Предпринимательство играет значительную роль в развитии экономики и страны, и региона. Оно влияет на формирование среднего класса, что является не менее важным в нашей стране, поскольку многие исследователи ведут дискуссии о том, существует ли средний класс в России.
Прежде чем рассмотреть сущность государственной поддержки в сфере развития предприятий малого и среднего бизнеса, обратимся к понятию государственной политики в этой сфере. Государственная политика в данной области представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, которые осуществляются органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти местного самоуправления.
Также существует несколько подходов к определению сущности государственной поддержки в области малого и среднего предпринимательства. Выделяются традиционный, социально-политический, системный и институциональный подходы [1]. При традиционном подходе государственная поддержка понимается как совокупность мероприятий, направленных на поддержку развития предприятий. Социально-политический подход определяет малое предпринимательство как политическую силу, а государственную поддержку – как способ привлечение этой силы на свою сторону. Системный подход рассматривает государственную поддержку как множество взаимосвязанных элементов. При институциональном подходе считается, что каждое направление государственной поддержки несет в себе институции, то есть правила взаимодействия государства и малого бизнеса. Таким образом, все эти направления с разных сторон характеризуют такое понятие, как государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.
Для того чтобы осуществить эффективную поддержку малого предпринимательства, необходимо: формирование правовой среды, которая обеспечит беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства, финансовое обеспечение государственной поддержки малого предпринимательства, формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность необходимых услуг и ресурсов, а также повышение эффективности деятельности органов государственной власти [2]. Поэтому элементами структуры государственной поддержки являются: нормативно-правовая база, финансовая поддержка, снижение административных барьеров, программы поддержки малого бизнеса, конституциональная поддержка и другие виды поддержки. Нашей задачей является рассмотрение нормативно-правовой базы поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
Федеральный закон от 24 июня 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательств в Российской Федерации» устанавливает обязанность государственных органов власти содействовать развитию предприятий малого и среднего бизнеса. Данный Федеральный закон также закрепляет основные цели и принципы государственной поддержки. Остановимся подробнее на данном вопросе.
К целям государственной поддержки в сфере малого и среднего предпринимательства относятся: развитие малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды; обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и увеличение конкурентоспособности, оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении товаров на рынок. А также увеличение количества субъектов, участвующих в предпринимательской деятельности; обеспечение занятости населения; увеличение доли производимых товаров в объеме валового внутреннего продукта; увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов [3].
К основным принципам, на которых должна строиться вся государственная система поддержки в области развития малого и среднего предпринимательства, относятся: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства; доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов к участию в соответствующих программах. А также оказание поддержки с соблюдением требований, устанавливаемых Законом о защите конкуренции; открытость процедур оказания поддержки [4]. Итак, мы видим, что законодательная основа государственной поддержки малого и среднего бизнеса достаточно разработана.
Проблема развития малого и среднего предпринимательства поднимается и субъектами Российской Федерации. В Республике Башкортостан действует программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Данная программа рассчитана на период от 2013 по 2018 год, реализуется без деления на этапы и имеет ряд подпрограмм. По этой программе, главными целями деятельности Правительства РБ в области развития малого и среднего предпринимательства является совершенствование системы государственной поддержки бизнеса и создание благоприятных условий для его развития в республике.
Предложениями по ключевым направлениям работы в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Башкортостане являются: анализ и мониторинг ситуации с развитием субъектов малого и среднего предпринимательства; обучение предпринимателей с начинающих до топ-менеджеров, организация доступных консультаций по вопросам предпринимательства, интенсификация всех каналов информирования предпринимателей; популяризация и повышение имиджа занятия предпринимательством; определение и создание «точек доступа» по отраслям народного хозяйства и поддержка ключевых направлений. Также развитие социального предпринимательства, привлечение субъектов малого предпринимательства к реализации социальных проектов; улучшение рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства на внутрирегиональном, межрегиональном и международном рынках. Не менее важное — создание благоприятных условий для взаимодействия между крупным и малым бизнесом посредством развития субконтрактации и аутсорсинга, координация и поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства [5].
