Начиная с этапа индустриализации, развитие народного хозяйства в России шло путем создания предприятий – гигантов, которым государство предоставляло дотации на улучшение их условий хозяйствования. Небольшим же предприятиям России была отведена второстепенная роль.На протяжении десятилетий гигантские промышленные предприятия в силу естественных условий хозяйствования имеющих концентрацию производства, как на макро и микро уровнях превратились в монополистов, не знающих конкурентов на внутреннем рынке.В современной парадигме господство крупных корпораций повлекло за собой сложную структуру финансово-экономических взаимоотношений на региональном уровне.Здесь необходимо учитывать то, что в экономической системе региона происходят процессы, которые принципиально невозможно объяснить, исходя лишь из принципа естественного притяжения к более низким ценам, в том числе:
— формирование соответствующего (мезо- уровневого) звена вертикали государственной власти;
— определение вектора региональной социально-экономической политики;
— создание современной финансовой «надстройки» над рынками реального сектора и др.
Реальный сектор в России уже давно разделился на два сектора: конкурентоспособные экспортоориентированные сырьевые предприятия и доживающая последние дни остальная экономика.
Выделив силу концентрированного звена финансово-экономической власти, мы можем указать на естественные ограничения либерального (неоклассического) подхода к устойчивому развитию региональных экономических систем. В качестве ограничений выступают такие объективные обстоятельства, присущие организации хозяйственного пространства России как монополизация локальных рынков.
Сложившаяся система взглядов ведущих Российских экономистов и совокупность их методов исследования привели к единому мнению:то, что хорошо для США или европейской страны, оказывается совершенно неэффективным для стран с неустановившейся рыночной экономикой или огромным хозяйственным пространством, наподобие России. В таком пространстве, субъекты которого ориентированы на добычу и первичную переработку природных ресурсов, необходимо учитывать еще и мощное воздействие фактора монополизации хозяйственной жизни.
А. Киргуев следующим образом характеризует основные последствия воздействия фактора монополизации:
— монополизация снижает эффективность рыночного саморегулирования хозяйственной системы и повышает роль экономической власти; контроль над монополиями предполагает наличие мощной вертикали государственной власти, без которой он оборачивается пустой формальностью;
— господство крупных корпораций предполагает формирование в их внутренней структуре мощного механизма экономической власти, на основе которого строится разветвленная система управления; этот же механизм лежит в основе сближения и переплетения воспроизводственных процессов участников региональной экономической системы;
— взаимодействие монополии и конкуренции порождает качественно новые, неценовые формы конкурентной борьбы, в том числе: конкуренцию качества, конкуренцию сетей распределения, конкуренцию между участниками диффузии инноваций и др. При этом новые формы конкуренции видоизменяют не только конфигурацию рынка, но и способы организации хозяйственного пространства. Указанное изменение происходит на основе взаимодействия сил дифференциации и интеграции;
— современный рынок жестко контролируется и разделяется крупными корпорациями, то есть, реорганизуется на основе нескольких центров силы; тем самым в поле рыночного взаимодействия появляется вторая сила притяжения, противостоящая силе ценового равновесия – сила концентрированной экономической власти. Отметим, что комбинация данных сил объективно лежит в основе взаимодействия участников хозяйственного пространства региональной экономической системы[1].
Поскольку силе ценового притяжения объективно противостоит сила экономической власти крупных корпораций, то взаимодействие двух и более сил притяжения в едином хозяйственном пространстве нуждается, по крайней мере, в согласовании.
Пространство региона можно представить в виде структурно сложного, многофункционального и, вместе с тем, локального рынка, на котором совершаются трансакции. При этом каждый такой локальный рынок стремится к эффективному самоутверждению в условиях расширения рыночного пространства, обусловленного глобальной интеграцией экономических отношений. Отсюда – стратегическая задача любой региональной системы — обеспечить наиболее высокую мировую рыночную оценку своих экономических результатов, то есть, свою конкурентоспособность. Для этого и востребованы ресурсы государственного регулирования.
Выделим в данном отношении крупные вертикально интегрированные корпорации современной России – «Газпром», «Роснефть», «РЖД» и др. Однако вхождение таких корпораций в хозяйственное пространство края чревато формированием зависимости ресурсных баз, факторов производства и инфраструктуры от их воспроизводственных процессов. Поэтому Краснодарский край нуждается в специальных инструментах защиты от указанной угрозы – например, в заключение специальных договоров о стратегическом взаимодействии между региональной экономической системой и крупной корпорацией-инвестором.
