Экономический кризис организации в контексте стратегического менеджмента представляет собой противоречие между реализуемой стратегией организационно-экономического развития и внешними условиями деятельности [4]. Разрешение данной проблемы требует принятия стратегических решений, связанных с корректировкой или изменением ранее выбранного курса действий. Разработка стратегии и мероприятий по ее реализации базируется на результатах стратегического анализа, который представляет собой процесс оценки состояния и перспектив развития важнейших факторов деятельности организации на основе информации, полученной в ходе исследования деловой среды.
Современный этап развития теории и практики стратегического анализа характеризуется отказом от нормативного подхода к исследованию на основе дедукции и рациональных схем, применяемых представителями школ планирования и проектирования [3] и позволяющих получать лишь предписывающие рекомендации относительно стратегий. Серьезной проблемой продолжает оставаться статический характер анализа, в результате чего ситуация оценивается в определенный момент времени настоящего или будущего. Механизм и инструменты стратегического анализа, используемые в нормальных условиях хозяйствования, оказываются недостаточными для поиска решений по преодолению организационно-экономического кризиса. А его методы зачастую претендуют на универсальность, в то время как отраслевые и рыночные условия могут значительно различаться, да и возможности организаций по изменению внешней и внутренней среды зависят от многих специфических факторов бизнеса. В связи с этим следует уточнить задачи стратегического анализа в условиях экономического кризиса, что позволит доработать механизм, методы и инструменты исследования с учетом особенностей деятельности таких организаций.
Специфика современного экономического кризиса заключается в его политической природе. Последствия глобального финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., которые не были преодолены в связи с паллиативными способами решения проблем, усугубились санкциями в отношении России со стороны промышленно-развитых стран. Вместе с тем сформировались благоприятные конкурентные условия на внутреннем рынке для отечественных производителей. В такой ситуации наряду с выживанием актуальной задачей организаций становится выбор пути развития в долгосрочной перспективе, формирование потенциала конкурентоспособности, что связано с проведением стратегического анализа, который должен помочь выявить внешние и внутренние возможности существующей бизнес-системы и направления ее трансформации.
С точки зрения антикризисного управления, которое предполагает не только создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния, но и обеспечение мер по его недопущению, наиболее существенными задачами стратегического анализа являются: анализ жизненных циклов элементов бизнес-системы; анализ взаимосвязей потенциала организации с потенциалами рынков снабжения и сбыта; анализ бизнес-процессов; оценка условий и факторов конкурентоспособности. Объектами стратегического анализа являются бизнес-система организации, ее потенциал и бизнес-процессы.
Стратегический анализ необходимо начинать с анализа жизненных циклов элементов бизнес-системы организации, поскольку внешние причины кризиса могут усугубляться отраслевыми, рыночными и внутриорганизационными факторами. Для целей стратегического анализа бизнес-систему целесообразно ограничить совокупностью отношений внутри организации, в ее внешнем окружении, в отрасли и на рынке, возникающих в процессе создания стоимости [2, с. 83]. В этом случае появляется возможность определить причины и специфику кризисного состояния организации и учесть возможности и ограничения бизнес-системы при формировании антикризисной стратегии.
В ходе ситуационного анализа отрасли, рынков снабжения и сбыта необходимо выявить существенные тенденции, благоприятные возможности и угрозы для преодоления кризиса. Анализ перспектив развития отрасли, ресурсных рынков, рынка сбыта и его сегментов, а также анализ конкуренции в отрасли проводится с использованием аналитических инструментов, выбор которых зависит от стадии жизненного цикла объекта (отрасли, рынка). В ходе анализа необходимо выявить факторы, влияющие на развитие отрасли, рынков снабжения и сбыта.
Анализ и оценка внутреннего потенциала организации и его составляющих позволяют выявить резервы повышения конкурентоспособности в условиях кризиса. Потенциал организации представляет собой его организационно-экономические возможности по нейтрализации негативного влияния внешних факторов, реализации благоприятных внутренних возможностей и созданию условий для эффективной реализации стратегии за счет использования потенциала других участников бизнеса (потребителей, поставщиков, партнеров), что обеспечивает экономический рост и улучшение качества функционирования. Реализация организационного потенциала посредством осуществления бизнес-процессов позволяет получить конкурентное преимущество на основе создания экономической ценности (полезности), осознанной потребителем. Поддержание потенциала на определенном уровне обеспечивает конкурентоспособность организации в краткосрочной перспективе, а его повышение на основе улучшения основных бизнес-процессов способствует формированию долговременного конкурентного преимущества. Уровень потенциала может быть измерен с помощью индикаторов, в качестве которых используются различные социальные и экономические показатели. В ряде случаев рассчитываются интегральные показатели (индексы), позволяющие измерить и сравнить основные характеристики предприятия (обеспеченность ресурсами, инновационная активность и т.п.). Стратегический анализ динамических взаимосвязей в бизнес-системе позволяет выявить соответствие потенциала организации потенциалам рынков снабжения и сбыта.
