Конкуренция как фактор влияния на деятельность организаций привлекает внимание исследователей ввиду особенностей социально-экономического развития России в современных условиях. При формировании классической экономической теории, понятие конкуренции связывалось А. Смитом (1776 г.) с действием «невидимой руки» рынка [4]. Основатель макроэкономического подхода при анализе экономических процессов Дж. М. Кейнс в 1936 г. определил возможности рынка через вмешательство государства [1].
Способность организации быстро адаптироваться к изменениям внешней среды является показателем ее конкурентоспособности, а способность конкурировать с другими организациями за наиболее выгодные условия ведения бизнеса определяется как конкурентоспособность. Экономическая категория «конкурентоспособность» составляет значительную часть научных исследований и находится в области внимания бизнес-сообщества.
В статье рассмотрены подходы к повышению конкурентоспособности страховых компаний. Актуальность вопроса обусловлена особой ролью страхования в финансовой сфере. Текущее положение отечественной страховой отрасли характеризуется вытеснением с рынка страховых услуг небольших страховых компаний, что приводит эти компании к активному поиску актуальных направлений повышения конкурентоспособности.
Приведем ряд статистических данных, характеризующих развитие страховой отрасли в России [5]. К 2015 г. зафиксирована отрицательная динамика страховых сборов в России (-3,8%), страховые выплаты увеличились на 7,8%. К началу 2016 г. зарегистрировано 327 страховщиков, а к началу предыдущего их было 411 (количество страховщиков уменьшилось на 20,4%). Тот факт, что страховые компании не выдерживают конкуренцию и уходят с рынка, указывает на необходимость разработки рекомендаций по повышению их конкурентоспособности.
В соответствии со «Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года», основная цель этого вида деятельности — превращение в стратегически значимый сектор экономики. Развитие конкурентных преимуществ становится важнейшей задачей страховой компании. В качестве примера успешной практики повышения конкурентоспособности приведем компанию «Росгосстрах». Она обеспечивает конкурентоспособность через применение индивидуального подхода к клиентам; организацию работы с субъектами малого и среднего бизнеса; повышение уровня постпродажного сервиса. Компания использует такие конкурентные преимущества, как объединение в группу страховых компаний «Росгосстрах-Жизнь», «Росгосстрах Банк», НПФ РГС, «Росгосстрах-Медицина»; доступность страховых услуг; оперативное урегулирование убытков; система работы с VIP-клиентами; повышение профессионального уровня сотрудников через многоуровневую систему обучения.
Для повышения конкурентоспособности средние и небольшие страховые компании решают схожие для них проблемы: недостаточное качество обслуживания; неразвитость инновационной деятельности в компании; низкий рост объемов договоров страхования. Для выявленных проблем сформулируем ряд возможных решений, позволяющих страховщикам повысить конкурентоспособность компании: это развитие системы взаимоотношения с клиентами, организация и осуществление инновационной деятельности, увеличение объемов продаж страховых продуктов через новые формы расширения базы клиентов.
Отметим, что модернизация IT-систем страховых компаний признана одним из главных факторов обеспечения конкурентоспособности, что подтверждено практикой ведущих отечественных финансовых и страховых организаций. Они развивают внеофисные каналы обслуживания клиентов, переходя при этом на новые платформы.
Организация и осуществление инновационной деятельности компании непосредственно связана с уровнем профессионализма и способности, готовности к такой деятельности сотрудников [6]. Инновационная деятельность страховщика может включать разработку новых страховых продуктов, создание конкурентоспособной системы управления и т.д. Низкому уровню инновационной деятельности страховой компании, даже при наличии специализированного отдела и сотрудников с необходимыми компетенциями, может способствовать отсутствие мотивации персонала к активизации этой деятельности.
Проблема увеличения объемов продаж страховых продуктов через расширение базы клиентов может быть снята через введение нового элемента системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).
Более подробно остановимся на вопросе мотивации сотрудников страховых организаций по активизации их деятельности по обеспечению конкурентоспособности организации.
В отечественных исследованиях, посвященных проблемам совершенствования инновационной деятельности, отмечается, что ее высокая привлекательность характерна для компаний, которые имеют возможность рисковать [2]. Однако в настоящее время даже небольшие страховые организации включают в общую структуру внутренних подразделений офисы, отделы, связанные с разработкой новых или улучшением существующих страховых продуктов, а также созданием конкурентоспособной системы управления компанией. Трудовые функции сотрудников этих подразделений включают трудовые действия, необходимые умения и знания, особые условия допуска к работе, другие характеристики, направленные на достижение целей и решение задач указанных подразделений, в частности, по разработке и внедрению инновационных страховых продуктов. В ряде научных трудов акцентируется внимание на необходимости создания особых подразделений страховых организаций, которые осуществляют сбор информации об инновациях и инновационных идеях в страховой деятельности и в подразделениях самой компании, и вне нее, и контролирующих процесс реализации инновационных проектов компании [3].
Повышению мотивации сотрудников страховых компаний, обладающих необходимыми компетенциями в сфере обеспечения конкурентоспособности, активизации их деятельности, способствуют меры материального и морального стимулирования. Сочетая эти инструменты, руководство компанией может добиться результата, когда специалисты компании в рамках комплекса конкретных мероприятий, придут к решению проблем повышения конкурентоспособности страховой компании, включая разработку и продвижение инновационных страховых продуктов.
Такими мероприятиями могут стать открытые конкурсы инновационных идей среди сотрудников указанных специализированных подразделений страховой компании, профессиональные сессии по презентации «дорожных карт» инновационных разработок компании и т.д. На этих мероприятиях не только определяются победители, но и проводится отбор лучших идей для формирования банка инновационных разработок компании. Сотрудники компании заинтересованы в этих мероприятиях, поскольку участие в них служит повышению их профессионального статуса, возможному карьерному росту, победа обеспечивает денежное вознаграждение, происходит укрепление их лидирующих позиций в подразделения и компании.
В заключение отметим, что для решения проблем повышения конкурентоспособности, страховые организации должны активизировать инновационную деятельность, приоритетную в условиях экономики знаний.
Список литературы:
- Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Гелиос АРВ, 2002. — 352 с.
- Клецкин А.Н. Совершенствование страхования инновационного продукта: автореф. дисс…канд. экон. наук. — М., 2009. – 29 с.
- Саввина Н.Е. Инновации в российском страховании: мода или необходимость? // Вестник финансового университета. – 2014. – №6. – С. 74–83.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — 960 с.
- Финансовый портал Минфин. – 2014 [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения 30.05.2016).
- Угольникова О.Д. Опыт и приоритеты развития национальной инновационной экономки // Журнал правовых и экономических исследований. – 2011. – №1. – С. 213–219.[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРАХОВАНИИ » description=»Цель — разработка подходов к повышению конкурентоспособности страховых компаний. Метод — анализ деятельности лидеров отечественного страхового рынка по обеспечению конкурентоспособности. Результат – рекомендации по повышению конкурентоспособности страховой компании. Выводы — страховые компании решают схожие проблемы для повышения конкурентоспособности. Осуществление инновационной деятельности является приоритетом страховой компании в условиях современной экономики.» author=»Угольникова Ольга Дмитриевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-16″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]