В экономической литературе нет единого определения общественного блага. Однако признается наличие у общественного блага двух характерных свойств – неисключаемости в предоставлении и неконкурентности в потреблении. В отношении понимания содержания этих свойств разногласий не наблюдается, но мнения расходятся относительно того, какой признак общественного блага является определяющим.
Свойство неисключаемости определяется отсутствием ограничений при доступе к потреблению данного блага по причине либо физической невозможности ввести какое-либо ограничение, либо слишком высоких издержек. По своей сути, неисключаемость означает, что благо обладает всеобщностью. Каждый нуждающийся в его полезности может осуществить его присвоение. Например, городской парк отдыха можно огородить, поставить охрану и сделать парковые услуги объектом потребления и использования теми группами населения, которые способны платить за указанные услуги. Но возможна и другая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрывать огромных затрат на возведение ограды вокруг парка и на содержание работников охраны и кассиров. Следовательно, достижение исключаемости общественного блага в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразным.
Свойство неконкурентности означает, что изменение числа потребителей данного блага не только не влияет на количество полезности, получаемой каждым из них, но и не требует дополнительных издержек даже при росте субъектов потребления. Типичным примером неконкурентности потребления может служить национальная правовая система. Потребление услуг национальной правовой системы как общественного блага не уменьшает и не ухудшает положение населения в связи с появлением на свет новых граждан страны.
Анализ экономической литературы показал, что общественное благо, заимствованное из западной действительности, пришло на смену известного в экономической сфере советской периода «общественные фонды потребления». Под данной трактовкой понималась «присущая социализму форма распределения материальных благ и услуг, обеспечивающая вместе с распределением по труду справедливое формирование личных доходов и их реализацию в соответствии с целями социалистического строительства» [3, с. 78].
Под общественным благом нами понимается благо, удовлетворяющее общественные потребности, затраты на производство и обеспечение которых осуществляет государство. Общественное благо имеет свою специфику, которая проявляется в разной степени наличия свойств неисключаемости и неконкурентности. Это вызывает их условное деление на виды: чистое общественное, смешанное общественное, социально значимое (заслуженное) (табл. 1).
Благо, обладающее свойствами исключаемости и конкурентности, – это чистое частное благо. Оно означает, что те, кто имеет потребность и возможность заплатить равновесную цену за частное благо, получают его, а те, кто не в состоянии или не хочет уплатить ее, исключаются из потребления. Практически все предметы потребления (пища, одежда, жилье и т.д.) являются чистыми частными благами.
Классификация общественного блага
Чистое общественное благо |
Смешанное общественное благо |
Социально значимое (мериторное) благо |
|||||
Свойства |
|||||||
Свойства неисключаемости и неконкурентности выражены в высокой степени | В умеренной степени выражены свойства неконкурентности и неисключаемости | Обладает свойствами частного и общественного блага благодаря ярко выраженному внешнему эффекту | |||||
Типы |
|||||||
Национального, регио-нального и локального масштаба | Обычного типа (пре-обладание частного блага) | Перегруженное благо | Клубное благо | Квазиобщественное благо | Заслуженное благо | ||
Характеристика |
|||||||
Совместное пользование при полной неубывае-мости потребления, неде-лимость, неальтерна-тивность в использовании блага | Высокий уровень убываемости, специ-фический внешний эффект | Неубываемость до определенного уро-вня потребления и снижение его после этого уровня | Стабильный уровень и качество потребле-ния благ для опреде-ленного состава поль-зователей | Совместный характер пот-ребления услуг сетевого вида производства, высо-кая исключаемость и убываемость продукции несетевого характера | Совместный характер пот-ребления с высоким уровнем исключаемости и убываемости объема и качества потребления, значительный объем и долгосрочный внешний эффект | ||
Субъект предоставления |
|||||||
Предоставление благ государственными (муни-ципальными) институтами | Предоставление благ частными структурами | Предоставление благ как государственными, так и частными структурами | Предоставление благ обществен-ными структурами | Предоставление благ частными структурами, находящиеся в собст-венности государства | Предоставление благ в различной комбинации государственных, общественных и частных структур | ||
Примеры | |||||||
Национальная оборона, законодательство, таможня, полиция, органы власти и самоуправления и т.д. | Медикаменты и медицинская техни-ка, табак, алкоголь, экологические вред-ные технологии и др. | Мосты, туннели, шоссейные дороги, шлюзы и др. | Услуги спортив-ных клубов, пляжи, парки и др. | Железнодорожный тран-спорт, телекоммуникаци-онная связь, коммуналь-ные службы снабжения населения электроэнер-гией, водой, газом, теплом | Здоровье населения, образо-вание, культура, пенсио-нирование и др. | ||
Составлено: Цыренова В.Д.
