает в силу своей актуальности большой интерес ученых. Проблемам социального и государственного управления уделялось внимание в трудах В.Б. Аверьянова, А.Б. Агапова, Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, О.А. Дейнеко, Ю.М. Козлова, Н.М. Конина, Б.М. Лазарева, Г.X. Попова, А.М. Слепенко, Ю.Н. Старилова, Ю.М. Тихомирова, В.А. Юсупова, А.Ю. Якимова, Ц.А. Ямпольской и других.
Отдельным вопросам муниципального управления в литературе посвящены работы: Т.П. Георгиевой, Н.С. Бондаря, А.Г. Воронина, С.А. Зинченко, С.Г. Пилипенко, В.А. Лапина, В.В. Тоболина, А.Н. Широкова, А.А. Уварова и других.
Цель работы заключается в выявлении проблем управления муниципальным хозяйством и определении направления совершенствования муниципальным хозяйством.
Предприятия муниципального хозяйства имеют важное значение в социально-экономическом развитии территории. От эффективности деятельности предприятий муниципального хозяйства зависит социальный климат в обществе и его благосостояния, так как именно от их деятельности зависит качество предоставления самых необходимых и жизненно-важных услуг местным жителям. Но, несмотря на то, что муниципализация способствует формированию той экономической базы, благодаря которой появляется возможность улучшать и облегчать условия жизни населения, в современных условиях развития экономики России муниципальное хозяйство имеет ряд проблем:
- Неотрегулированный на законодательном уровне механизм разграничения полномочий и ответственности между государственными и местными органами власти;
- Недостаточность финансовой базы, недофинансирование местных органов власти за счет неравномерное распределение доходов.
- Сложность в вопросах разграничения прав собственности и его перераспределения между государственными органами управления и местными органами самоуправления;
- Проблемы с финансированием государственных целевых программ и с погашением задолженности местных бюджетов по среднесрочным займам;
- Усложнение процедур финансирования отраслей образования, здравоохранения, социальной поддержки населения;
- Недостаточный уровень образования и квалификации муниципальных служащих.
- Устаревшие организационные формы управленческих отношений.
- Коррупция.
- Неэффективная структура государственных органов власти.
- Недостаточное информационно-техническое обеспечение деятельности государственного аппарата и т.д.
С целью осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны, регионов и муниципальных образований и в качестве инструмента решения вышеуказанных проблем управления муниципального хозяйства может быть использован программно-целевой метод.
В общем случае программно-целевые методы планирования и управления – это методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ. Данные методы представляют собой результат применения системного подхода к решению стратегически важной задачи и заключаются [1]:
- в определении всех компонентов проблемы и их взаимосвязей;
- в определении системы целей, достижение которых позволит обеспечить решение проблемы;
- в создании механизмов распределения ресурсов;
- в создании организационных систем управления реализацией программы;
- в разработке, реализации и контроле эффективности всего комплекса мероприятий, направленных на решение проблемы участниками системы.
Программно-целевой метод имеет ряд основных отличий от существующего подхода (табл. 1), обладает присущими ему компонентами и выполняет важные функции и задачи (рис.1).
Таблица 1
Основные отличия программно-целевого метода от балансового метода
Балансовый (постатейный) метод | Программно-целевой метод |
Расходы формируются в разрезе функций | Все расходы формируются по программам |
Принцип формирования бюджета и содержание бюджетных организаций | Принцип формирования бюджета и сосредоточенность на результатах |
Планирование бюджета только на следующий год (среднесрочный период) | Стратегический подход в планировании |
Цель гибкая, может изменяться в среднесрочный период | Стратегические цели неизменны |
Меньший объем информации | Больший объем информации |
Особенностями программно-целевого подхода являются системность, направленность на достижение конкретной цели или системы целей, последовательность и организационная обособленность целевых программ.
Наилучшие результаты программно-целевые методы дают при одновременном применении с методами макроэкономического и регионального прогнозирования, а также индикативного планирования. Эта связь определяется необходимостью создания и отслеживания системы показателей эффективности управления реализацией целевых программ.
Этапы процесса создания и реализации целевой программы изображены в качестве таблицы (табл. 2).
Особенность программно-целевого подхода заключается в том, что он позволяет решать сложные задачи, стоящие на стыке ведомственных и отраслевых компетенций, полномочий и зон ответственности хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и муниципальной власти, за счет координации общих усилий для решения проблемы.
Рис. 1. Основные компоненты, функции и задачи программно-целевого метода
Одним из основных признаков программно-целевого подхода является его комплексность и наличие соответствующих организационных форм реализации программ, так как решаемые при помощи ПЦМ задачи не могут быть решены при использовании стандартных «рутинных» управленческих процедур органов власти, муниципального управления и коммерческих структур, а также в рамках действий исключительно одной из сторон процесса. С организационной точки зрения программный подход является более сложным и затратным, а его использование целесообразно только при возможности достижения заметного и существенного мультипликативного эффекта, что исключает его применения к решению оперативных задач.
