В условиях трансформационной экономики предприятия должны самостоятельно находить потребителей продукции, ориентировать свою деятельность на удовлетворение их потребностей и запросов, причем это необходимо делать лучше и быстрее, чем существующие и потенциальные конкуренты. Все это, в свою очередь, нуждается в переориентации системы планирования, организации производства и сбыта соответственно концепции маркетинга, сформулированной Ф. Котлером: «Основой достижения целей организации является определение потребностей целевых рынков и обеспечения желательного их удовлетворения более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами» [2].
Для большинства отечественных предприятий выход из кризиса связан с производством и реализацией новой продукции, не просто технически совершенной и качественной, а такой, которая востребована потребителями, отвечает их потребностям и запросам, при производстве которой предприятие сможет максимально использовать свои конкурентные преимущества.
Инновационная деятельность является мощным стимулятором и надежной гарантией высокоэффективного бизнеса и развития экономики в целом.
С точки зрения предпринимательской практики в индустрии туризма, важно рассматривать инновации шире, чем сугубо технологические нововведения, и учитывать, что они могут проявляться, прежде всего, как комплекс взаимосвязей составных элементов туристической индустрии. Если отсутствует какой — либо важный элемент, который не удовлетворяет туристический спрос, стратегическая цель инноваций в туризме не может быть достигнута.
Инновационную деятельность во всем мире считают ключом к конкурентоспособности отдельных фирм и экономики страны в целом, поскольку она важна для местной, региональной и общенациональной экономики, что даёт возможность получить конкурентное преимущество, которое удержать легче, чем преимущество, основанное на цене [1].
При рассмотрении понятия инноваций в широком смысле, то есть как любых изменений в ассортименте продукции или организации деятельности фирмы, обычно различают степень новизны, а не просто относят фирмы к инновационным или не инновационным. Некоторые инновации могут быть абсолютно новыми для отрасли или рынка (национального или международного), в то время как другие могут быть «новыми» только для фирмы. Например, туристическая фирма внедряет новые виды услуг, которые являются инновациями только для нее. На самом деле это имитация известного зарубежного туристического продукта. В некоторых случаях подобные инновации могут быть новыми не только для фирмы, но и для украинского рынка. Такая фирма, хотя в строгом фундаментальном смысле и не является инновационной, но она стремится получить конкурентное преимущество на местном рынке, основанное не на цене, а на нововведениях. При этом региональный аспект деятельности становится определяющим для большинства туристических фирм, месторасположением которых являются, как правило, малые курортные города и поселки, в отличие от отраслевой привязки у промышленных предприятий. Более того, дефицит денег, в условиях возрастающей конкуренции, заставляет владельцев туристических фирм идти еще дальше и искать новые организационно-экономические решения для постоянной модернизации и обновления туристических услуг в регионе.
Инновации влияют на динамику экономического роста: с одной стороны, открывают новые возможности для расширения экономики, с другой – делают невозможным продолжение этого расширения в традиционных направлениях. Инновации разрушают экономическое равновесие, вносят возмущение и неопределенность в экономическую динамику. Инновация сопровождается творческим разрушением экономической системы, обуславливая ее переход с одного состояния равновесия в другое [3].
Именно с инновациями сегодня связываются наибольшие успехи в предпринимательстве, в том числе, в индустрии туризма, а поэтому необходимо изучать и применять современные методы и формы инновационного менеджмента.
В литературных источниках встречаются различные понятия «инновационного менеджмента», но обычно под ним понимают совокупность определенных организационно — экономических методов и форм управления всеми стадиями и видами инновационных процессов на уровне не только первичных (фирм, компаний, корпораций), но и других звеньев экономики – отраслей, территорий, народного хозяйства в целом. В работах зарубежных и отечественных ученых-экономистов используются различные подходы к классификации новшеств и нововведений. На наш взгляд, наиболее четко разграничение функционального назначения и характера новшеств и нововведений в промышленности можно представить, основываясь на приведенной ниже классификации:
- технические (новые продукты, технологии, энергия, конструкционные материалы, оборудование);
- организационные (новые методы и формы организации всех видов деятельности предприятий и их добровольных объединений — ассоциаций, обществ, концернов, корпораций и т. д.);
- экономические (методы хозяйственного управления наукой и производством путем реализации функций прогнозирования и планирования, финансирования, ценообразования, мотивации и оплаты труда, оценки результатов деятельности);
- социальные (различные формы активизации человеческого фактора, включая профессиональную подготовку и постоянное повышение квалификации персонала, стимулирование его творческой деятельности, создание комфортных условий жизни);
- юридические (новые и измененные законы и разнообразные нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятий и организаций, определенных групп или отдельных физических лиц) [3].