Для клубного, или коллективного, блага характерны, с одной стороны, относительно низкие издержки исключения из потребления, с другой – отсутствие конкуренции при потреблении. Здесь принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей. Доступ к такому благу ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами могут быть теннисный клуб, домофон в подъезде или денежные ссуды, которые могут получить члены финансового кооператива.
Другой разновидностью коллективного блага является перегружаемое общественное благо, обладающее свойством неисключаемости до определенного порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. наступает его перегрузка (шоссейные дороги, мосты, туннели).
Существуют также блага, создаваемые в отраслях естественной монополии. Они представляют собой исключаемые блага совместного потребления и называются квазиобщественными. В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного
блага (например, коммунальное хозяйство, снабжение населения электроэнергией, газом, водой, теплом, а также связь, транспорт и т.д.). Особенность этих отраслей состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, требующей значительного первоначального капитала для вступления в такие отрасли новых конкурентов [2].
Социально значимое благо характеризуется, с одной стороны, отсутствием исключительности доступа, а с другой – наличием конкуренции в потреблении. В данном случае речь идет о частных положительных внешних эффектах. В качестве примера такого рода благ может служить, в частности, мост через реку, построенный индивидом для собственных нужд, в том числе, когда этот индивид не может исключить из доступа к этому благу других людей, не инвестировавших свои средства в строительство моста.
Чисто общественное благо – это благо, для которого отсутствует как исключительность доступа, так и конкуренция при потреблении. Классический пример чистого общественного блага – это национальная оборона и безопасность, экологические и противоэпидемиологические государственные программы, повышение общего культурного уровня граждан и т.д.
Рассматривая приведенную выше классификацию блага, стоит отметить, что в ней представлены не столько реально существующие блага, сколько их чистые типы. В действительности, любое благо может быть предоставлено всеми описанными способами, то есть и как частное, и как коллективное, и как общественное благо. Вопрос заключается в издержках предоставления блага каждым из этих способов. Иными словами, если государство не обеспечивает своих граждан таким благом, как «безопасность на улице», то есть это благо не предоставляется как общественное благо, то в принципе каждый желающий может за определенную сумму денег нанять себе телохранителя и обеспечить себя этим благом частным порядком. Очевидно, что в данном случае издержки общества по обеспечению себя данным благом в полном объеме будут несопоставимо выше тех издержек, которые возникают, когда это благо предоставляется как общественное. Другими словами, издержки предоставления блага дополнительному потребителю (свойство конкурентности) и издержки исключения из доступа к благу тех, кто не платил за него (свойство исключаемости), – показатели не дискретные, а непрерывные. Таким образом, выделяют чистые и смешанные общественные блага. Чистые блага обладают свойствами неисключаемости и неконкурентности в ярко выраженной степени, а смешанные блага – в умеренной степени.
Рассмотрим через призму выдвинутых тезисов такое благо как здоровье населения. Следуя логике предшествующих рассуждений, мы полагаем, что здоровье населения есть смешанное общественное благо. В экономической науке идея рассмотрения здоровья через категорию «благо» не нова, так, ученые с древних времен считают, что оно является величайшим благом.
Проведем соотношение блага и здоровье населения по свойствам неисключаемости и неконкурентности. Так, отсутствие исключаемости подтверждает то, что в России все граждане имеют право на охрану здоровья. Статья 41 Конституции РФ устанавливает: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений» [1].
