Настоящий период характеризуется развитием авиадвигателестроительных предприятий России, что вызвано глобальными трансформациями в сфере наукоемкого производства, реформированием оборонно-промышленного комплекса страны, внедрением авиадвигателей пятого поколения и разработкой авиадвигателей шестого поколения в рамках перечня критических технологий Российской Федерации. Наиболее актуально для российских предприятий сегодня это организация ремонтного производства. Организация ремонтного производства составных частей авиадвигателей и другой авиационной техники характеризуется сложной и постоянно меняющейся системой контрагентских связей. [ 1, с. 240]
Все это во многом определяет динамичность конъюнктуры рынка авиационного двигателестроения. Поэтому разработки в этой области объективно и субъективно востребованы управленческим персоналом, осуществляющим внутрифирменное управление, в том числе на промышленных предприятиях – осуществляющих ремонт авиадвигателей. Несмотря на то, что многие проблемы развития организации производства хорошо изучены и изложены в научной и научно-практической литературе, процессам совершенствования организации ремонтного производства в переходный период уделялось совершенно недостаточное внимание. Теоретически недостаточно проработаны вопросы управления развитием организации производства как важнейшего фактора развития предприятия, определяющего стратегический ресурс в конкурентной борьбе, влияющего на систему оценки возможностей восстановления новой продукции, оперативной подготовки производства и создания опережающей организации ремонтного производства.
Таким образом, проблема поиска и создания эффективных механизмов организации ремонтного производства на предприятии является весьма актуальной.
Объектом исследования является типизированное двигателестроительное предприятие России – осуществляющее ремонт авиадвигателей.
В качестве предмета исследования были выбраны базовые аспекты внутрифирменной управленческой регламентации ремонта авиационных двигателей на типизированном промышленном предприятии в виде экономического механизма организации этого производства.
При этом основной акцент был сделан на базовой компоненте этого механизма – технологии выработки внутрифирменных управленческих решений по технологической организации соответствующего ремонта.
Технологическая организация ремонтного производства авиационных двигателей представляет собой особенный вид управления, которое заключается в оптимальном использованием существующего производственно-технологического потенциала ремонтного производственного предприятия. Данный потенциал рассматривается в финансово-экономическом аспекте типизированного промышленного предприятия.
Рассмотрим некоторые особенности процедур технологической организации ремонтного производства авиадвигателей и формализованного представления процесса ремонтного производства. Это необходимо для выявления системной сущности организации ремонтного производства в экономическом и технологическом аспектах, его структурной и процедурной типизации, а также последующего формализованного представления.
Очевидно, что указанное производство носит технологически регламентированный характер, хотя соответствующие производственно-технологические регламентации могут в общем случае варьироваться в определенных пределах. Случай технологической невариабельности ремонтного производства авиадвигателей тоже корректно укладывается в это представление технологии ремонта типизированного ремонтного предприятия. Таким образом, можно считать, что предусматривается применение технологии ремонта ограниченной директивности, с некоторыми допустимыми его вариациями. Эти вариации, а также очередность начала ремонта двигателей определяется требованиями заказчика. В этой связи, можно использовать концепцию петель вытягивания бережливого производства (lean-технологии), суть которой заключается в выявлении, того, что представляет ценность для заказчика т.е. создание карты потока создания ценности по технологии ремонта авиадвигателей. Эти вопросы, несомненно, относятся к сфере организационной компетенции управленческого персонала предприятия. В данном случае вопрос уровня управленческой иерархии, на котором принимаются эти управленческие решения, не имеет существенного значения – основное, что эти решения носят внутрифирменный характер. [2, с. 74]
Представим технологическую организацию ремонтного производства, а затем — его финансово-экономические и ценностные результаты, т.е. соответствующих результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия осуществляющего ремонт авиадвигателей в виде специальных матриц технологических ремонтных операций.
В зависимости от специализации авиадвигателестроительного предприятия номенклатура продукции, которая подлежит ремонту может состоять из следующих типов силовых установок: в том числе, турбореактивных, турбовальных, турбовинтовых.
В рамках данного способа представления первоначально введем для каждого a-ого типа ремонтируемого авиадвигателя множество из Ma элементов-кортежей (типов применяемых технологий), определяемых уровнем ремонта двигателей b-ый элемент-кортеж фиксированной последовательности которого (соответственно b Î [1, Ma]). Данная последовательность имеет вид {S(a, b, g)}, g Î [1, Na, b], то есть представляет собой детерминированно упорядоченную последовательность {S(a, b, 1), …, S(a, b, Na, b)}.
При этом реализация любого b-ого из этих Ma кортежей приводит к восстановлению авиадвигателя a-ого типа с некоторыми характеристиками удовлетворяющими заказчика. Кроме того эти параметры соответствуют некоторым директивным требованиям (например, требованиям контрольных государственных органов, если таковые требования назначаются). Несомненно, что главным или исключительным образом эти требования относятся к качеству отремонтированного авиационного двигателя, определяемого заказчиком. Примем, что каждый из этих кортежей обеспечивает удовлетворение требований заказчика, т.к. в противном случае соответствующий кортеж является заведомо недопустимым организующим управленческим решением.