Согласно данной классификации, всем выделенным видам новшеств и нововведений свойственны как прямые, так и обратные связи. Инновация, в соответствии с вышеуказанным определением, является процессом разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социально — организационного потенциала предприятия, который лежит в основе новации [1].
Профессор Ильенкова С.Д. одна из первых в русскоязычных изданиях дала определение инновационному менеджменту: «это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и персоналом» [4]. На наш взгляд, интересное и лаконичное определение все же акцентирует внимание только на объекте влияния, не учитывая субъект управления.
Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента и на работах, посвященных проблемам управления НТП, развития науки и техники, а также управлению научными исследованиями и разработками. Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент — это совокупность процедур, которые составляют общую технологическую схему управления инновациями в зависимости от уровня инновационной системы (национальная экономика, отрасль, регион, инновационное предприятие, отдельный инновационный проект или индивидуальная разработка). Как аппарат управления инновациями, инновационный менеджмент предусматривает структурное оформление инновационной сферы в систему управления инновациями, которая владеет иерархической структурой и состоит из специализированных органов управления разных уровней, которые выступают субъектами управления и наделены ограниченными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и ответственны за результаты функционирования инновационного предприятия [3].
Стратегическое управление инновациями является составной частью инновационного менеджмента и решает вопрос планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный прыжок в предпринимательстве, производстве и социальной среде предприятия.
В широком понимании стратегическое управление на предприятии имеет дело с процессом предвидения глобальных изменений в экономической ситуации, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспечивающих его выживание и стойкое развитие за счет выявления будущих факторов успеха.
По своей сути любые стратегические намерения, осуществляемые предприятием, имеют инновационный характер, поскольку они так или иначе основаны на нововведениях в его экономическом, производственном или сбытовом потенциалах.
Стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает объединение целей производственной политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции (услуг). Она предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помощью которых предприятие стремится оказывать содействие в первую очередь систематическим поискам новых технологических возможностей. В этом содержании стратегическое управление инновациями ориентируется на достижении будущих результатов непосредственно через инновационный процесс (стадия исследований, введение инноваций в производственное использования, введение нового продукта в рыночную среду).
Стратегическое управление инновациями касается как концептуально-предпринимательских, так и организационно-процедурных аспектов стратегического развития предприятия и реализует свою функцию через подсистемы общего и функционального менеджмента.
Стратегия предполагает разработку обоснованных мероприятий и планов (программ, проектов) достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический и производственный потенциалы предприятия и его рыночно — сбытовые возможности. Что же касается управления инновационным процессом, то его важнейшей задачей является разработка и реализация инновационной стратегии данного хозяйственного образования, которое служит компонентом его общей стратегии. Инновационная стратегия задает цель инновационной деятельности, средств ее достижения и источника этих средств [3].
Предприятия, выбравшие стратегию, стремятся достичь конкурентного преимущества путем осуществления радикальных инноваций в различных рыночных условиях. При этом они приобретают возможность получения сверхприбыли за счет скачка в рентабельности продаж или за счет создания нового сегмента потребителей. Статистика свидетельствует, что деятельность по созданию и внедрению инноваций характеризуется, с одной стороны, высоким уровнем риска, с другой — высоким уровнем прибыльности, иногда в несколько раз превышающим среднюю прибыльность инвестиций.
Стратегия и тактика развития инновационной деятельности должна начинаться с определения места и роли туристических предприятий в экономической структуре регионов. Вполне естественно, что в таком регионе, как Крым, развитию инноваций в индустрии туризма следует уделять первостепенное значение.
Инновационная деятельность должна стать приоритетной сферой перспективного развития, поскольку ею может быть обеспечено большинство валютных поступлений, укрепление национальной денежной системы, обеспечение населения рабочими местами. Финансово-экономическое регулирование инновационной деятельности предприятий в индустрии туризма должно осуществляться через активную инвестиционную политику и кредитование, усовершенствование механизма платежей за использование естественных туристических ресурсов, эффективную налоговую и ценовую политику.
Эффективная инновационная стратегия предприятия предполагает получение конкурентных преимуществ с помощью создания инноваций (новых туристических услуг, принципиально новых продуктов, технологий) с целью повышения эффективности хозяйствования туристического предприятия за счет выявления будущих факторов успеха с учетом особенностей регионального туристического рынка.
Литература.
- Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / И.Т. Балабанов. – Спб: Питер, 2001. – 304с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2003 – 1200 с.
- Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. Завлина П.Н., Казанцева А.К., Миндели Л.Э. — М.: Экономика, 2000.- 568 с.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: 6-е изд., испр. и доп. / Р.А. Фатхутдинов. — СПб.: 2008. — 448 с.[schema type=»book» name=»ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЫБОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В ТУРИЗМЕ» author=»Ильясова М. К., Алиева М. С.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]