Введение. Гостиничный бизнес в Таджикистане имеет определенные особенности, связанные с характером труда в гостиничной индустрии, видом услуг, со структурой продукта, соотношении спроса и предложения, формами продаж и т.д. Сегодня индустрия гостеприимства как совокупность предприятий сферы обслуживания и других организаций работает в условиях жесткой конкуренции, отвоевывая как национальный, так и международный рынки. Рыночные преобразования в Таджикистане, сопровождавшиеся приватизацией собственности и появлением новых структурных единиц, должны были привести к повышению уровня конкуренции между субъектами национальной экономики. Таким образом, на рынке гостиничных услуг Таджикистана появились частные предприятия, и все они в процессе развития конкуренции стали бороться за потребителя.
Анализ последних исследований и литературы. Вопросами гостиничного бизнеса занимались ученые: Рентч М.С.[6], изучал основы менеджмента в гостиничном бизнесе; Одинаева Х.О[5], рассматривала вопросы экономики и организации туристично-гостиничного предпринимательства; Ойхман Е.Г. [3], Каюмова Ю.В. [1], Козлова Т. [1], занимались вопросами внедрения компьютерных технологий в туризме; Юрьев А.П[8]. рассматривал возможности организация туристической и гостиничной деятельности.
Цель исследований, постановление проблемы. Определить и проанализировать основные проблемы, с которыми сталкивается гостиничный бизнес в Таджикистане, и предложить возможные пути их решения.
Материалы исследований. К основным препятствиям развития таджикского гостиничного хозяйства, требующих устранения относятся:
- Недостаточное количество гостиниц вследствие значительных барьеров входа на рынок гостиничных услуг Таджикистана. В Таджикистане не хватает около 70 четырех и пяти звездных отелей (7 тыс. номеров) и 400 тыс. номеров в гостиницах низшей категории. Показатель обеспеченности гостиницами (количество гостиничных мест на 1000 человек) в Таджикистане низкий (при норме 10 мест на 1000 человек в Таджикистане всего 2,9 гостиничных места), для сравнения: в Москве — 9,3; в Санкт-Петербурге — 6,4; в Париже — 38,4; в Вене — 25,6. Все это препятствует развитию гостиничного хозяйства, входу на рынок известных гостиничных операторов и созданию национальных гостиничных сетей, которые могут обеспечить надлежащий уровень услуг требовательным туристам со всего мира.
- Несоответствие цен уровню качества гостиничных услуг. Стоимость проживания в таджикских гостиницах в 2-3 раза превышает стоимость проживания в гостиницах аналогичного уровня стран Европы. Это обусловлено ненадлежащим государственным регулированием этой сферы (отсутствует государственный орган по учету гостиниц и других заведений, размещению, регулированию и контролю над их деятельностью), и низким уровнем дифференциации гостиничных услуг (слаборазвитая сеть хостелов, мотелей, кемпингов, пансионатов и др.).
- Отсутствие развитой и официально учтенной сети альтернативных средств размещения экономического класса (хостелов, малых и мини-отелей, апартаментов). Частично удовлетворить спрос на места размещения могли бы малые отели, апартаменты и пансионы, стоимость проживания в которых значительно ниже. Однако сеть хостелов в Таджикистане развита недостаточно, функционирует только 17 хостелов (в Европе официально зарегистрировано 18 тыс. хостелов, из них 4,5 тыс. объединены единой системой бронирования).
- Низкий уровень конкуренции на гостиничном рынке вследствие отсутствия корпоративных стандартов управления качеством гостиничных услуг. Таджикский гостиничный рынок характеризуется неудовлетворенным спросом и ограниченным предложением, как со стороны иностранных гостиничных сетей, так и со стороны Таджикских отельеров.
- Недостаточное количество и ненадлежащий уровень подготовки кадров для гостиничного хозяйства. Сегодня в Таджикистане в туризме фактически работает 35 тыс. человек, еще 120 тыс. человек — в гостиницах и других заведениях размещения.