Также в задачи государственной программы входят: увеличение финансового результата от всех видов предпринимательской деятельности и др.
Рассмотрим развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в республике.
Год | Малый бизнес | Микропредприятия | Средний бизнес | ИП | Всего |
2012 | 5442 | 33457 | 282 | 102597 | от 140 тыс. |
2013 | 5067 | 35768 | 297 | 87075 | от 128 тыс. |
2014 | 5098 | 35768 | 314 | 87999 | от 129 тыс. |
Таблица 1. Характеристика состояния малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан [6].
Таким образом, мы видим, что существует необходимость в создании благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в республике, поскольку общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с 2012 г. значительно уменьшилось.
Поэтому, поднимая данную проблему, Республика Башкортостан является инициатором и организатором первого международного форума малого и среднего бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС, который прошел 21-23 октября 2015 года в Уфе. Официально зарегистрировались более 1500 участников. К ним относятся представители Бразилии, Индии, Китая, ЮАР. Также представители Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и 51 региона России. Представители из Белоруссии, Афганистана, Пакистана, Великобритании, Канады. А также из Турции, Уганды, Италии, Сербии, Австрии, Мальты, Монголии и Украины [7].
Одними из главных вопросов форума являются совершенствование законодательной и финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства, привлечение инвестиций, а также увеличения числа совместных бизнес проектов.
Модераторами дискуссионной панели являлись Сазонов Дмитрий Валерьевич, председатель комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ, и Толкачев Константин Борисович, спикер Государственного Собрания – Курултая Башкортостана.
Многие деятели выступили со своими докладами. К примеру, Давлетов Р.Р., Руководитель управления регионального развития и международных отношений Агентства стратегических инициатив, выступил с докладом «Государственная поддержка МСП в России: Роль АСИ», в котором он подчеркивал, что ведется активная работа по снятию административных барьеров в муниципальных образованиях, а также по тиражированию лучших практик по поддержке бизнеса на конкретных территориях, он отметил, что России было бы полезно изучить опят создания «единого окна» поддержки малого и среднего предпринимательства.
Были озвучены такие доклады, как «Роль бизнес объединений в совершенствовании регулирования предпринимательской деятельности в России» (Палагина А.Н., директор Департамента предпринимательства и услуг Торгово-промышленной палаты РФ). Также «Государственная стратегия развития малого и среднего бизнеса и механизмы государственного регулирования и стимулирования предпринимательства» (Сазонов Д.В., председатель комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ). Помимо этого, озвучен следующий доклад: «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам группы компании ПАО «Россети» (Кириленко И.В., Начальник отдела планирования, контроля и методологии закупочной деятельности ПАО «Россети») и др.
В итоге, решения данного форума помогут выработать пути к решению проблемы развития малого и среднего предпринимательства на международном уровне, что имеет огромное значение.
Литература
- Проблемы развития ремесленничества, малого и среднего бизнеса и среднего класса: монография / О. В. Комарова, Т. А. Саламатова, Д. Е. Гаврилов. Екатеринбург, 2012. (123 – 128 С.)
- Госсми.ру. Достоверный источник информации. Государственная политика в сфере малого предпринимательства. URL:
- Ст. 6 Федерального закона 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/12154854/
- Ч.1 ст. 14 Федерального закона 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/12154854/
- Пункт 2 Постановления от 20 июля 2012 г. N 249 «О государственной программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» (в ред. Постановления РБ от 01.04.2015 N 110). URL:
- Пункт 1 Постановления от 20 июля 2012 г. N 249 «О государственной программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» (в ред. Постановления РБ от 01.04.2015 N 110). URL:
- Саммиты ШОС и БРИКС. АНО «Офис-группа ШОС БРИКС «Уфа 2015». URL: type=»book» name=»ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН» description=»В данной статье рассмотрена сущность и структура государственной поддержки в сфере развития малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан. Поднимается проблема развития малого и среднего предпринимательства.» author=»Самигуллина Айгуль Фидусовна, Хайрутденова Диана Рафилевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-23″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]