Управление процессом, нацеленным на модернизацию общественной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнёрства (далее – ГЧП), должно предполагать реализацию комплекса мероприятий, направленных на получение определенного результата. В настоящий момент существует острая необходимость теоретического обоснования как института ГЧП, так и возможности использования инструментов ГЧП, с целью создания отлаженного законодательного базиса на уровне региона таким образом, чтобы работа всех его участников была скоординирована и носила последовательный характер, нацеленный на результат.
Для организации эффективного управления недостаточно определить цели и мероприятия, способствующие его достижению. Необходимо в первую очередь оценить существующую ситуацию, обосновать потребность в применении именно инструментария ГЧП, а уже в соответствии с ними разрабатывать стратегию. После разработки целей и направлений развития с использованием механизмов ГЧП органы власти должны сформировать собственную политику развития ГЧП в регионе. На рисунке 1 приведён управленческий процесс по внедрению и использованию института ГЧП. Данный управленческий цикл подразумевает непрерывное повторение – совершенствуясь и вбирая в себя всё новые инструменты за счёт исследования реализовавшихся проектов ГЧП и развития новых моделей партнерских отношений. В процессе развития «линейка» проектов, сфера их применения, а также источники финансирования будут расширяться, что позволит как сформировать новые цели развития, так и расширить инструментарий ГЧП.
Рисунок 1. Управленческий процесс
Тем не менее, могут появляться определенные трудности – на первом этапе могут сказываться недостаток координации в органах власти, квалификации специалистов. На втором этапе к ним может добавится чрезмерное стимулирование участия государственных организаций, а на третьем – высокие трансакционные издержки.
Стоит обратить внимание на стадию управления проектами, которая обусловлена необходимостью создания системы мониторинга и регулирования, в основе – «регулярная оценка промежуточных результатов проекта, сравнение их с целевыми, и, в случае необходимости, принятие мер реагирования»[1, с. 77].
Особая роль государства в рассматриваемых отношениях связана со спецификой распределения правомочий между партнёрами. Государство в ГЧП выступает как единый и единственный субъект публично-правовых (носитель власти) и гражданско-правовых отношений (участник хозяйственного оборота). Это выражается в том, что, с одной стороны, государство определяет правовые рамки для всех хозяйствующих субъектов, с другой – сохраняет властные функции, и даже вступив на началах равенства сторон в отношения партнёрства, может принимать административные акты, это равенство игнорирующие. Особенность распределения правомочий между участниками партнёрств исключает изначальное равноправие государственного и частного партнёров, которое может быть достигнуто при корректном разделении гражданско-правовых функций, определении условий и особенностей реализации формализованных гражданско-правовых отношений [3, с. 265].
В настоящее время во взаимоотношениях бизнеса и власти отмечается усиление роли политических факторов (в особенности политических рисков), при этом российское государство в лице органов власти во взаимоотношениях с бизнесом занимает доминирующую позицию [2, с. 15].
Это всецело формирует условия взаимодействия частного партнёра с органами государственной власти, в особенности при решении вопроса о распределении рисков, которое необходимо в силу того, что полное их переложение на одну из сторон создает существенные угрозы в отношении проекта. Если все риски ложатся на частную компанию, то вероятно появление рисков, которые компания будет не в состоянии принять, а также не сможет эффективно управлять ими, чтобы довести их величину до приемлемого уровня, в силу чего проект окажется финансово неустойчив.
В этом случае либо компания откажется от участия в проекте, избегая данный риск, либо, в случае должного залогового обеспечения, кредиторы не предоставят финансирование под такой проект. В случае отсутствия государственных гарантий, кредиторы также несут риск значительных финансовых потерь. Прежде, чем будет принято решение о финансировании проекта, они проводят его комплексную экспертизу и могут отказаться от участия в финансировании в случае низкой финансовой устойчивости проекта.
Если все риски возьмет на себя государство, то этот шаг в значительной степени снизит эффективность реализации проекта, что может привести к серьезным убыткам государства, и основная цель проекта не будет достигнута. Это происходит потому, что, с одной стороны, органы государственной власти зачастую менее заинтересованы в эффективном управлении проектными рисками, с другой, это сразу снизит заинтересованность частной компании в эффективном управлении проектом. Вместе с тем, учитывая доминирующую роль, государство должно быть готово принять на себя большую часть рисков по проекту, так как всегда сохраняется риск выхода из него частного партнера.
Наиболее эффективное управление рисками, которое позволяет обеспечить финансовую устойчивость проекта и привлечь необходимое финансирование на приемлемых условиях, возможно только путем оптимального распределения потенциальных рисков между обоими партнерами. Оно является одним из основных условий привлечения частного партнера к участию в реализации проекта, так как способствует выполнению обоих условий участия частной компании в проекте.
Список литературы:
- Жалкубаева К.Г. Система мониторинга и регулирования проектов государственно-частного партнерства (на примере развития дорожного хозяйства) / К.Г. Жалкубаева // Транспортное дело России. 2010. № 3. С. 76-78.
- Зуев А. В. Взаимоотношения власти и бизнеса в России / А. Зуев // Обозреватель-Observer. 2011. № 11. С. 15-21.
- Корчагина А. С. Сущность государственно-частного партнерства / А. С. Корчагина // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. № 55. С. 263-269.[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ГЧП» description=»В статье определены некоторые аспекты формирования управленческого процесса при использовании инструментов государственно-частного партнёрства в региональной экономической политике.» author=»Алиуллов Ильдар Фаргатович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-23″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]