Государственным регулированием энергетики обозначается деятельность государства по воздействию на систему энергообеспечения, функционирующую преимущественно на рыночной основе с применением различных методов воздействия.
В научной литературе наиболее распространена следующая классификация методов государственного регулирования:
— методы прямого воздействия;
— методы косвенного воздействия.
Границы между данными методами носят условный характер.
Прямые методы государственного регулирования не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. [1] Эти методы связаны с использованием административных средств воздействия, характеризующихся непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов. Прямые методы характеризуется наличием определенного субъекта воздействия.
Прямые методы можно разделить на организационно-технические и нормативно-правовые методы.
К организационно-техническим методам, применяемым в регулировании энергетики на современном этапе можно отнести: осуществление хозяйственной функции, определение стратегических целей посредством установления технических и экономических показателей; программно-целевой метод; государственная поддержка программ, заказов и контрактов.
Осуществление хозяйственной функции выражается в управлении объектами энергетики, находящимися в государственной собственности. Примером установления технических показателей служит система формирования сводного баланса производства и потребления энергии. Государство должно обеспечивать единство технологического управления единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, их надежного и безопасного функционирования. Для этого на каждый год в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов (региональными энергетическими комиссиями или комитетами) формируется сводный прогнозный баланс производства и потребления энергии. Сводный прогнозный баланс утверждает Федеральная служба по тарифам России. Основой для формирования сводных прогнозных балансов регионов являются предложения, разрабатываемые участниками оптового рынка, производителями (поставщиками) электрической энергии розничного рынка и сетевыми организациями.
Стратегические цели определяется в общих документах экономического развития страны и специальных отраслевых документах. Например, в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначена цель — снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) к 2020 году не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года. Также темпы снижения энергоемкости ВВП обозначены в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р утвержден отраслевой документ — Энергетическая стратегия РФ до 2030 года. Энергетическая стратегия является важнейшим документом, фиксирующим цели и задачи российской энергетической политики.
Особое значение на современном этапе уделяется следующему методу: целевое программирование или программно-целевой метод. Данный метод заключается в формировании определенного количества программ под определенные цели (разработка плана с определенными показателями, центрами ответственности и источниками финансирования). В энергетике этот метод успешно применяется для планирования территориального размещения энергетических объектов: Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2008 г. №215-р); Программа развития угольной промышленности на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 21.06.2014 №1099-р); Схема и программа развития единой энергетической системы России на 2014-2020 годы (Приказ Минэнерго России от 01.08.2014 №495).
В целях инновационного развития энергетических систем в России утверждена государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики» (распоряжение Правительства Российской Федерации №321-р от 15 апреля 2014 г.), включающая следующие подпрограммы:
- Энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
- Развитие и модернизация электроэнергетики;
- Развитие нефтяной отрасли;
- Развитие газовой отрасли;
- Реструктуризация и развитие угольной промышленности;
- Развитие использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
- Обеспечение реализации государственной программы.
Также к прямым методам можно отнести осуществление государственной поддержки программ, заказов и контрактов. Применение механизмов государственно-частного партнерства и концессии обеспечивает паритет интересов государственных и частных структур, оптимизирует бюджетные расходы, стимулируют частный сектор к предпринимательской активности.
Энергетической стратегии России до 2030 года предусмотрены следующие направления государственно-частного партнерства: стимулирование привлечения частных инвестиций для осуществления геологоразведочных работ и недропользования; государственная поддержка развития региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры; расширение реального взаимодействия энергетического бизнеса и общества при решении проблем развития энергетического сектора; укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом.
Другая разновидность прямых методов: нормативно-правовые методы. Они выражаются в установлении правовых и административных ограничениях и запретах, нормативных требованиях к качеству и сертификации технологии и продукции, лицензировании деятельности.
Система законодательства в энергетике отражает федеративный принцип устройства России: существует федеральное, региональное и местное законодательство. Среди нормативно-правовых методов можно выделить основные: лицензирование деятельности, формирование рынков; установление технологических требований.
В настоящее время осуществляется лицензирование (определение порядка и форм пользования) деятельности по добыче первичных энергоресурсов (Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»). Лицензируется также деятельность в области использования атомной энергии (Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 № 280).
Отдельным нормативно-правовым методом можно обозначить формирование порядка и условий функционирования рынков энергетических товаров и продукции. Нормативно-правовые акты устанавливают общие правила организации таких рынков и регламентируют контроль за соблюдением установленных правил (Федеральные законы от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и другие).