- Ограниченность практики использования электронных и автоматизированных систем бронирования гостиничных номеров и новейших технологий в процессе осуществления обслуживания в гостиницах и других заведениях размещения.
- Проблема загруженности и содержания гостиниц и других заведений размещения. Несмотря на то, что в Таджикистане существует неудовлетворенный спрос на гостиничные услуги, количество средств размещения, которая запланирована для введения в эксплуатацию значительно больше, чем требует таджикский туристический рынок на данном этапе развития.
Результаты исследований. Эффективность гостиничных сетей и наличие значительного количества гостиниц высокого класса, обязательными атрибутами которых является высокопрофессиональный и гостеприимный персонал, современная инфраструктура, система безопасности и т.д., является одним из факторов, что значительно влияет на развитие туристической индустрии.
В городах Таджикистана предлагается широкий выбор отелей — от пятизвездочных с высоким уровнем сервиса до дешевых. Однако среди всех номеров гостиниц только около 5% отвечают международным стандартам. При этом стоимость гостиничных услуг часто оказывается выше, чем среднеевропейская, а уровень обслуживания значительно ниже. Необходимо также учесть, что загрузки гостиниц всех категорий составляет около 60%, а в сегменте четыре и пять звёзд иногда достигает 72%[13].
Быстрое развитие технологий строительства, появление новых строительных и отделочных материалов, введение электроники и компьютерной техники, интерактивных технологий, с одной стороны, и рост глобальных путешествий и туризма разного уровня, разнообразие туристического спроса, обострение конкуренции между отелями и поиск новых сегментов рынка, изменение собственно философии обслуживания — с другой, возродили к жизни современные тенденции развития всемирного гостиничного хозяйства, среди которых:
- распространение интересов гостиничного бизнеса на продукты и услуги, которые ранее предоставлялись предприятиями других отраслей;
- экологичность гостиничных услуг;
- усиление специализации гостиничного бизнеса, позволяет четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков;
- глобализация и концентрация гостиничного бизнеса;
- персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;
- широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий, что позволяет проводить глубокую и системную экономическую диагностику;
- концептуализация деятельности;
- внедрение новых технологий в деловую стратегию гостиничных предприятий, в частности широкое использование сети Интернет с целью продвижения гостиничных продуктов и услуг.
Сейчас в гостиницах предлагается большое количество услуг, предоставляемых различными заведениями питания и быта, фитнес — и спа-центрами, салонами красоты. Обычно в отелях существуют танцзалы, музыкальные и тематические салоны, спортивные площадки и корты, залы для конференций, переговоров, бизнес-центры, помещения для постоянной индивидуальной работы гостя, выставочные и универсальные залы, торговые заведения разных направлений.
Экологизация гостиничного продукта в настоящее время приобретает большое значение в связи с необходимостью сохранения окружающей среды, ростом спроса туристов на экологически безопасные услуги и товары. Отели пытаются использовать экологически безопасные материалы в интерьере и оборудовании, практиковать «безотходные» технологии, предлагать гостям специальное белье «для аллергиков», экологически чистые продукты и напитки в ресторане. Для некоторых отелей экология превратилась в концепцию их деятельности. Например, гостиничная группа Inter Continental анонсировала первый «абсолютно» экологический отель. Отели бренда Innovation Hotel используют для своей инфраструктуры только солнечную энергию, а также постоянный объем воды, которая после употребления очищается и снова попадает в водопровод. Ветряки обеспечивающие необходимое количество электричества для удовлетворение потребностей гостиниц[10]. Небольшие парки, расположенные на крыше, помогают сохранить помещение прохладным в жаркие месяца и защитить от холода зимой. Сегодня в мире насчитывается около 4 тыс. отелей, которые в тот или иной образом пытаются снизить уровень вреда окружающей среде. Среди них выделяется отель Inter Continental Thalasso Spa на Бора-Бора, который специальными водозаборными системами поднимает из глубин океана почти ледяную воду и используют ее для охлаждения помещений, а также Inter Continental Willard в Вашингтоне, который применяет электрическую энергию только ветряных электростанций[11].
