Ограниченный доступ к внешним источникам финансирования является одной из основных причин, сдерживающих развитие сектора малого предпринимательства. Как свидетельствует мировой опыт, эффективным инструментом расширения доступа к финансовым услугам малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и экономически активного населения, имеющего предпринимательский потенциал, но низкие заработки (часть безработных и лиц, имеющих низкооплачиваемую работу) являются программы микрофинансирования. В развитых странах микрофинансирование выступает как сегмент в небанковского финансирования, дополняющий традиционную систему кредитования, создающий альтернативное пространство и стимулирующий развитие предпринимательства. —
Несмотря на очевидность преимуществ развития микрофинансирования для российской экономию! в целом и малого предпринимательства, в частности, работ, посвященных этому инструменту, изучению особенностей его становления в России и явлений, происходящих в этом секторе финансовых услуг, не так уж и много. Можно выделить исследования, реализованные Ресурсным центром малого предпринимательства, в частности, «Анализ развития микрофинансирования в России. Часть I. Оценка спроса.» «Анализ состояния предложения и спроса на рынке микрофинансовых услуг России».Интерес представляют исследования, поддерживаемые Российским Микрофинансовым Центром. Среди них следует выделить книгу «Правовое пространство для микрофинансовой деятельности в России: анализ и рекомендации по реформированию». Отдельное внимание было уделено этого проекта был выпущен такой доклад, как «Микрофинансирование в России. Программный документ» и ряд других. Имеется ряд зарубежных исследований по изучению ситуации и в России.
Среди недавно выпущенных работ можно отметить «The State of Microflinance in Central and Eastern Europe and the New Independent States» (CGAP, Washington.D.C. 2003) и книгу Ledgerwood J. «Microfinance Handbook.An Institutional and Financial Perspective» (The World Bank. Washington, D.C. 2000) [1].
Термин «микрофинансирование» современными исследователями определяется одновременно по нескольким критериям. Наиболее часто при определении понятия микрофинансирования используются следующие критерии:
- размеры и сроки займов как наиболее распространенной микрофинансовой услуги;
- целевая аудитория (получатели микрофинансовых услуг).
Определяя понятие микрофинансирования, следует принимать во
внимание его специфичную природу, которая в рамках короткого определения полностью выражена быть не может. В частности, микрофинансирование выделяется следующими особенностями:
- целевая аудитория — мелкие и малые предприниматели, а также необеспеченные слои населения;
- малые размеры займов (в разных странах под микрокредитами понимают займы в размере от 500 до 10000 тысяч долларов США);
- короткие сроки кредитования;
- гибкие подходы к обеспечению возвратности займов;
- сравнительно высокие процентные ставки по кредитам.
Важной отличительной чертой микрофинансирования является то, что оно обслуживает клиентов без учета прошлых результатов хозяйственной деятельности (начинающие предприниматели), клиентов без досье заемщика (кредитной истории) и без зарегистрированного обеспечения (залога). В этом смысле микрофинансирование часто противопоставляют традиционному банковскому финансированию, банковским технологиям.
Обобщая и в определенной мере развивая определения, используемые современными исследователями, можно придерживаться следующего определения: «Микрофинансирование представляет собой предоставление широкого спектра финансовых услуг, таких как займы, депозиты, расчетнокассовое обслуживание, страхование, услуги микролизинга и др., для домохозяйств и микропредприятий» [5].
Как правило, выделяется 2 основных группы функций микрофинансирования:
- Социальные функции.
- инструмент сокращения бедности;
- стимулирование предпринимательской инициативы;
- механизм, способствующий декриминализации бизнеса,
сокращению неформального финансового сектора и, как следствие, повышению прозрачности деятельности заемщиков.
- Экономические функции.