Второе свойство неконкурентности означает, что потребление блага не препятствует потреблению того же самого блага другим субъектом. Иными словами, речь идет о том, что увеличение численности людей, имеющих право на охрану здоровья, не приведет к ограничениям в обеспечении количества получаемой полезности каждым из них и не потребует дополнительных издержек при росте субъектов потребления. Это действительно так, поскольку, при условии увеличения количества граждан, претендующих на охрану здоровья, их права сохраняются в том же объеме.
Как уже отмечалось, среди общественных благ особое место занимает малоизученная специфическая группа благ, нуждающихся в поддержке государства, – социально значимые, или мериторные блага (от англ. merit – заслуга, достоинство). Этот вид благ в научный оборот ввел Р. Масгрейв [9].
Согласно его трактовке, к таким благам относятся товары и услуги, спрос на которые со стороны частных лиц отстает от нормативных установок общества, то есть от желаемого обществом. Концепция мериторики связана с интересами государства, которые не проявляются в индивидуальных предпочтениях.
В экономической научной литературе само понятие «мериторное благо» встречается крайне редко, но российские авторы не отказываются от данной категории, хотя и предлагают несколько иное толкование. Так, Л.И. Якобсон отмечает, что «своеобразное промежуточное положение между частными и общественными благами занимают блага, обладающие особыми достоинствами» [8, с. 42-49].
Данное мнение разделяет Л.Г. Ходов, указывая на то, что это блага, находящиеся посередине между товарами народного потребления и социальными благами, потребление которых выгодно обществу и поэтому они поощряются государством [7, с. 35-37].
Иной точки зрения придерживается С.В. Тарасова. По ее мнению, под достойными благами понимаются блага, потребление которых считается желательным с точки зрения всего общества, то есть представляющие общественный интерес [5, с. 134].
В свою очередь, А.Я. Рубинштейн выделяет следующие признаки мериторного блага: 1) наличие мотива мериторизации, обусловленного интересом общества; 2) обладание свойством несводимости, что предполагает несведение общественной потребности к потребностям отдельных индивидов [4].
Из вышесказанного следует, что социально значимое, или мериторное, благо приносит большую пользу обществу, но спрос на него может быть недостаточным, и поэтому государство берет на себя обязательство восполнить образовавшийся «вакуум».
По нашему мнению, социально значимое благо по характеру потребления является скорее частным благом, но вызывающим значительный положительный внешний эффект. Так, принимая решение об объеме потребления социально значимого блага, индивид учитывает его ценность лишь для себя, оплачивая тот масштаб потребления, который максимизирует его персональную полезность. Соответственно, полезные для других последствия могут проявиться в недостаточных масштабах, ограниченных решениями частных покупателей и потребителей подобных благ. Следовательно, отличительным признаком социально значимого блага является соединение индивидуальных и общественных интересов посредством предъявления спроса с обеих сторон, чего можно достичь за счет совместного финансирования.
В связи с этим здоровье населения является социально значимым благом, которое сопровождается положительным внешним эффектом. Так, вакцинация приносит в большей степени пользу обществу, чем индивиду, так как потребитель, осуществив прививку, может получить тяжелое осложнение (аллергия, неврологические проявления и т.п.). В общественном смысле вакцинация приводит к тому, что шансы людей тяжело заболеть значительно снижаются, тем самым общество приобретает иммунитет. Вакцинация может не удовлетворять индивидуальные потребности – у потребителя может быть достаточно хороший естественный иммунитет, защищающий его от заболеваний. Но у потребителя как члена общества благодаря вакцинации будет снижена вероятность возникновения инфекционных болезней, что важно для общества. Это противоречие между индивидуальными и общественными интересами характерно в целях обеспечения здоровья населения, несмотря на то, что услуга в отдельных случаях в индивидуальном отношении может приносить вред, в общественном отношении она приносит пользу. Кроме того, при вакцинации определенной части населения, потенциально подверженной какому-либо заболеванию, предотвращается распространение эпидемии. В этом случае вакцинация полезна для общества в целом, а последствия, которые она предотвращает, являются слишком серьезными, чтобы оставлять их на усмотрение каждого человека.