В последнее время, наряду с традиционными полносервисними отелями и ресторанами, все больше стали появляться специализированные предприятия с сокращенным набором предоставляемых услуг.
Специализация предприятий бывает самой разнообразной. Отели могут ориентироваться на обслуживание представителей определенного сегмента туристического рынка: например, на клиентов, которые посвящают свой отпуск игре в гольф, катанию на лыжах, конным турам, или туристов, которые выезжают на конгрессы, выставки, ярмарки.
Представляет интерес зарубежный опыт регулирования регионального развития сферы гостеприимства, ведь именно в регионах размещены туристические и рекреационные ресурсы, вырабатывается и потребляется туристический продукт, создаётся определенный имидж не только отдельной местности, но и страны в целом. На региональном (мезоэкономическом) уровне развития туризма во многих странах действуют соответствующие органы центральной исполнительной власти (например, Совет туризма в регионах Италии и Австрии, региональные управления по туризму Великобритании, региональные туристические ассоциации в Германии и т.д.). Они решают вопросы лицензирования и сертификации услуг, координируют местные и национальные инициативы, создают привлекательный туристический имидж региона.
В контексте решения вышеуказанных проблем подготовки гостиничного хозяйства представляется целесообразным предусмотреть следующие мероприятия:
- Разработать организационно-экономические меры стимулирования развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая привлечение иностранных специалистов в учебный процесс, развитие «дефицитных» специальностей на гостиничном рынке.
- Учесть в документах стратегического планирования подготовки, организации размещения следующие меры: 1) прогнозирование ожидаемого количества туристов; 2) диверсификации средств размещения туристов (отели, хостелы, усадьбы зеленого туризма и туристические базы в рекреационных зонах прилегающих к городу); 3) разработки специальных экономических режимов для привлечения национальных инвесторов в развитие сети хостелов; 4) внедрение электронных информационных и автоматизированных систем бронирования мест в гостиницах, современных технических средств обслуживания в гостиницах.
- Для окупаемости государственных и частных инвестиций в объекты инфраструктуры, в том числе объекты гостиничного хозяйства, целесообразно уже на современном этапе брать пример с Польши и искать возможности реализации в 2015-2017 годах других масштабных мероприятий с целью эффективного использования нововозведённых гостинично-туристических объектов.
- Для решения проблемы загруженности гостиниц и других заведений размещения, Государственной службе курортов и туризма Таджикистана целесообразно:
а) взять под контроль разработку туристических маршрутов и туристических продуктов, и осуществлять их продвижение на международном уровне;
б) разработать стратегию выхода таджикского туризма на международный рынок, которая обязательно предусматривала бы создание туристических представительств Таджикистана за рубежом;
в) в 2015 году начать поиск контрактов на проведение массовых спортивных и культурных мероприятий международного уровня в Таджикистане.
- С целью создания надлежащей конкурентной среды на гостиничном рынке Таджикистана органам государственной власти целесообразно взвешенно подойти к вопросу привлечения иностранных инвестиций (особенно со стороны известных гостиничных операторов) в создание гостиниц и гостиничных сетей, больше внимания уделить экономическому и налоговому поощрению национальных инвесторов в направлении создания национальных гостиничных сетей.
- С целью выведения из «тени» неучтенных средств размещения (малых и микро-отелей, апартаментов) создать благоприятные условия для легализации их деятельности, сформировать реестр таких учреждений и законодательно закрепить их существование, требования к функционированию и необходимых процедур (сертификация, стандартизация и др.).
Выводы. На основании рассмотренного теоретического и практического материала можно сделать вывод, что гостиничный бизнес Таджикистана находится в критическом положении. Существует множество проблем в таджикском гостиничном бизнесе связанных в первую очередь с переходом Таджикистана к рыночной экономике. Однако, существует четкий план и рекомендации по улучшению гостиничного бизнеса в Таджикистане, которых следует придерживаться государству и таджикским отельерам.
