Актуальность проблемы
Совершенствование национальной системы профессионального образования является важнейшим элементом в системе формирования интеллектуального потенциала страны. В тоже время эффективность деятельности университетов в большой степени зависит от уровня развития и масштабов применения собственного интеллектуального потенциала. Повышенный интерес исследователей к данной проблеме обусловлен тем, что именно интеллектуальная составляющая университета является основой его глобальной конкурентоспособности [2, с. 353-354; 7, с. 19; 8, с.75-76].
В этой связи актуальным представляется разработка инструментария оценки эффективности использования интеллектуального потенциала университета.
В качестве аксиомы, не требующей доказательства, авторами статьи было принято утверждение о том, что что в современных условиях экономики знаний интеллектуальный потенциал университета является объективной предпосылкой обеспечения его конкурентоспособности, в том числе и в рамках глобального образовательного пространства [3, с. 505; 6; 10, с. 421-424; 11, с. 274].
Целью написания данной статьи является разработка методического обеспечения, позволяющего провести количественную оценки эффективности использования интеллектуального потенциала вуза, и ее апробация на примере ведущих российских университетов, входящих в международный рейтинг QS World University Ranking.
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки России № 2014/162 на тему: «Конкурентоспособность российских университетов в условиях глобализации образовательного пространства».
Специфика интеллектуального потенциала университета
Категории «интеллектуальный капитал» и «интеллектуальный потенциал» в научных исследованиях XX — XXI вв. недостаточно четко определены. Исследователи часто отождествляют их. В отличие от интеллектуального ресурса интеллектуальный потенциал представляет собой совокупность возможностей, часто еще не раскрытых, формально не зафиксированных, но реально используемых для выполнения какого-нибудь действия. В процессе производства продукции или услуги как результата интеллектуального труда идет его накопление и создается интеллектуальный капитал организации. Следовательно, эффективное использование интеллектуального потенциала организации является основой процесса наращивания ее интеллектуального капитала. Таким образом, мы может выстроить логическую цепочку: интеллектуальный ресурс — интеллектуальный потенциал – интеллектуальный капитал.
Между тем, несомненно структура интеллектуального потенциала университета будет иметь некоторые специфические особенности. Во-первых, сама «сфера высшего образования является высокоинтеллектуальным сектором экономики» [8, с. 76]. Во-вторых, специфика интеллектуального потенциала университета заключается в том, что в ней взаимодействуют интеллектуальные ресурсы субъектов и объектов научно-образовательной деятельности, а также ресурсы стратегических партнеров университета. В-третьих, особенности структуры интеллектуального потенциала связаны со спецификой производимого университетом продукта.
Университеты являются организациями, ведущими образовательную и научно-исследовательскую деятельность по широкому спектру профилей. Таким образом, мы полагаем, что, они являются субъектами двух рынков: образовательных услуг, научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Основными продуктами деятельности университетов являются образовательные программы и результаты НИОКР. Кроме того, вузы являются субъектами рынка труда, которые предоставляют на этот рынок свой продукт в виде выпускников. Между тем, качество, то есть квалификация выпускника, и его востребованность на рынке труда зависит не столько от вуза, сколько от вклада самого выпускника в процесс образования и уровня его собственного интеллектуального потенциала. Исходя из этого, представляется целесообразным выделить три основных элемента, входящих в структуру интеллектуального потенциала университета:
- интеллектуальный потенциал научно-педагогических работников;
- интеллектуальный потенциал обучающихся всех образовательных уровней (бакалавры и специалисты, магистры, аспиранты и докторанты);
- интеллектуальный потенциал непосредственно самого университета, включающий интеллектуальную собственность в виде нематериальных активов, маркетинговые и инфраструктурные активы.
Сравнительный анализ методических подходов к оценке эффективности интеллектуального потенциала вуза
В последние годы в российской научной литературе появился целый ряд публикаций, посвященных методикам оценки интеллектуального потенциала вуза. Повышенный интерес исследователей к данной проблеме обусловлен тем, что именно интеллектуальная составляющая вуза является основой его глобальной конкурентоспособности.