- повышение финансовой устойчивости мелкого бизнеса, расширение сектора малого предпринимательства;
- повышение ассортимента и качество финансовых услуг, общее улучшение деятельности финансовой системы в стране;
- формирование кредитной истории у мелких заемщиков — повышение вероятности получения кредитов в банках;
- микрофинансирование — самостоятельный вид экономической деятельности, который может приносить доход и формировать рабочие места.
Микрофинансирование является фактически одним из единственных доступных источников кредитных ресурсов для малого бизнеса (в особенности на ранних стадиях развития). Отсутствие ликвидного обеспечения делает банковские кредиты недоступными для такой категории предпринимателей. В ситуации неразвитого или отсутствующего микрофинансового сектора развитие малого бизнеса существенно тормозится из-за недостатка финансовых ресурсов.
Исходя из определения микрофинансирования, под микрофинансовым институтом следует понимать финансовый институт, предоставляющих исключительно или в пакете с другими услуги для домохозяйств и микро предприятий.
В наиболее широкой классификации микрофинансовых институтов их чаще всего разделяют на три группы:
- формальные институты (formal institutes);
- полуформальные институты (semi-formal institutes);
- неформальные институты (informal institutes).
В основе такого разделения лежит, прежде всего, специфика законодательного регулирования деятельности. Вместе с тем имеются и другие отличительные черты, которые видны из приводимых ниже определений перечисленных групп.
Формальные институты — финансовые институты, предоставляющие микрофинансовые услуги, деятельность которых регулируется не только общим законодательством, но и особыми банковскими регулятивными правилами и находящиеся под банковским надзором (пруденциальное регулирование). К этому типу МФО можно отнести государственные и частные банки развития (в том числе сельские банки развития и специализированные банки развития малого бизнеса), сберегательные банки и почтово-сберегательные банки, коммерческие банки, некоторые небанковские кредитно-финансовые учреждения [1].
Полуформальные институты — МФИ, которые являются формальными в том смысле, что, будучи зарегистрированными организациями, они подчиняются общим законам, включая коммерческое право, однако их деятельность не регулируется банковскими регулятивными правилами. Примерами таких институтов могут служить кредитные союзы (кооперативы), многоцелевые кооперативы, общества взаимного страхования, неправительственные организации, некоторые группы взаимопомощи.
Неформальные поставщики — те институты, по отношению к которым ни банковское законодательство, ни общее коммерческое право не применяются и деятельность которых является настолько неформальной, что споры, возникающие во время взаимодействия с ними, урегулируются вне рамок действующего законодательства. К неформальным микрофинансовым институтам могут быть отнесены большинство групп взаимопомощи, простые кредиторы, заимодавцы, ростовщики, домохозяйства и друзья и т.п.
Неформальное финансирование нередко становится более доступным, чем предоставление услуг формальными и полуформальными финансовыми институтами. Основной причиной этого, как правило, является отсутствие сформированного сектора формальных или полуформальных посредников. Роль неформального сектора особенно велика в условиях «развитой» теневой экономики, а также в случае сильной зарегулированности деятельности коммерческих банков и микрофинансовых организаций. Кроме этого, можно говорить о том, что на финансово развитых рынках доля неформального кредитования снижается, и это можно считать определенным индикатором развития банковского сектора и небанковских финансовых организаций.
В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации микрофинансовой деятельностью могут заниматься как некоммерческие, так и коммерческие организации [3]. Предоставлять микрофинансовые услуги на легитимной основе в России можно в различных организационно-правовых формах. Среди основных форм МФО следует назвать:
-негосударственные фонды поддержки малого предпринимательства и международные микрофинансовые программы;
-кредитные кооперативы;
-государственные региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства;
-специализированные банки.
От выбора правового статуса организации зависит перечень услуг и структура клиентской базы, которые по отдельным аспектам определяются законодательными ограничениями, накладываемыми на выбранную организационно-правовую форму.
Различные типы МФО играют разную роль в наполнении предложения микрозаймов, обладают своими специфическими чертами. В приложении 6 представлены наиболее характерные особенности отдельных типов МФО.