Таблица 2
Последовательность реализации целевой программы
ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ | ||
Этапы | Задачи | |
1 | Разработка | 1) определение проблемы, постановка цели и ее декомпозиция;
2) обоснование применения программно-целевого подхода; 3) разработка комплекса мероприятий и системы распределения ресурсов; 4) согласование Программы с заинтересованными лицами. |
2 | Оценка потенциала | 1) оценка социально-экономического потенциала реализации программы;
2) разработка критериев сравнительной оценки эффективности конкурирующих Программ; 3) выбор Программы. |
3 | Инициация | 1) принятие необходимых законодательных и нормативных актов;
2) создание Управляющего органа программы; |
4 | Реализация | 1) реализация комплекса запланированных мероприятий;
2) регулярная оценка эффективности реализации; 3) оперативная корректировка отдельных аспектов Программы. |
5 | Оценка результатов | 1) анализ эффективности реализованной Программы;
2) подготовка отчета по результатам Программы |
Примерами комплексных задач социально-экономического развития, для которых наиболее часто и успешно применяется программно-целевой подход, являются [2]:
- выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;
- повышение равномерности распределения производительных сил;
- создание новых капиталоемких отраслей промышленности, имеющих стратегическую значимость для государства;
- создание кластеров, ОЭЗ, территориально-производственных комплексов;
- эффективная организация бюджетной системы;
- повышение уровня научно-технического развития;
- создание и капитальная реконструкция инженерной и транспортной инфраструктуры;
- воспроизводство ресурсов с длительным инвестиционным циклом.
Основными предпосылками применения программно-целевых методов планирования и управления на государственном уровне выступают:
- Большая площадь территории, ее географическая неоднородность и административная раздробленность.
- Наличие неоднородностей и диспропорций в: пространственном распределении факторов производства; социально-экономическом уровне развития регионов; отраслевой структуре экономики; структуре внешнего торгового баланса; уровне жизни различных слоев населения (индекс Джини); этническом и религиозном составе населения.
- Наличие устойчивых негативных тенденций:
- снижение численности населения; высокий износ и устаревание основных средств; отток природных, финансовых и интеллектуальных ресурсов за рубеж; рост коррупции и преступности.
- Отставание от развитых стран по ключевым факторам, определяющим производительность труда:
- уровню научно-технического развития; энергоемкости экономики; качеству трудовых ресурсов (здоровье и образование населения).
Муниципальные образования могут разрабатывать целевые комплексные программы социально-экономического развития муниципального хозяйства. Программа представляет из себя документ, разработанный с учетом имеющихся и привлекаемых ресурсов, исполнителей и сроков выполнения мероприятий программы [3]. Целевая комплексная программа развития отличается четко определенным конечным результатом в виде определенных программных показателей, определяемых на основе целевых нормативов. Программа развития муниципального хозяйства позволяет, увязать все действия участников программных мероприятий независимо от их ведомственной принадлежности, а также учесть все виды ресурсов — технических, материальных и трудовых, необходимых для достижения поставленной программной цели.
Программа социально-экономического развития муниципального образования должна быть построена с учетом достижения долгосрочных целей, определением приоритетных направлений развития с привлечением предприятий разных отраслей для обеспечения налоговых поступлений в бюджет. В программе развития все функции муниципального хозяйства должны быть связаны не только с прогнозированием, программированием, с косвенным регулированием, но и с долгосрочным индикативным планированием.
Программно-целевой метод экономического развития в зависимости от конкретной специфики муниципального образования и выбранной главной цели стратегии могут охватывать следующие важнейшие направления [4]:
- Поддержка занятости, то есть политика, направленная на сохранение существующих и создание новых рабочих мест.
- Формирование системы повышения квалификации, постоянной переквалификации.
- Поддержка малого и среднего бизнеса и индивидуальной экономической деятельности, которая обеспечит гарантии структурной стабильности и занятости, содействует снабжению населения продуктами и услугами к месту проживания, внедрению новых разнообразных видов деятельности.
- Содействие расширению и развитию существующих предприятий.
- Усиление перспективных секторов экономики, обуславливающих прогрессивные тенденции изменений направлений в будущее. В первую очередь к таким сферам относятся высокие технологии и связанные с ними области производства услуг.
- .Содействие созданию новых предприятий.
- Развитие сферы услуг.
- Развитие туризма. Особое внимание в стратегическом плане должно уделяться внедрению новых форм туризма, таких как бизнес-туризм, экологический туризм.
- Развитие инфраструктуры.
- Содействие развитию розничной торговли.
Таким образом, программно-целевой метод относится к наиболее современных способов управления социально-экономическим развитием. Использование этого метода усиливает целевую направленность государственного управления, обеспечивает комплексность и непрерывность социально-экономических процессов при достижении поставленных целей общественного развития и представляет собой систему элементов механизма регионального управления, которая направлена на реализацию долгосрочных целей социально-экономического развития страны и ее регионов на основе использования имеющихся ресурсов и согласования интересов субъектов социально-экономических процессов. Разработка комплексных программ обеспечивает тесное взаимодействие и сочетание отраслевого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров в развитии территории муниципального образовании.
Список литературы:
- Реброва Н.П., Смоляр М.Я. Организация предоставления государственных (муниципальных) услуг в Российской Федерации // Финансовый журнал. 2011. — № 2. — С. 43-46.
- Абанкина, Т. Проблемы управления местной собственностью // Вопросы экономики. 2006. — № 10. — С. 57 — 65.
- Арбузов С.В. Правовые проблемы разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления [электронный ресурс] // . (дата обращения: 01.05.2016 г.)
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М.: Инфра-М, 1999. – 540 с.[schema type=»book» name=»ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ» description=»Исследованы специфика системы управления муниципальным хозяйством и тенденции в трансформации системы управления муниципальным хозяйством в современных условиях, определена роль программно-целевого метода в данном процессе.» author=»Копачева Екатерина Игоревна, Друзин Руслан Валентинович» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-16″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]