Весьма интересным, на наш взгляд, является методический подход, предложенный Г.И. Гарафеевой [2, с. 354-358]. Автор предлагает систему показателей оценки интеллектуального потенциала, состоящую из двух подсистем: показатели, характеризующие интеллектуальный потенциал персонала вуза (перспективность и обученность), и показатели, характеризующие интеллектуальный потенциал вуза в целом (результативность научно-инновационной деятельности и опытно-конструкторских работ, оснащенность и международное признание). Для сравнительной оценки интеллектуального потенциала вузов автор предлагает вывести интегральный показатель как сумму средних арифметических, входящих в каждую из подгрупп категорий. Несомненным достоинством предлагаемого подхода является попытка автора, во-первых, использовать современные показатели наукометрии, позволяющие судить об академической репутации вуза в рамках мирового образовательного пространства; во-вторых, выйти на результативность, на отдачу от интеллектуального потенциала, которым располагает вуз, в том числе на международное научное признание.
Интересной также представляются методика оценки интеллектуального потенциала вуза, предложенная российскими учеными Т.С. Бронниковой и И.С. Зунтовой [1, с. 6]. Авторы подчеркивают, что для эффективного управления интеллектуальным потенциалом вуза, продуцирующим интеллектуальные ресурсы для предприятий, необходимо иметь обобщающий показатель оценки. Набор показателей, предложенных авторами для расчета интегрального показателя интеллектуального потенциала вуза с учетом весовых коэффициентов, включает: приведенную численность ППС, финансирование научных исследований и разработок, количество цитирований публикаций ППС, абитуриенты, принятые в вуз, трудоустройство выпускников. Суть методики заключается в определении сверстки средневзвешенных оценок единичных показателей с учетом весовых коэффициентов, определяемых экспертным путем. Достоинствами предлагаемой методики являются, на наш взгляд, следующие характеристики: объектом оценки является результативность интеллектуальной деятельности вуза; ориентация на показатели, используемые в методике Министерства образования и науки Российской Федерации для мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. Самым же важным достоинством предлагаемой методики, на наш взгляд, является использование показателей имиджа вуза, выраженные количественно через привлечение абитуриентов и трудоустройство выпускников. Такая позиция авторов близка к авторскому видению структуры интеллектуального потенциала вуза.
Система показателей и методика оценки эффективности использования интеллектуального потенциала университета
Поскольку не все показатели оценки интеллектуального потенциала предприятий сфер производства и обращения можно применить к вузам, авторами данной статьи предпринята попытка выработать собственный методологический подход к оценке интеллектуального потенциала университета, базирующийся на изучении отечественного и зарубежного опыта.
Предлагаемый авторами подход основывается на следующих принципах:
объектом оценки должен стать не сам потенциал или его размерность, а уровень его развития, степень использования потенциала, эффективность его функционирования; оценка эффективности использования интеллектуального потенциала университета должна проводиться посредством мониторинга, как инструмента получения информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. Объект мониторинга, то есть эффективность функционирования потенциала, характеризуется системой значимых показателей, которая должна быть сформирована на основе совокупности научно обоснованных характеристик объекта; система показателей, используемых для оценки, должна, с одной стороны, отражать специфику структуры интеллектуального потенциала университета, а, с другой, базироваться на показателях мониторинга эффективности вузов Министерства образования и науки Российской Федерации.
Оценку эффективности использования интеллектуального потенциала университета целесообразно проводить по следующим направлениям:
- диагностика эффективности использования потенциала конкретного университета в динамике;
- сравнительный анализ эффективности использования потенциала референтной группы университетов в рамках релевантного периода;
- сравнительный анализ эффективности использования потенциала референтной группы университетов в динамике.
Сравнительный анализ методических подходов к оценке эффективности интеллектуального потенциала вуза позволил авторам статьи сформировать нижеприведенную методику. В таблице 1 представлена система показателей для расчета интегрального показателя эффективности использования интеллектуального потенциала университета.