- Негосударственные фонды поддержки малого предпринимательства и международные микрофинансовые программы. Основная часть негосударственных и немуниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, занимающихся микрофинансированием, созданы при поддержке и за счет финансирования международных микрофинансовых организаций либо программ в форме некоммерческой организации (фонда) в соответствии со ст. 118 Гражданского кодекса РФ (ГК, РФ) и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Финансовые ресурсы предоставляются частными фондами в виде займов на основании договоров займа, заключаемых в соответствии со ст. 807-818 ГК РФ. Такая деятельность не подлежит лицензированию. Главными потребителями услуг частных фондов являются именно малые предприятия и индивидуальные предприниматели, не имеющие возможности пользоваться услугами кредитных организаций. Частные фонды поддержки малого предпринимательства фактически стали пионерами микрофинансирования в России. Зарубежные программы до сих пор сохраняют свою существенную роль на российском рынке микрофинансовых услуг, являясь основными поставщиками методик и технологий микрофинансирования. В свою очередь, привнесенные методологии интерпретируются российскими партнерскими организациями. Ключевыми поставщиками микрозаймовых услуг в данной группе являются Фонд помощи международному сообществу (ФИНКА); «ОппортьюнитипоИнтернешнл»; Сеть организаций микрофинансирования женщин России (или Женская микрофинансовая сеть — ЖМС); Фонд поддержки малого предпринимательства «Каунтерпарт Бизнес Фонд» и некоторые другие [1].
- Кредитные кооперативы. Ввиду отсутствия в законодательстве понятия кредитных кооперативов в научной литературе им даются различные определения. Под кредитными потребительскими кооперативами будем понимать организации с коллективным членством, создаваемые с целью оказания финансовых услуг своим членам, полностью или частично финансируемые за счет долевого участия или сбережений своих членов. В России существуют следующие основные типы кредитных кооперативов:
- сельскохозяйственные (сельские) кредитные потребительские
кооперативы (СКПК), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. №193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации»,. Их деятельность также регулируется ст. 116 ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Финансовой основой деятельности СПКК являются как собственные, так и заемные средства. Доля заемных средств в имуществе кооператива устанавливается его уставом (п.1 ст.34 ФЗ № 193-ФЗ); *
- кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ), созданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №117- ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан».Их деятельность также регулируется ст.116 ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- потребительские общества, созданные в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 1997 г. №97-ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)»;
- потребительские кооперативы, созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и не учитывающие в своей деятельности ограничения, установленные другими федеральными законами о кооперации.
- Государственные региональные и муниципальные фонды поддержкималого предпринимательства. Сеть региональных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства создавалась в рамках федеральных и региональных программ на основе Федерального закона «О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и аналогичных региональных законодательных актов. Фонды поддержки малого предпринимательства являются юридическими лицами. Их деятельность регулируется ст. 118, 119 ГК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Нормы, специально регулировавшие деятельность фондов поддержки малого предпринимательства исключены из ФЗ от 14.06.95 №88-ФЗ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) [2].
Государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность, выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий.
- Специализированные банки. Развитие микрофинансирования в банковской системе идет по двум основным направлениям — самостоятельный старт микрофинансовых программ и при участии зарубежных программ.
В 1994 г. по программе Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) был создан Фонд поддержки малого бизнеса, за счет средств которого услуги микрофинансирования осуществляются сетью официальных банков. Эта программа осуществляется от лица 9 российских банков-агентов и их филиалов на базе применяемых ими традиционных банковских процедур. Участие ЕБРР сводится к распределению средств на формирование портфеля микрозаймов, осуществлению общего надзора, обучению персонала и продвижению несколько более либеральных, чем банковские, методологий кредитования. Стратегической целью этой программы было стимулирование банков к работе с мелкими клиентами. Предполагалось, что венчурное финансирование ЕБРР в общем объеме 300 млн. долл. США, предоставляемое банкам на льготных условиях, поможет им преодолеть традиционную предубежденность по отношению к мелким клиентам, поэтапно наращивать клиентскую базу, убедится в преимуществах работы с дисперсной клиентской средой, закрепиться и в дальнейшем развиваться на этом рынке за счет собственных ресурсов.
