Одной из основных проблем российских образовательных учреждений является неразвитая маркетинговая деятельность по продвижению образовательных услуг, т.е. отсутствие проработанной коммуникативной политики. Причина заключается не в отсутствии понимания необходимости данной деятельности, а в недостаточном, а порой и полном отсутствии финансирования. Поэтому при выборе средств продвижения главным критерием является экономия денежных средств.
В качестве объекта исследования принята маркетинговая деятельность колледжа как инструмент повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ростовского-на-Дону колледжа водного транспорта».
В качестве источников информации для проведенного маркетингового анализа были использованы отчеты о деятельности колледжа за 2012-2013 год, данные самообследования колледжа в 2014 году, материалы официального сайта колледжа[1].
Основными инструментами продвижения и коммуникаций с потенциальными потребителями и партнерами исследуемого учебного заведения происходят посредством следующих инструментов и мероприятий:
- официальный сайт образовательного учреждения,
- дни открытых дверей,
- корпоративная газета.
Рекламная составляющая маркетинговой деятельности отличается стихийностью и несистематичностью. Среди рекламных мероприятий можно выделить: рекламу на транспорте, наружную рекламу (непосредственно на территории образовательного учреждения), рекламу в прессе. Причиной отсутствия программы рекламных мероприятий является недостаточное финансирование и отсутствие собственных средств на рекламные цели.
В связи с этим, среди бюджетных рекламных носителей целесообразно максимально задействовать возможности Интернет-ресурсов.
В рамках Интернет-маркетинга предлагается реализовать следующие мероприятия:
– Организация системы мониторинга упоминаний о компании в сети Интернет. Необходимо следить за отзывами абитуриентов и студентов и своевременно отвечать за поступающие вопросы. Подобная деятельность повысит уровень присутствия учреждения в веб-пространстве, а также расширит возможности обратной связи с целевой аудиторией.
– Создание официальных сообществ в социальных сетях, которые можно использовать в Интернет коммуникациях.
Создание сообществ, их продвижение и брендинг в социальных сетях в целом позволит решить следующие задачи:
- усиление присутствия бренда образовательного учреждения на социальных платформах;
- увеличения трафика официального сайта;
- усиление положительного имиджа организации;
- создание эффективного механизма обратной связи с целевой аудиторией;
- формирование положительного отношения потребителей образовательных услуг.
В рамках стимулирования сбыта целесообразно развивать, например, программу подарочных сертификатов. Продвижение возможно путем информирования в социальных сетях, а через прямые рассылки предприятиям-партнерам, а также с помощью рекламы в городских газетах.
С целью увеличения численности студентов целесообразно предложить такие мероприятия, как:
- налаживание коммуникаций со школами посредством организации и проведения ознакомительных лекций в школах города с целью привлечения абитуриентов. Подобные мероприятия могут быть осуществлены силами преподавателей и студентов. Содержание лекции возможно следующее: общая информация об учебном заведении, направления подготовки, условия поступления, информация о коллективе и внеучебной деятельности, перспективы трудоустройства после окончания колледжа, возможности получения дополнительных специальностей, секция «вопросы и ответы»;
- рассылка информации на предприятия и в организации, которые могут быть потенциальными потребителями выпускников и которые могут направить абитуриентов на обучение. Данное направление также выступит инструментом коммуникаций с потенциальными партнерами;
- «сарафанное радио» – пропаганда через выпускников;
- проведение городских общественных мероприятий на базе учебного заведения;
- участие в ярмарках учебных мест.
В дальнейшей перспективе возможно использование рекламных носители, представленных в таблице 1 (при условии наличия соответствующего бюджета).
Таблица 1.
Каналы продвижения образовательного учреждения колледжа
Тип носителя |
Содержание сообщения |
Цель коммуникации |
Реклама на радио | Информация о наборе, направления подготовки, информация о дополнительных услугах. | Привлечение абитуриентов и клиентов платных курсов |
Реклама на местных телеканалах.
|
Видеосюжеты об общественной детальности коллежа. | Формирование положительного имиджа колледжа |
Реклама в местных, районных, отраслевых печатных изданиях.
|
Статьи о колледже, интервью с директором, руководителями. | Формирование положительного имиджа колледжа |
Реклама на транспорте (внутрисалонная). | Информация о наборе, направления подготовки, реклама платных услуг. | Привлечение абитуриентов и клиентов платных курсов |
Также предлагается расширить программу традиционного «Дня открытых дверей» с целью обеспечения более продуктивного взаимодействия с целевой аудиторией и содействия рациональному выбору абитуриентов. Расширением будет организация профориентационного кабинета, в котором абитуриенты будут проходить тесты и получать профессиональное консультирование. Образовательное учреждение СПО должно оказывать помощь абитуриентам в профессиональном самоопределении и предоставлять рекомендации учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности. Таким образом, в ходе консультаций, возможно, достичь более глубокого эмоционального взаимодействия колледжа и абитуриента, а также дать возможность обучения именно тем студентам, которые будут осознанно заинтересованы в данной специальности и потенциально в ней успешны.