Таким образом, была получена строгая и корректная унификация представления технологически вариантного ремонта авиадвигателей на типизированном промышленном предприятии.
Однако введение пространства представления технологических операций является необходимым, но отнюдь не достаточным, потому, что не представляется возможным оценить результаты производственной деятельности промышленного предприятия помимо самого факта ремонта авиадвигателей, включая финансово-экономические результаты.
Каждая ремонтная операция может иметь альтернативность по применяемым для ее выполнения производственно-технологическому оборудованию, персоналу, материалам и т.д., т.е. для выполнения некоторой технологической операции может быть задействован один из нескольких ресурсов.
К ним относятся:
- Запасные части(им в обязательном порядке присвоен номер, на основании кода общероссийской классификации продукции (ОКП);
- Ремонтно-групповые комплекты (РГК), технологические комплекты (полностью готовые комплекты деталей для сборки двигателей, кольца, уплотнители и т.п. для минимизации зазоров, нестыковок в процессе сборки двигателей);
- Эксплуатационно-групповые комплекты(ЭГК);
- Инструменты, в том числе: установки беспрокруточной консервации двигателей (установка позволяет без запуска двигателя консервировать теплорегулирующую аппаратуру, заменять масло в маслосистеме, колнсервировать рабочие лопатки компрессора высокого давления).
Разумеется, при этом могут иметь случаи принципиальной неприменимости производственно-технологического оборудования, материалов и т.д. для выполнения соответствующих технологических операций (так, например, некоторые детали не могут быть изготовлены с использованием порошковой технологии). Кроме того, для некоторых технологических операций могут возникать ситуации с принципиальным непотреблением производственных ресурсов – в частности, это имеет место для пустых технологических операций.
Соответственно возникает второе пространство представления технологической организации ремонта авиадвигателей, а именно пространство представления производственных ресурсов.
Две выше указанные матрицы можно интерпретировать в третьем пространстве представления технологической организации ремонта – в пространстве представления технологической организации ремонта авиадвигателей. Поскольку при проектировании новых трудовых процессов в ряде случаев необходимы трудовые и материальные затраты, связанные с единовременным процессом разработки, например специальной оснастки, создания благоприятных условий и безопасности труда или других мероприятий, при определении экономической эффективности должна учитываться величина этих затрат, именуемых «единовременными».
Отметим, что пространство представления технологических операций, пространство представления производственных ресурсов и пространство представления технологической организации ремонта являются решетчатыми пространствами, т.к. значения в них являются разнесенными переменными общего вида, образующими конечные множества.
Терминологически определимся, что последовательность технологических операций по ремонту авиадвигателей и используемые производственные ресурсы, отраженная в пространстве представления технологической организации ремонта, является технологическим маршрутом ремонта двигателей. Перейдем теперь к оценке результативности процесса ремонта авиадвигателей. Основными показателями, характеризующими результативность процесса ремонта, являются рост технологичности конструкции авиадвигателей и их надежность в эксплуатации. [3, с. 161]
Можно определить количественные характеристики, представляющие собой проецирование технологического маршрута в множество локальных оценочных характеристик в четвертое пространство представления оценки последствий технологической организации ремонта авиадвигателей– в пространство первичных оценочных характеристик.
И, наконец, введем пятое пространство представления оценки финансово-экономических последствий технологической организации ремонта авиадвигателей, в котором оцениваются конечные финансово-экономические результаты. Тем самым вводится описательное пространство — пространство финансово-экономических результатов производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия, предметно специализирующегося на ремонте авиадвигателей.
Таким образом, представление организации ремонт авиадвигателей и оценок последствий его осуществления представляет собой в содержательном плане оперирование в пяти описательных пространствах
Список литературы:
- Комарова А.М. Материалы 11 научно-практической конференции молодых ученых и студентов « Инновации в экономике и менеджменте в авиации» Научный альманах. Выпуск 20.: Формирование структурного облика математического аппарата задачи оптимальной организации ремонтного производства авиационных двигателей; М.: «Доброе слово» 2015 г. – 253 с
- Комарова А.М. Труды 15-ого всеросийского симпозиума «Стратегическое планирование и развития предприятий» Секция 3. Опыт стратегического планирования на российских и зарубежных предприятиях.; Разработка стратегии организации ремонтного производства составных частей авиационного двигателя; М.: ЦЭМИ РАН , 2014г. – 183 с
- Комарова А.М. Научный альманах. Выпуск 19. Труды X Научно-практической конференции молодых ученых и студентов. «Инновации в экономике и менеджмента аэрокосмической промышленности».: Исследование тенденций развития авиационного двигателестроения в России; М. : «Доброе слово» 2014 г. – 255 с[schema type=»book» name=»ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИИ РЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ» description=»В данной статье рассмотрена проблема поиска и создания эффективных механизмов организации ремонтного производства авиационных двигателей двойного назначения на предприятиях машиностроительного комплекса и создание технологической организации ремонтного производства, исходя из типов применяемых технологий ремонтов» author=»Комарова Анастасия Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]