После того, как определены цели и концепции инновационного проекта, наступает этап выбора стратегии, который также является сердцевиной стратегического управления и базой разработки как концептуального, так и традиционного бизнес-плана проекта.
Пренебрегая составлением бизнес-плана инновационного проекта, предприниматель (руководитель) может оказаться не готовым к трудностям, которые могут возникнуть при его реализации [4;с.66].
Бизнес-план – это документ, описывающий основные аспекты реализации инновационного проекта, он анализирует все проблемы, с которыми может столкнуться участник инновационной деятельности, а также определяет способы решения этих проблем.
Бизнес-план описывает задачи и цели, которые необходимо решить организации как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержатся оценка текущего момента, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг, сильных и слабых сторон проекта [1; с.84] .
Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
— дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
— содержит ориентир, по которому должен развиваться проект (организация);
— служит важнейшим инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
При составлении бизнес-плана необходимо оценить возможности и проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется определением (или оценкой) общего положения. Имея такую оценку, приступают к постановке целей и задач.
Этот процесс состоит из двух частей:
1) устанавливается, что будет являться продукцией проекта (каким родом бизнеса будет заниматься организация);
2) определяются главные, количественно обоснованные цели на перспективу.
Установление таких целей можно считать наиболее легкой задачей. Решив ее, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и составить планы, которые формируют ядро бизнес-плана. Грамотно составленный бизнес-план, как правило, является существенным фактором длительного выживания организации и его прибыльности.
Актуальность бизнес-плана зависит от особенностей инновационных проектов.
Бизнес планирование инновационных проектов может решать следующие задачи:
- диверсификация, перепрофилирование и реорганизация действующего производства;
- подготовка заявок действующих и вновь создаваемых предприятий с целью получения кредитов на создание нового производства, реконструкцию и расширение производств;
- обоснование создания новых предприятий;
- обоснование предложений по приватизации муниципальных и государственных предприятий;
- строительство новых предприятий, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
- выход на внешние рынки и привлечение иностранных инвестиций;
- разработка предложений по государственной поддержке предприятий;
- использование в качестве внутреннего документа, представляющего оценку деятельности фирмы, выявление ее сильных и слабых сторон, формирование целей ее деятельности, обоснование тактики и способов функционирования проекта, прогнозирование финансовых результатов и других целей.
В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объём работ по составлению бизнес-плана может меняться в достаточно большом диапазоне, то есть степень детализации его может быть различной. В одном случае бизнес-план требует менее подробной проработки, то есть часть из разделов может вообще отсутствовать. В другом случае бизнес-план предстоит разрабатывать развернуто и в полном объёме, проводя для этого трудоёмкие и сложные маркетинговые исследования [2;с.37].
Важную роль при разработки бизнес – плана играет сам руководитель. Это настолько значимо, что, например, многие зарубежные инвестиционные фонды и банки вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если им становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал его.
Бизнес-план составляется на срок не менее 3-х лет. Для первого года деятельности основные показатели рекомендуется составлять с помесячной разбивкой, для второго года – с поквартальной. Остальные расчетные показатели приводятся за каждый последующий год. Число лет, на которые составляется бизнес-план, может быть равным продолжительности действия инновационного проекта либо ограничено выходом на годы устойчивой стабильной работы предприятия, реализующего данный проект [5;c.16].
Стоимостные показатели учитывают действие фактора времени, то есть приводятся к сопоставимому виду на начало или конец планируемого периода.
В России бизнес-планирование появилось сравнительно недавно по сравнению с другими странами, но несмотря на это в настоящее время применяются типовые формы, из которых видно, что все структуры имеют общую основу [3;c.318].
Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана – это краткость, то есть изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, то есть бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам и не изобиловать техническими подробностями. Он должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнёра и инвестора.
При составлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нём, должна быть хоть и краткой но в то же время ёмкой и чёткой. Однако при большом количестве различных цифровых материалов их восприятие и оценка затрудняются, особенно при первом (поверхностном) ознакомлении с планом. В связи с этим рекомендуется проверенный метод свёртывания информации: её классифицируют по определённым категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются значительно легче и, следовательно, результативнее.
Из вышесказанного следует, что хорошо составленный бизнес-план является гарантом того, что инновационный проект будет воплощён в жизнь и принесёт ожидаемый результат. При этом не стоит забывать, что на этапе разработки бизнес-плана может выясниться нежизнеспособность проекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Калапуц П.А. Инновационный менеджмент: учебное пособие: Издательство: Издательство Московского государственного открытого университета, 2010. -175 с.
- Морошкин, В. А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин, В. П. Буров. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 256 с.
- Сергеев В.И. Маркетинг в бизнесе: Учебник. / В.И. Сергеев. – М.: ИНФРА-М, 2011.– 608 с.
- Сергеев В. А., Кипчарская Е. В., Подымало Д. К. Основы инновационного проектирования: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 246 с.
- Орлова, Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании / Е.Р. Орлова. – 2-е изд., испр. и доп. – Омега-Л, 2012. – 152 с.[schema type=»book» name=»ЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА » author=»Денисова Елена Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]