Одним из важнейших нормативно-правовых методов государственного регулирования энергетики является установление обязательных требований (технических регламентов), правил и норм промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации и прекращении деятельности энергетических объектов (например, Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №184; Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Методы косвенного государственного регулирования опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. [1] Из-за их природы косвенные методы также называют экономическими. В научной литературе выделяют следующие косвенные методы регулирования:
— регулирование цен и тарифов, их уровней или соотношений (тарифная политика);
— субсидирование;
— налогообложение;
— таможенное регулирование (экспорт и импорт).
Тарифную политику в энергетике можно определить как деятельность государства в области производства, передачи и сбыта энергии, направленную на формирование тарифов, обеспечивающих баланс интересов всех участников процесса энергообеспечения. Разные типы энергии и виды деятельности подвергаются различной степени государственного ценового воздействия. Например, государство полностью тарифицирует теплоснабжение в отличие от электроснабжения. В электроэнергетики устанавливаются следующие виды тарифов: тарифы на энергию для неценовых зон оптового рынка, тарифы на услуги по передаче энергии, плата за технологическое присоединение, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, тарифы на услуги коммерческого оператора и некоторые другие.
Субсидирование в энергетике имеет множество форм: от технологического субсидирования (перекрестное субсидирование) до социального. Можно обозначить несколько видов технологического субсидирования: субсидирование производства и потребления электрической энергии за счет тепловой на ТЭЦ, субсидирование мощности за счет платы за подключение, субсидирование дальних потребителей за счет ближних. Необходимо развивать новые технологии, поэтому осуществляется субсидирование возобновляемых источников энергии, производителей, использующих энергосберегающие технологии. Государство также осуществляет социальное субсидирование населения за счет промышленных потребителей, например, устанавливая льготные тарифы на газ. В атомной энергетике имеет место субсидирование расходов на обеспечении экологической безопасности, компенсации населению вблизи атомных станций.
Налогообложение как метод государственного регулирования очень важен, так как налоги и сборы — это основной источник формирования бюджета государства.
Предприятия электроэнергетики и теплоэнергетики часть налогов выплачивают из прибыли (налог на прибыль), часть могут включать в себестоимость энергии (налог на добавленную стоимость, налог на имущество, плата за загрязнение окружающей среды и т.д.). Налоги подразделяются на федеральные (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и т.д.), региональные (налог на имущество, транспортный налог и т.д.) и местные (например, земельный налог).
Недропользователи выплачивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), так как почти все полезные ископаемые находятся в государственной собственности. Налоговым кодексом устанавливаются различные ставки, например, льготные для стимулирования добычи трудноизвлекаемой нефти.
Таможенное регулирование торговли энергоресурсами играет значительную роль для всей экономики России. 50% ВВП РФ формируется за счет реализации продуктов топливно-энергетического комплекса. Такие энергоресурсы как нефть, нефтепродукты и некоторые другие облагаются вывозными таможенными пошлинами, устанавливаемыми постановлениями Правительства РФ. Ввиду нестабильной конъюнктуры данных рынков нормативно-правовая база вынуждена постоянно реагировать на происходящие изменения, что затрудняет работу таможенных органов и участников торговой деятельности.
Таким образом, классификация методов государственного регулирования в энергетики может быть представлена следующим образом (см таблицу 1).
Прямые |
Косвенные |
|
Нормативно-правовые | Организационные | |
— лицензирование | — осуществление хозяйственной функции | — регулирование цен (тарифная политика) |
— формирование рынка | — определение стратегических целей и показателей | — субсидирование |
— установление технических требований | — целевое программирование | — налогообложение |
— государственная поддержка программ, заказов и контрактов |
Задача государственных органов заключается в сбалансированном применении прямых и косвенных методов регулирования.
Литература:
1. Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / Н.Л.Гаращенко. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007. – С. 26-31.[schema type=»book» name=»МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» description=»В данной статье рассмотрены основные методы государственного регулирования энергетики в Российской Федерации. В научной литературе выделяют прямые и косвенные методы. Прямые методы подразделяются на организационно-технические и нормативно-правовые. Косвенные методы по своей природе можно назвать экономическими.» author=»Ловыгина Анастасия Борисовна, Белов Валерий Игоревич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]