Исследуя современное состояние гостиничного хозяйства в мире, неоспоримым следует признать тот факт, что во многих странах мира индустрия гостеприимства давно сформировалась и стабильно развивается, имея материальную базу и обеспечивая работой миллионы людей, что, безусловно, положительно влияет на экономику отдельного государства. Сегодня гостиничное хозяйство во всем мире развивается на индустриальной основе и является отраслью экономики, которая обеспечивает значительные валютные поступления благодаря распространению иностранного туризма. По результатам проведенного анализа можно выделить следующие основные направления развития гостиничного бизнеса:
- углубление специализации и концептуализации гостиничных заведений;
- образование международных гостиничных цепей и консорциумов под влиянием глобализации;
- персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;
- диверсификация услуг;
- внедрение в индустрию гостеприимства информационных компьютерных технологий.
Перспективами дальнейших исследований является всестороннее изучение, анализ и использование всех резервов повышения качества обслуживания и конкурентоспособности гостиничных комплексов Таджикистана путем внедрения положительного зарубежного опыта развития предприятий сферы гостеприимства.
Список литературы:
- Каюмова Ю.В. Государственное регулирование развития гостиничного хозяйства: проблемы и перспективы / Ю. В. Каюмова Н.К // Наук. Вестн. — 2009. — № 3. — С. 29-36.
- Козлова Т. «Лицо» сетевых отелей / Козлова // Новости турбизнеса. — 2005. — № 22. — С. 23.
- Ойхман Е.Г.Управление современным гостиничным комплексом учеб. пособие. / Е. Г. Ойхман, А. А. Змиева, Г. А. Зиновьев, Е. В. Самарцев, А. А. Гаца; под ред. С .И. Дорогунцова. — М.: Лира-К, 2005. — 156 с.
- Нечаюк Л. И. Гостинично-ресторанный бизнес: менеджмент: учеб. пособие. / Л. И. Нечаюк, Н. А. Нечаюк. — М.: ЦУЛ, 2009. — 344 с.
- Одинаева Х.О Экономика и организация туристско-гостиничного предпринимательства: учеб. пособие. / Х.О. Одинаева — К.: ЦУЛ, 2007. — 344 с.
- Рентч М. С. Преимущества брендирования отелей / М. С. Рентч // Гостиничный и ресторанный бизнес. — 2008. — № 3. — С. 48-50.
- Цёхла С. Ю. Экономические основы курортной индустрии и перспективы развития / С. Ю. Цёхла // Ученые записки ТНУ им. В. И. Вернадского. Серия: Экономика. — 2008. — Т. 21 (60). — № 1. — С. 286-294.
- Юрьев А. П. Формирование цены и ценовой политики на предприятиях туристического бизнеса: монография / А. П. Юрьев, К. В. Ермилова; Институт турист. бизнеса., 2004. — 200 с.
- Australian International Hotel School- Curriculum Outline
- Baum T. Managing Human Resources in the European Tourism and Hospitality Industry. A Strategic approach.- UK: International Thomson Business Press, 1996.- 281 p.
- Cambridge Marketing College. Short Course Prospectus 1998-99.- UK: Cambridge Marketing College.- 32 p.
- Choy D. The Quality of Tourism Employment // Tourism Management.- 1995.-Vol. 16.- P. 129-137.
- Таджикистан. Страны мира. type=»book» name=» ДЕТЕРМИНАНТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ ТАДЖИКИСТАНА» description=»В работе были представлены и проанализированы основные проблемы гостиничного бизнеса в Таджикистане. Описаны барьеры, которые стали на пути развития Таджикского малого и среднего бизнеса в гостиничных комплексах после перехода страны к рыночной экономике. Проанализирован опыт развитых и развивающихся стран для формирования предложений по дальнейшему развитию сферы гостеприимства Таджикистана и повышения его конкурентоспособности в условиях интеграции таджикской экономики в мировое хозяйство.» author=»Кадырова Махира Ишановна, Курбонов Ёрмахмад» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]