Наличие у таких благ сопряженных с ними внешних эффектов сближает их с общественными благами в том плане, что, подобно последним, они могут производиться в общественно неоптимальных масштабах.
Здоровье как социально значимое благо является важнейшим благом по отношению ко всем остальным благам, имеющимся в распоряжении человека. Поэтому по мере ухудшения состояния здоровья человека все остальные блага утрачивают свою значимость. Именно потребность в здоровье и его охране носит жизненно важный характер, при этом удовлетворение других потребностей может быть не реализовано.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что по характеру производства здоровью населения присущи свойства общественного блага: неисключаемости и неконкурентности, а по характеру потребления присущи свойства социально значимого блага – высокая социальная и экономическая значимость, ярко выраженный внешний эффект. Это позволило выявить, что здоровье населения – это единственное общественное благо, от степени обладания которым зависит удовлетворенность практически всех потребностей индивида и общества в целом.
Важной особенностью общественных благ является их зависимость от социальной и экономической значимости, то есть от масштаба создаваемых (положительных) внешних эффектов, от характеристик той среды, в которой они производятся и потребляются. Это подтверждают и сравнительные данные структуры общественного блага в России и в развитых странах (табл. 2).
Таблица 2
Структура общественного блага в России и развитых странах, 2009 г. (%)
Страна |
Обще-ствен-ное благо | в том числе: | |||||
чистое общественное благо | смешанное общественное благо |
социально значимое благо |
|||||
всего, в том числе |
государст-венное управление | всего, в том числе | ЖКХ, защита окружа-ющей среды | всего, в том числе |
здоро-вье насе-ления |
||
Россия | 100 | 37,1 | 22,1 | 14,3 | 4,2 | 48,6 | 10,7 |
США | 100 | 28,6 | 11,5 | 13,2 | 3,1 | 58,2 | 20,5 |
Германия | 100 | 18,9 | 12,9 | 10,6 | 3,0 | 70,5 | 14,5 |
Австралия | 100 | 19,7 | 10,2 | 16,9 | 4,3 | 63,4 | 17,6 |
Япония | 100 | 18,2 | 12,3 | 16,7 | 5,4 | 65,1 | 19,9 |
Составлено по данным: Финансы России, 2012: Стат. сб. / Росстат. – М.: 2012 – 462 с.
Из таблицы 2 видно, что доля чистого общественного блага в России составляет 37%, а в других странах – около 20%. При этом в России 22% чистого общественного блага составляют расходы на государственное управление. Это почти в два раза выше, чем в развитых странах (10-13%). В развитых странах 60-70% в структуре общественного блага занимает социально значимое благо, а в России – 50%. Это свидетельствует о том, что в развитых странах на первом месте стоят социально значимые блага, на втором – чистые общественные блага, на третьем – другие виды общественных благ.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Консультант Плюс: справ.-правовая система [Электронный ресурс].
- Ахинов, Г. А. Экономика общественного сектора / Г.А. Ахинов, Е.Н. Жильцов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 345 с.
- Краткий экономический словарь / Под ред. Ю.А. Беликова. – М.: Политиздат, 1987.
- Рубинштейн, А. Я. К вопросу расширения «Чистой теории общественных расходов» (научный доклад) / А.Я Рубинштейн. – М.: Институт экономики, 2007. – с. 7.
- Тарасова, С. В. Экономическая теория благосостояния: Учеб. Пособие для вузов / С.В. Тарасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2001. – 238 с.
- Финансы России, 2012: Стат. сб. / Росстат. – М., 2012. – 462 с.
- Ходов, Л. Г. Основы государственной экономической политики: Учебник / Л.Г. Ходов. – М.: Изд-во БЕК, 1997. – 316 с.
- Якобсон, Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика / Л.И. Якобсон. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 367 с.
- Musgrave, R. A. Merit Goods. In: The New Palgrave / J. Eatwell, M. Milgate, P. Newman (Hrsg.). London-Basingstoke, 1987.[schema type=»book» name=»ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО» author=»Романова Тамара Григорьевна, Руди Людмила Юрьевна, Цыренова Валентина Доржиевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]