Взаимодействие элементов бизнес-системы связано с возникновением потоковых процессов, которые должны быть проанализированы для определения факторов их эффективности. Оценка входных потоков по мощности проводится с целью выявления «узких мест» в бизнес-системе и определения достаточности уровня запасов, а также уровня обслуживания, предлагаемого поставщиками (время выполнения заказов, стабильность поставок, доля задержанных заказов, число случаев дефицита в результате задержки поставок). Стоимостной анализ входных потоков включает в себя определение затрат на осуществление операций с этими потоками. Основным методом потокового анализа является моделирование. В ходе стратегического анализа условий и факторов организационно-экономического кризиса целесообразно при исследовании бизнес-процессов использовать имитационную динамическую модель, которая не только позволяет оценить показатели потоков в бизнес-системе в будущем периоде, но и спрогнозировать кризисные тенденции.
В заключение стратегического анализа должна быть проведена оценка условий и факторов конкурентоспособности организации. Конкурентоспособность организации, согласно определению, данному в работе [1, с. 62], представляет собой его «возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка», она является результатом успешного функционирования и одновременно условием дальнейшего развития. Для оценки условий и факторов конкурентоспособности организации может быть использована система многоуровневого оценивания на основе квалиметрического подхода, которая включает в себя показатели оценки организационного потенциала, потенциала рынков снабжения и сбыта, степени нестабильности внешних условий бизнеса.
Методическая модель, представляющая собой набор процессов, методов и средств (способов, инструментов и механизмов) исследования, соответствующая перечисленным задачам стратегического анализа в условиях экономического кризиса, представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Методическая модель стратегического анализа
Этапы стратегического анализа |
Методы и средства анализа |
Отчетные документы |
Определение стадии организационного жизненного цикла и уточнение задач стратегического анализа | Анализ динамики продаж
Матрицы для определения задач стратегического анализа при различных сочетаниях жизненных циклов отрасли, рынка и организации |
Справка о динамике объема продаж предприятия
|
Ситуационный анализ отрасли, рынков снабжения и сбыта | Модель «5 сил»
Ресурсная модель анализа отрасли Карта структуры рынка Методы анализа рыночных сегментов Карта позиционирования |
Аналитическая справка о текущем состоянии отрасли, рынков снабжения и сбыта предприятия |
Анализ проблем и перспектив развития отрасли, ресурсных рынков, рынка сбыта и его сегментов, конкурентный анализ | Методы прогнозирования объема продаж
Модель жизненного цикла отрасли Карта стратегических групп конкурентов Цепочка создания стоимости STEP-анализ |
Аналитическая справка об уровне потенциала рынков снабжения и сбыта |
Оценка возможностей организации по преодолению кризиса | Методы финансового анализа
Экономико-математическое моделирование Опрос руководителей функциональных служб Матрицы «Потенциала рынка сбыта – потенциал развития предприятия», «Потенциал рынка снабжения – потенциал развития предприятия» |
Справка о результатах анализа и оценки соответствия потенциала предприятия потенциалам рынков снабжения и сбыта |
Анализ потоковых процессов в бизнес-системе | Стоимостной анализ входных и выходных потоков
Оценка качества входных и выходных потоков Имитационное динамическое моделирование |
Справка об оценке потоковых процессов в бизнес-системе предприятия |
Оценка условий и факторов эффективности организации | Система многоуровневого оценивания на основе квалиметрического подхода
Матрица стратегических решений |
Заключение о направлениях стратегического развития |
Реализация предлагаемой методической модели позволяет в полной мере решить задачи стратегического анализа в условиях экономического кризиса и сформировать основу для принятия эффективных стратегических решений, направленных как на смягчение последствий макроэкономической нестабильности, так и на обеспечение условий для формирования и реализацию устойчивых конкурентных преимуществ. Подобный стратегический подход к антикризисному управлению обеспечивает выживание организации в краткосрочном периоде и позволяет заложить основу для успешного организационно-экономического развития в будущем.
Список литературы:
- Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. – 256 с.
- Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Издательство «Финпресс», 2001. – 240 с.
- Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000. – 336 с.
- Фомченкова Л.В. Стратегическое позиционирование бизнеса в условиях экономического кризиса // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 2. С. 33-38.[schema type=»book» name=»ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА» author=»Фомченкова Лариса Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-29″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]