Таблица 1
Система показателей для расчета интегрального показателя эффективности использования интеллектуального потенциала университета
Наименование показателя | Весовой коэффициент | Единицы измерения | Интерпретация показателя |
Соотношение численности ППС и студентов | 0,20 | чел. | Соотношение ППС и приведенной численности студентов характеризует соотношение двух важнейших элементов интеллектуального потенциала университета, взаимодействующих в процессе оказания образовательной услуги, потенциал ППС и потенциал обучающихся |
Трудоустройство | 0,10 | % | Востребованность выпускников университета работодателями характеризует качество подготовки выпускников |
Количество цитирований статей в индексируемой системе Web of Science и Scopus в расчете на 100 НПР | 0,25 | шт. | Цитируемость научных публикаций характеризует академическую репутацию НПР вуза, в том числе в рамках мирового научно-образовательного пространства |
Количество цитирований статей в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) в расчете на 100 НПР РИНЦ | 0,15 | шт. | |
Доходы от НИОКР в расчете на одного НПР | 0,10 | тыс. руб. | Доходность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ НПР университета характеризует их востребованность рынком, в том числе международным |
Объем средств, полученных вузом на выполнение НИОКР от иностранных граждан и иностранных юридических лиц в расчете на одного НПР | 0,20 | тыс. руб. | |
Интегральный показатель | 1,00 | Совокупная эффективность функционирования интеллектуального потенциала университета |
Суть методики заключается в выводе интегрального показателя эффективности путем суммирования взвешенных значений показателей, предварительно переведенных в балльные оценки для обеспечения сопоставимости разноразмерных показателей. Рост значения интегрального показателя будет свидетельствовать об увеличении эффективности использования интеллектуального потенциала университета, и наоборот. Сами показатели, выбранные нами для включения в систему, базируются на системе показателей мониторинга эффективности деятельности вузов Министерства образования и науки Российской Федерации. Баллы, как правило, выставляются экспертным путем. Весовые значения показателей определены экспертным путем с учетом требований и критериев глобальной конкурентоспособности. Такими критериями могут служить глобальные университетские рейтинги, которые становятся инструментом общественной и мировой оценки качества научно-образовательной деятельности российских университетов. Наиболее авторитетной международной рейтинговой системой является QS World University Rankings, который был выбран российскими специалистами по проблемам образования в качестве базового для позиционирования национальных университетов. Группа российских ученых провела сравнительный анализ методологии и состава критериев глобального QS World University Rankings и национального рейтинга, основанного на системе мониторинга эффективности вузов Министерства образования и науки Российской Федерации. Исследование позволило сделать вывод о том, что ряд показателей-критериев вышеназванных рейтингов имеют прямые аналоги, а в основу методологии формирования национальных и глобальных рейтингов университетов, отражающих уровень их конкурентоспособности, положены однотипные принципы и одновекторные показатели [9, с. 270-273].
Заказчиком проведения мониторинга эффективности использования интеллектуального потенциала университета должна стать его администрация и департамент, отвечающий за разработку стратегии и программы развития. Непосредственно проводить мониторинг должен департамент, осуществляющий прогнозно-аналитическую деятельность.
Периодичность проведения мониторинга определяется периодичностью сбора исходных аналитических данных. В данном случае мониторинг целесообразно проводить один раз в год по мере публикации официальных результатов мониторинга эффективности вузов, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации. Накопление информации за ряд периодов позволит университету прогнозировать значения интегрального показателя в перспективе.
Апробация методики оценки эффективности использования интеллектуального потенциала университета
Апробация авторской методики оценки была проведена на материалах ведущих российских университетов.
Исходными данными для анализа явились результаты мониторинга эффективности вузов, проведенных Министерством образования и науки Российской Федерации в 2013 и 2014 годах соответственно [5]. Анализ интегрального показателя эффективности использования интеллектуального потенциала «Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова» показал некоторое его снижение с 9,52 в 2013 до 9,09 в 2014 году, что вызвано в значительной степени объединением с признанным неэффективным Российским торгово-экономическим университетом.