В то же время достаточно успешно на протяжении последних нескольких лет работает КМБ-банк (Банк кредитования малого бизнеса), специализирующийся на кредитовании субъектов малого предпринимательства. КМБ-банк был образован в 1992 г. под названием «Российский банк проектного финансирования». Основателем банка выступил ЕБРР. Новая концепция, заключающаяся в ориентации § на микрофинансовое обслуживание малого бизнеса, была принята на вооружение банком в 1998 г. По имеющимся данным, с 1999 г. по сентябрь 2003 г. КМБ-банк предоставил предпринимателям и предприятиям- России более 70 000 кредитов на сумму более 650 млн. долл. США. В последнее время КМБ-банк перестал заниматься микрофинансовой деятельностью в качестве профильной, однако это компенсируется появлением значительного числа других крупных участников на этом рынке [4].
Основной услугой для всех без исключения организаций, занимающихся микрофинансированием, является выдача займов. Кроме этого, МФО зарегистрированные в форме кооперативов, осуществляли сберегательные операций. В списке финансовых услуг необходимо отметить также микролизинговые, гарантийные операции, а также предоставление консалтинговых и обучающих услуг клиентам.
Состав клиентской группы микрофинансовой организации зависит от ее типа и от проводимой ею политики. Отчасти это связано с законодательными ограничениями, накладываемыми на выбранные организационно-правовые формы МФО.
С учетом процедуры создания, характера формирования уставного капитала, источников финансирования деятельности, государственные и муниципальные фонды работают, главным образом, с субъектами малого предпринимательства, прежде всего, с индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями. Клиентами государственных и муниципальных фондов могут также быть стартующие предприниматели. В связи с реализацией национального проекта по развитию АПК, возросло число государственных (муниципальных) фондов, работающих с крестьянскими хозяйствами [5].
Кредитные потребительские кооперативы граждан предоставляли микрофинансовые услуги физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям — членам кооператива. Юридические лица в составе пайщиков и учредителей КПКГ отсутствуют, что однозначно связано с законодательными ограничениями для этой организационно-правовой формы. Из-за неразвитости в сельской местности банковской инфраструктуры СКПК являются практически единственными организациями, оказывающими финансовые услуги по сбережениям и выдаче займов. А потому у СКПК, в отличие от других видов МФО, в достаточной степени представлены различные категории заемщиков.
Микрофинансовые организации также осуществляют финансирование социально незащищенных слоев населения, желающих открыть свой бизнес, но не имеющих доступа к традиционным источникам получения денежных средств, прежде всего, женщин, безработных, население с низким уровнем дохода.
Список литературы
- Дятченко, Л.Я., Ляшенко, В.И. Малое предпринимательство в странах СНГ: монография/ Л.Я. Дятченко, В.И. Ляшенко. Рец.: В.Л. Аничин, Х.Н. Гизатуллин, В.Е. Лялин. — М.: Магистр, 2007.
- Жарковская, Е.П. Банковское дело[Текст]: учебник / Е.П. Жарковская. — 3-е изд., испр. и доп.-М.: Омега-Л, 2005.
- Жизненный цикл малого предприятия. Раунд 2 [Текст] / Под ред.А.А.Шамрая — фонд «Либеральная Миссия», Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. — М., 2010.
- Жуков, Е.Ф. Банки и банковские операции [Текст]: учебник / Е.Ф. Жуков. СПб., 2009.
- Показатели эффективности микрокредитования на региональном уровне Научно-практический экономический журнал «Экономист». – Одесса, Украина, 2013.- С. 26-32, Н.Л. Баламирзоев.[schema type=»book» name=»МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» author=»Баламирзоев Назим Лиодинович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]