Значительная часть Арктической сухопутной территории занимают просторы вечной мерзлоты. Арктика — этом безграничное пространство бескрайних снегов, огромных айсбергов, место обитания белых медведей, северных оленей, песцов, небольшим количеством проживающего и трудящегося населения с чудесным природным явлением северным сиянием.
В настоящее время Арктика, это место, связанное с огромными запасами природных ресурсов, биологическим и топливно-энергетическим потенциалом. Для многих государств Арктика — это объект, стратегической направленности. Российская Федерация одна из немногих стран на территории, которой преобладает вечная мерзлота, практически около 9 млн. квадратных километров, поэтому основной государственной политикой РФ является освоение данной территории. Одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой государство, является развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры Арктических территорий России до уровня и качества современной международной, национальной, региональной логистики [1-8].
Основой транспортной инфраструктурой Российской Арктики является Северный морской путь (СМП). Северный морской путь, как основная транспортная магистраль Арктики, наиболее эффективный транзитный маршрут, который объединяет в общую транспортную сеть европейские и дальневосточные морские и речные порты России, позволяет кратчайшим водным путем соединить порты Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Он объединяет в единую транспортную сеть сухопутные, воздушные, крупнейшие речные маршруты Сибири, а также трубопроводные виды транспорта. СМП обладает большим потенциалом перспективного развития [9] и является одним из элементов международного транспортного коридора [10].
Основное преимущество СМП перед конкурентами — маршрутами через Суэцкий и Панамский проливы — является расстояние и безопасность. Так у Суэца в последние годы появились проблемы с безопасностью, там промышляют сомалийские пираты, а также была замечена группировка «Исламское государство ИГИЛ» (запрещена в РФ). Однако за преимуществами СМП, скрываются и немало проблем, для отлаженной системы функционирования пути. Из-за суровых климатических условий возведение и ремонт инфраструктуры в этом регионе существенно усложняется.
Скудность инфраструктуры северных районов не ограничивается исключительно малым количеством, проживающего трудоспособного населения, проездных дорог, путей, трасс, находящихся в удовлетворительном состоянии, и недостатком современных дорог. Если рассматривать железнодорожную магистраль, например, перспективы развития Байкало-Амурской, которая там, по словам специалистов, в достаточной степени мощная (и вместе с тем дорогая для отправителей и получателей грузов), то каждая ее станция имеет свои пределы в пропускной мощности и емкости [12]. А это приводит к несогласованности действий участников логистического процесса цепей поставок и к срыву сроков доставки, поэтому зачастую приходиться пользоваться автомобильным транспортом по зимнику — дороге, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях. Но прибегать к такому способу перевозок можно всего два месяца – январь и февраль. В марте зимник оттаивает, а в декабре, особенно в болотистых местах, зимник замерзает, и тяжелые груженые автомобильные составы пройти не могут, а это добавляет сложностей в подготовке проездов к необходимым объектам.
Альтернативным вариантом зимникам являются дороги с твердым покрытием, функционирующие почти круглогодично, но это очень дорого. К такому варианту можно прибегнуть в том случае, если расстояние от месторождения до порта незначительное по километрам. На более же серьезные расстояния в условиях Арктики зимник остается самым оптимальным вариантом.
Но не только проблемы есть в сухопутном секторе, но и авиационный транспорт на Севере страдает. Низкая плотность населения проживающего на данных территориях и уровень его платежеспособности обуславливают низкую интенсивность пассажиропотоков и, как следствие – убыточность деятельности авиапредприятий на рынке местных перевозок.
Для решения тех или иных проблем, которые возникают при освоении Арктики, необходимы модернизация и сооружение новых морских портов, отгрузочных терминалов с современным техническим и технологическим оборудованием, строительство ледоколов и транспортных судов, создание технологического флота для геологоразведки и обслуживания сооружений на шельфе. С задачей модернизации СМП тесно сопрягается задача создания эффективной системы авиационного обслуживания северных районов на базе модернизации аэропортовой сети и развития малой авиации. Основной задачей авиационного транспорта Арктики в предстоящие годы должно стать полное удовлетворение платёжеспособного спроса населения на воздушные перевозки и обеспечение доступности этого вида транспорта
Транспортно-логистические услуги могут превратиться в крупнейшую после нефтегазового сырья статью экспорта в Арктической зоне РФ с учетом единства комплекса логистических, финансовых транспортно-кинетических процессов [12]. При грамотной стратегии участия в международных арктических проектах Россия сможет получить крупный источник доходов. К тому же она будет в значительной мере застрахована от рисков, связанных с перспективой ухудшения конъюнктуры цен на мировых рынках углеводородов. Важно помнить, что всемерная реализация транспортно-транзитного потенциала обладает мощным мультипликативным эффектом. Очевидно, что для решения данного вопроса необходимы государственная поддержка, эффективная международная кооперация и всемерная консолидация политических и экономических ресурсов.
Данное исследование выполнено в научной школе кафедры логистики ГУУ [].
Список литературных источников
- Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.
- Ермаков И., Петухов Д. Постановка проблемы развития национальной логистической системы. Логистика. 2014. № 11 (96). С. 56-59.
- Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.
- Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). Т.700.с.700.
- Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
- Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 168 с.
- Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. – М. : ГУУ. 2014. -158 с.
- Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
- Тутова М.О. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ И ИНФРАСТРУКТУРА АРКТИЧЕСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ. Молодой ученый. 2016. № 13-1 (117). С. 128-132.
- Гладских Е.Ю., Озернова Н.А.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ И ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ. Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 5. С. 53-55.
- Григорьев Н.С., Зацепина А.С. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ БАЙКАЛО — АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 6-1. С. 8-12.
- Воронов В.И., Лысенко Л.В., Андреев В.В., Лукьянова Н.А., Горбунов Е.А., Лысенко А.Л. Теоретические основы логистических, финансовых транспортно-кинетических процессов. Вестник университета (Государственный университет управления). 2007. № 7. С. 139-149.
- Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71-75.
- Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.[schema type=»book» name=»ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЛОГИСТИКИ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА.» description=»В статье рассматриваются вопросы в сфере логистики при освоении Арктики. Делается акцент на транспортную инфраструктуру Российской Арктики, включающую в себя Северный морской путь (СМП), железнодорожные магистрали, автомобильный и авиационный транспорт. Так же освящены проблемы в данных сферах и пути их решения. » author=»Чиркова Анастасия Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(3)» ebook=»yes» ]