Предлагаемая методика позволяет также осуществить сравнительный анализ эффективности использования интеллектуального потенциала группы университетов в рамках релевантного периода. Для проведения подобного сравнения должен быть соблюден декларированный ранее принцип сопоставимости. Для сравнения должны быть отобраны университеты одного профиля или имеющие одинаковый статус и сопоставимые масштабы деятельности. Для апробации методики были выбраны три федеральных университета, являющихся лидерами национальных рейтингов вузов и входящих в рейтинг QS и входящими в одну референтную группу: Уральский федеральный университет (УФУ), Дальневосточный федеральный университет (ДФУ), Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ). Абсолютные значения показателей взяты из материалов мониторинга эффективности вузов в 2015 году [5]. Результаты расчетов представлены в табл. 2.
Таблица 2.
Сравнительный анализ интегрального показателя эффективности использования интеллектуального потенциала федеральных университетов
Наименование показателя | УФУ
|
ДФУ | КФУ |
Интегральный показатель | 7,37 | 6,58 | 7,43 |
Сравнительный анализ интегрального показателя эффективности использования интеллектуального потенциала анализируемых федеральных университетов в 2014 году позволил сделать вывод о более высокой отдаче потенциала Казанского федерального университета.
Выводы
Предлагаемый автором статьи методологический подход, в отличие от ныне существующих, позволяет осуществлять вести мониторинг эффективности функционирования использования интеллектуального потенциала университета по следующим направлениям:
- диагностика эффективности потенциала конкретного университета в динамике;
- сравнительный анализ эффективности потенциала референтной группы университетов в рамках релевантного периода;
- сравнительный анализ эффективности потенциала референтной группы университетов в динамике.
Авторская методика оценки эффективности использования интеллектуального потенциала университета была апробирована на примере ведущих российских университетов, входящих в QS World University Ranking. Данная методика оценки является универсальной и может быть применима не только для российских, но и для зарубежных университетов.
Список литературы:
- Бронникова Т.С., Зунтова И.С. Вуз как источник формирования интеллектуального потенциала предприятия. // Вопросы региональной экономики. 2015. Т. 24. № 3. С. – 3-8.
- Гарафиева Г.И. Интеллектуальный потенциал вуза: методика измерения. Вестник БУКЭП. – 2014. – № 1. – С. 353-358.
- Дрезинский К.С. Методики и практические инструменты повышения и реализации интеллектуально-креативного потенциала университета. Экономика и предпринимательство. 2014.- № 10 (51). — С. 504-512.
- Зинов В Г. Менеджмент инноваций Кадровое обеспечение. — М.: Дело, 2007. С. 387.
- Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
- Рахлин К М., Серова, О Ю. Потенциал организации как основа ее конкурентоспособности / К. М. Рахлин, О. Ю. Серова. – М: Экономика. – 2004. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: URL: http:
- Plis K.S. formation of the intellectual potential on the basis of the national innovative economy state support. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — № 5 (204). — С. 18-24.
- Юмашева И.А. Интеллектуальный потенциал как объективная предпосылка формирования конкурентоспособности вуза. Проблемы науки и образования. – 2010. – № 4 (21). – С. 75-81.
- Bragin L., Selyanskaya G., Stukalova Competitiveness assessment of Russian universities under the conditions of globalization Life Science Journal, 2014;11(12), pp. 268-273
- Secundo G., Elena-Perez S., Martinaitis Ž., Leitner K.-H.
An intellectual capital maturity model (icmm) to improve strategic management in european universities: a dynamic approach. Journal of Intellectual Capital. 2015. Т. 16. — № 2. — С. 419-442 - Shehzad U., Fareed Z., Zulfiqar B., Shahzad F., Latif H.Sh. The impact of intellectual capital on the performance of universities. European Journal of Contemporary Education. 2014. — № 4 (10). — С. 273-280.[schema type=»book» name=»МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УНИВЕРСИТЕТА» description=»Автором выявлены специфические особенности формирования интеллектуального потенциала университета. Проведен сравнительный анализ методических подходов к количественной оценке интеллектуального потенциала университета. Предложена методика оценки эффективности использования интеллектуального потенциала университета и приведены результаты количественной оценки эффективности использования интеллектуального потенциала на примере ведущих российских университетов, входящих в QS World University Ranking. Автор полагает, что предложенная методика является универсальной и может быть применима не только для российских, но зарубежных университетов.» author=»Стукалова Ирина Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]