Следует отметить, разработчики стратегии развития Краснодарского края не вполне определили конкретную стратегическую траекторию развития региона, т.е. не идентифицировали по крайне мере два аспекта:
— применяемую стратегию развития вертикально интегрированной корпорации;
— предлагаемую стратегию развития вертикально интегрированной корпорации.
Под конкретной стратегической траекторией в современной финансовой парадигме необходимо понимать преемственность последовательно применяемых стратегий развития Краснодарского края и стратегию развития вертикально интегрированной корпорации.
Однако как определить такую траекторию? Определенные оценки ее можно дать, опираясь на следующие «опорные точки»:
— формируя последовательно применяемые стратегии, администрация края руководствовалась принципом соответствия стратегической цели и направлений развития края целям и приоритетам Правительства Российской Федерации. Получилось, что региональная стратегия во многом скопирована со стратегии развития национальной экономики, что обусловливает ее неадекватность мезо- уровню;
— разработчики исходили из стандартных вариантов стратегий, которые применялись в благополучный экономический период и ни в коей мере не могут противостоять силе экономической власти крупных корпораций;
— в рассматриваемой стратегии даже не упоминается возможность вхождения в рецессию или депрессию; процесс развития проектируется, как безостановочное восхождение.
Однако это лишь часть субъективной оценки предлагаемой траектории развития региона.
Глобальный финансовый кризис инициировал оживление договорной деятельности региональных властей. В частности, за последний год заключены среднесрочные соглашения о создании условий для эффективного сотрудничества с ОАО «РОСНО», ОАО «Россельхозбанк», Сбербанком России в интересах развития Краснодарского края. Однако эти соглашения неправомерно квалифицировать, как стратегические – они не выходят за пределы одного-двух лет, а также не корреспондируются с действующей стратегией развития края[2].
Необходимо отметить, что монополия господства крупных корпораций способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке. Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он, добившись своей цели, начинает господствовать на рынке.
Устойчивая монополия свойственная крупным объединениям предпринимателей, захватила главные позиции в производстве и реализации отдельных видов продукции края (имеют крупнейшие предприятия, захватили рынки сбыта изделий и др.).
Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как «государственный монополизм», складывалась под воздействием следующих основных факторов:1. Наличие административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизованном перераспределении большой доли дохода, в назначении «сверху» хозяйственных руководителей.2. Концентрация и специализация производства. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения выпускали предприятия, на каждом из которых было занято, только в Краснодарском крае свыше 5000 рабочих. Развитие российской экономики в 21 веке определится тем, насколько будут развиваться крупные корпорации, способные выдержать международную конкуренцию. И чем меньших успехов они добьются, тем меньше останется шансов всех остальных типов предприятий.
Выживут только крупные корпорации. И выживут лишь банки их обслуживающие.
Использование преимуществ монополизма и ослабление их негативных последствий в современной финансово-экономической системе региона является основной ключевой задачей.
Список литературы
- Строгонова Е.И. Взаимодействие территориальных экономических систем и крупных корпораций. Социально-экономический ежегодник. Краснодар, 2011. С 162-167.
- См.: Киргуев А.Т. Указ. соч. С.40-41.
- См.: Соглашения с административно-территориальными образованиями и структурами.
- VI Международный экономический форум «Кубань-Берлин».
[1] См.: Киргуев А.Т. Указ. соч. С.40-41.
[2] См.: Соглашения с административно-территориальными образованиями и структурами. VI Международный экономический форум «Кубань-Берлин». type=»book» name=»ГОСПОДСТВО КРУПНЫХ КОРПОРАЦИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ» description=»Поскольку силе ценового притяжения объективно противостоит сила экономической власти крупных корпораций, то взаимодействие двух и более сил притяжения в едином хозяйственном пространстве нуждается, по крайней мере, в согласовании. В тексте статьи обоснованно показана проблема функционирования экономики многофункционального и, вместе с тем, локального рынка, на котором совершаются трансакции. При этом каждый такой локальный рынок стремится к эффективному самоутверждению в условиях расширения рыночного пространства, обусловленного глобальной интеграцией экономических отношений. Стратегическая задача любой региональной системы — обеспечить наиболее высокую мировую рыночную оценку своих экономических результатов, то есть, свою конкурентоспособность. Для этого и востребованы ресурсы государственного регулирования.» author=»Строгонова Евдокия Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]