Переориентация колледжа на рынок и внедрение в работу маркетингового подхода возможны только при качественном изменении такого фактора конкурентоспособности, как корпоративная культура. В связи с этим, предлагается внедрять в управление персоналом внутренний маркетинг. Основные пути совершенствования деятельности колледжа в отношении кадрового потенциала как фактора конкурентоспособности представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Мероприятия по внедрению элементов внутреннего маркетинга в деятельность колледжа
Направления деятельности |
Основные задачи |
Реализация мероприятий |
Планирование и контроль | -установить контроль выполнения плановой деятельности преподавателями колледжа.
-обучить персонал в области качества образовательных услуг; |
В качестве основы для контроля необходимо принять единую программу развития персонала, в которой будут определены цели и задачи, пути реализации поставленных целей и задач, а также необходимые для этого ресурсы. Проведение лекции-семинара, чтобы переориентировать преподавателей на изменения в деятельности колледжа.
В качестве дополнительной системы контроля качества образовательной услуги предлагается организовать проведение анонимной оценки студентами качества преподавания. |
Активизация творческой деятельности | -способствовать развитию научно-исследовательской деятельности преподавателей;
|
Необходимо побуждать преподавателей к участию в научных конференциях, публикации научных статей и по возможности спонсировать данные мероприятия. Поощрение участия с конкурсах и грантах. Также колледж может выступать базой для проведения подобных мероприятий в рамках города, поскольку обладает необходимыми материально-техническими условиями. |
Мотивация | -внедрить систему мотивации преподавателей.
-определить критерии и методы стимулирования коллектива за деятельность в повышении качества образовательного процесса.
|
Среди критериев стимулирования следует принять следующие характеристики работы преподавателей:
— Степень выполнения программы; — Количество проведенных внеучебных мероприятий; — Количество научных публикаций (самостоятельно и совместно со студентами) и др.; Нематериальные стимулы в рамках предлагаемой системы мотивации: — выражение благодарности непосредственными руководителями; — корпоративные праздники; — вовлечение в процесс принятия решений; Материальные стимулы в рамках предлагаемой системы мотивации: — бесплатные (или льготные) путевки работникам и их детям; — абонементы на посещение спортзала, театров, кинотеатров; — премии |
Обеспечение психологической защищенности | -повысить уровень социальной защиты преподавателей,
-разработать комплекс мер по охране труда |
Необходимо распространить сферу деятельности Лаборатории психологической поддержки на педагогический коллектив. Это будет способствовать снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя у преподавателей. |
В результате внедрения вышеуказанных мероприятий повысится уровень вовлеченности преподавателей в жизнь колледжа, качество образовательных услуг, лояльность к колледжу как к работодателю.
Колледж предлагается позиционировать не только как образовательное учреждение СПО, но и как образовательный центр, позволяющий получить целый комплекс дополнительных услуг.
В целях формирования устойчивого конкурентного преимущества предлагается построение положительного имиджа, создание и продвижения бренда колледжа.
Создание бренда – это конечная цель работы предприятия в рассматриваемой области, этапами которой являются создание, управление имиджем и соответственно репутацией. В определение маркетинговых инструментов, с помощью которых поставленная задача будет выполняться – речь идет о PR, рекламе, презентациях, межличностном общении и т.д.
Принцип формирования положительной репутации заключается:
– в постоянно поддерживаемом живом диалоге с целевыми группами;
– в стремлении к широкой информационной открытости, в том числе не признающей национальных границ.
Поддержание эффективных и постоянных связей с общественностью – это один из ключевых моментов управления репутацией. Формированию репутации компании в значительной степени способствует его паблисити. Для создания паблисити современные компании проводят следующие мероприятия, впоследствии широко освещаемые в СМИ и укрепляющие их репутацию:
–проведение акций, рассчитанных на целевую аудиторию;
–благотворительная деятельность;
–спонсорская поддержка конференций, семинаров, форумов, съездов;
–организация визитов на предприятие высоких правительственных делегаций, приемов представителей государственных органов власти, зарубежных коллег;
–проведение тренингов, бизнес-школ, специальных мероприятий (конференции, семинары, праздничные балы) для представителей целевых аудиторий;
–организация компанией профессиональных клубов, члены которых их клиенты и сотрудники;
–издание газеты или журнала компании;
–участие в выставках;
создание профессиональных ассоциаций.
Отсюда следует понимание основной задачи маркетинговой деятельности при продвижении образовательной услуги, заключающейся в том, чтобы полный набор существующей позитивной информации «в полную силу» работал на компанию и доводил ее до нужных целевых аудиторий. Таким образом, маркетинговая деятельность по продвижению образовательной услуги направлена на формирование и развитие бренда колледжа как перспективный вектор повышения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Список литературы:
- Официальный сайт ГБОУ СПО РО «Ростовского-на-дону колледжа водного транспорта». Режим доступа: https://www.rkwt.ru
- Полякова Е.Ю. Маркетинговый подход в управлении образовательным учреждением с учетом динамики потребительского спроса на рынке образовательных услуг/ Сборник научных трудов Sworld. 2014.Т.26.№3.С.43-50.
- Полякова Е.Ю. Маркетинговый подход в управлении образовательным учреждением в целях его повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Монография 2014.[schema type=»book» name=»МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КОЛЛЕДЖА: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ» author=»Полякова Елена Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]