Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Идея нормативного финансирования услуг в сфере высшего образования заключается (1) в создании конкуренции между как государственными, так и частными вузами и (2) приведение затрат на обучение за счет бюджетных и внебюджетных средств к сопоставимости.

Высшее образование — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [1, ст. 69].

До вступления 1 сентября 2013 года в силу закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» использовался термин высшее профессиональное образование, которое не включало в себя обучение в аспирантуре (адъюнктуре), по программам ординатуры, ассистентуры-стажировки, отнесённого к послевузовскому профессиональному образованию [1, ст.69]. На данный момент указанные уровни обучения входят в систему высшего образования.

Система высшего образования охватывает интересы большего числа населения: предоставляет государственные услуги 6 млн. обучающимся (получатели услуг) через сеть учреждений, состоящую из более 1 тыс. учебных заведений (поставщики услуг), имеющих государственную аккредитацию (см. таблицу 1, диаграмму 1).

Таблица 1.

Образовательные учреждения и численность обучающихся в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации (на начало учебного года)

Показатель

2011/12

2012/13

Число образовательных учреждений высшего профессионального образования, в том числе: 1 080 1 046
государственных и муниципальных 634 609
негосударственных 446 437
Численность студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе: 6 490 000 6 073 900
в государственных и муниципальных 5 453 900 5 143 800
в негосударственных 1 036 100 930 100

Источник: Составлено автором на основе данных [2, с. 13]

 

Диаграмма 1. Прием и выпуск в образовательных учреждениях высшего профессионального образования [2, с. 14]

Большинство вузов оказывают несколько образовательных услуг, но по одному нормативу. На лицо наличие проблем в методологии разработки базовых нормативов подушевого финансирования обучения студентов в вузах в разрезе ступеней высшего профессионального образования. Норматив подушевого финансирования должен выступать формой цены образовательных услуг, предоставляемых государственным образовательным учреждением высшего образования на бесплатной основе и полностью оплачиваемых за счет средств бюджетов. Оплата образовательных услуг высшего образования на основе норматива подушевого (на одного студента) бюджетного финансирования должна осуществляться в рамках финансового обеспечения государственного задания на оказание государственных образовательных услуг.

Отметим, что норматив подушевого бюджетного финансирования должен быть ориентирован: (1) на повышение обоснованности расчета объемов бюджетных ассигнований в ходе планирования и финансирования расходов на высшее образование; (2) снижение субъективизма в распределении бюджетных средств между вузами; (3) обеспечение экономической самостоятельности вузов в распоряжении бюджетными средствами; (4) создание равных финансовых условий образовательной деятельности вузов; (5) повышение заинтересованности вузов в рационализации структуры своих расходов и эффективном использовании финансовых ресурсов.

В этой связи основными принципами формирования базового норматива подушевого финансирования в сфере высшего образования являются: (1) обоснованность оценки стоимости государственных образовательных услуг; (2) целевая направленность в определении норматива; (3) использование формализованного способа (алгоритма) расчета норматива подушевого финансирования; (4) учет различий в нормативе подушевого финансирования в зависимости от ступени высшего образования, направления подготовки (специальности), формы обучения, территориального расположения высшего учебного заведения и иных факторов.

В условиях использования нормативов подушевого финансирования обучения студентов в вузах методологической основой планирования и финансирования расходов бюджета на высшее образование является замещение финансирования сети высших учебных заведений оплатой из бюджета образовательных услуг. Это предполагает предоставление вузам большей самостоятельности в использовании бюджетных средств, в том числе путем выделения бюджетных средств единой суммой по отдельному коду классификации расходов бюджетов на оплату образовательных услуг, предоставляемых высшим учебным заведением в соответствии с государственным заданием.

К основным финансовым рискам, связанным с переходом к бюджетному финансированию вузов на основе базовых нормативов финансирования и коэффициентов дифференциации является: (1) снижение общего объема финансирования вузов, (2) завышение численности студентов отдельными вузами с целью увеличения объемов бюджетного финансирования, что приведет и уже приводит на практике к возникновению структурных диспропорций в подготовке специалистов с высшим образованием, (3) ухудшение финансового положения многих региональных вузов и другие.

Таким образом, механизм внедрения нормативного финансирования услуг высшего образования должен содержать следующие элементы:

  • планирование объема денежных средств, необходимых для оказания образовательной услуги в сфере высшего образования,
  • предоставление бюджетных средств организациям, оказывающим услуги,
  • экономное и эффективное расходование денежных средств организациями-поставщиками услуг,
  • контроль целевого использования денежных средств, выделенных нормативным методом на оказание образовательных услуг,
  • мониторинг результативности (соответствие цели высшего образования) использования бюджетных средств на оказание услуг,
  • мотивация вузов к повышению качества оказываемых услуг и эффективному использованию бюджетных средств.

Список литературы:

  1. Об образовании в Российской Федерации: [федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014)] [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: (дата обращения: 10.05.2014).
  2. gks.ru/free_doc/doc_2013/rus13.pdf (дата обращения: 13.02.2015).[schema type=»book» name=»МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Пирогова Ольга Александровна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found