Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В литературе насчитываются довольно много определений инновации (таблица 1). Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация — это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

                                                                                                            Таблица1.

Определения понятия «инновация»

Определение

Автор

Инновация — это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий. Санто Б.
Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И.
Инновация — это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д.
Инновация — использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности. Суворова А.Л.
Инновация есть результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими, либо дополнению уже имеющихся новыми. Кокурин Д.И..
Инновация (нововведение) — это результат практического или научно-технического освоения новшества. Авсянников Н.М.
Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Медынский В.Г.
Инновация понимается как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство. Понятие инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат. Минниханов Р.Н., Алексеев В.В., Файзрахманов Д.И., Сагдиев М.А.
Инновация есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городков А.Г.
Инновация как результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. Понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии. Завлин П.Н.
Инновация — новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги). Кулагин А.С.
Инновация представляет собой создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов. Степаненко Д.М.
Слово «инновация» выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними. Аврашков Л.Я.
Инновация — это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Фатхутдинов Р.А.
Инновации применительно к АПК — это новые технологии, новая техника, новые сорта растений, новые породы животных, новые удобрения и средства защиты растений и животных, новые методы профилактики и лечения животных, новые формы организации, финансирования и кредитования производства, новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и т.д. Шайтан Б.И.
Инновация — вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли. Волынкина Н.В.
В соответствии с международными стандартами (Руководство Фраскати — новая редакция документа, принятого ОЭСР в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедряемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Руководство Фраската
Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Концепция инновационной политики
Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и

передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б.
Инновация: 1. Нововведение, новшество. 2. Комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений и т.п.; модернизация. Большой толковый словарь
Инновация — это новшество в производственной и непроизводственной сферах, в области экономических, социальных, правовых отношений, науки, культуры, образования, здравоохранения, в сфере государственных финансов, в финансах бизнеса, в бюджетном процессе, в банковском деле, на финансовом рынке, в страховании и т.д. Финансово-кредитный словарь
Инновация — получение больших экономических результатов за счет внедрения новшеств; суть прогрессивной стратегии развития организации государства в противовес бюрократическому типу развития. Румянцева Е.Е.

В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций — рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики.

В соответствии с этими стандартами инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом:

  1. инновация является следствием инновационной деятельности;
  2. специфическое содержание инновации составляют изменения;
  3. главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

  1. использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля — продажа);
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он ввел понятие «инновация», трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Согласно современным концепциям для инновации в равной мере важны три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость (способность удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю). Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Термин innovatio происходит из новой латыни и представляет собой синтез слов investio (одеваю) и novatio (обновляю).

Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации:

«Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

По стимулу появления (источнику) можно выделить:

  • инновации, вызванные развитием науки и техники;
  • инновации, вызванные потребностями производства;
  • инновации, вызванные потребностями рынка.

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;
  • улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
  • модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

Приведенная выше классификация свидетельствует о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Поэтому существует множество классификаторов инноваций, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами. Среди них такие известные зарубежные специалисты в области экономики и менеджмента как Й. Шумпетер, И. Ансофф и П. Друкер. В отечественной литературе по инновациям можно выделить классификации, предложенные А. Н. Цветковым, П. Н. Завлиным и А.В. Васильевым, В. В. Горшковым и Е.А. Кретовой, Э. А. Уткиным, Г. И. Морозовой и Н.И. Морозовой, А. И. Пригожиным и др.

В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Однако, существующие классификации не отражают конечную цель инновации.

Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе.

Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

  1. воспроизводственную;
  2. инвестиционную;
  3. стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Практическое освоение новшеств в нововведениях (инновациях) означает реализацию коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на рынке Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации.

Вместе с тем, есть инновации, для которых получение прибыли не является главной целью.

В связи с этим представляется необходимым провести классификацию инноваций по целям, главному показателю на достижение которого направлена инновация  и через который реализуются указанные функции инноваций.

По целевому признаку инновации можно разделить на:

воспроизводственные (главная цель — получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов для воспроизводства);

социальные (главная цель – достижение социальной гармонии и стабильности в обществе,  создание и развитие эффективных социальных коммуникаций, защита и поддержка отдельных категорий населения);

экологические (главная цель — защита окружающей среды, создание и сохранение условий для поддержания разнообразия живой природы, создание безопасных условий для жизни);

политические (главная цель – эффективное функционирование государства).

В связи с предложенной классификацией в оборот впервые вводится новое научное понятие «воспроизводственная инновация».

Воспроизводственная инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, главной целью которого является получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов для воспроизводства.

Список литературы:

  1. Анискин Ю.А. Инновационное развитие на основе организационного потенциала компании// Проблемы теории и практики управления. — 2006. — №7. — С. 73-83.
  2. Гершман М.А. Инновационный менеджмент. — М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2010. — 482 с.
  3. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития/ под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. — М.: Дело, 2007 — 584 с.
  4. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: ИД «Вильямс», 2007. — 656 с.
  5. Котлер Ф. Привлечение инвесторов: маркетинговый подход к поиску источников финансирования. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 193 с.
  6. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 345 с.
  7. Твисс Б. Управление нововведениями. — М.: Экономика, 2009. — 272 с.[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ» author=»Можаев Евгений Евгеньевич, Сафронов Николай Степанович, Можаев Александр Евгеньевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found