На отечественном рынке продаж автомобилей вовсю разрастается экономический кризис. Девальвация отечественной валюты, инфляция и падение реальных доходов населения, привели к тому, что продажи новых автомобилей в России очень сильно упали, и, каждый следующий месяц 2015 года, лишь подтверждает наметившуюся, негативную тенденцию. По итогам года, эксперты прогнозируют, что падение отечественного рынка произойдет в диапазоне от 30 до 40%. Следствием этого явится исчезновение с рынка огромного количества дилеров.
Но, несмотря на столь пессимистичные прогнозы, сложившаяся ситуация, на наш взгляд, является оптимальной для отечественных производителей автомобилей и комплектующих к ним. Важно только не упустить сложившуюся конъюнктуру на рынке и использовать ее на развитие своих производств и технологий.
В связи с вышесказанным, одна из основных задач, стоящих перед отечественными автопроизводителями, а также предприятиями, задействованными в сфере создания автомобилей — это инновационное развитие своего производства, в основе которого будет лежать постоянное создание и внедрение современных технологий, научных достижений и разработок. Причем, жизненно необходимым является то, что инновационные технологии, пусть будут на начальном этапе не отечественными, но, со временем обязательно должны стать российскими. В качестве примера подобного развития, стоит привести корейских и китайских автопроизводителей, которые уже прошли путь копирования и встали на путь создания и внедрения собственных новейших достижений науки и техники. То есть, путь инновационного развития.
До тех пор, пока инновационный процесс не станет одной из главных целей развития предприятий отечественной автомобильной промышленности, не следует ожидать успехов в создании высококонкурентоспособного, инновационного отечественного автомобильного транспорта.
В тоже время, необходимо отметить, что успешное осуществление инновационных проектов предприятиями отечественной автомобильной отрасли «зависит прежде всего, от эффективности и конкурентоспособности как отдельных инноваций, так инновационных проектов в целом» [2, с.148].
Под конкурентоспособностью инноваций мы понимаем «способность наиболее полного удовлетворения конкретных потребностей по сравнению с другими аналогичными инновациями или традиционными товарами в течение определенного, достаточного для достижения эффективности затрат на ее создание периода времени на рассматриваемом сегменте рынка» [1, с.127.]
Таким образом, отечественные предприятия автомобильной промышленности должны в своей деятельности ориентироваться не просто инновации, а на конкурентоспособные инновации.
Важным моментом в свете всего вышесказанного, необходимо упомянуть об основном отличии инноваций от традиционных товаров. Это отличие состоит в том, что нововведение может не проявлять себя должным образом какой-то период времени, пребывать, скажем, так, в «скрытом» состоянии. Иначе говоря, инновация обладает латентностью. «Под латентностью инноваций мы предлагаем понимать отдельные свойства нововведения, их сочетание или совокупность, которые могут проявиться в какой-либо период времени при сложившихся условиях и обстоятельствах» [4, с.99]
По нашему мнению, для нашей страны, с учетом огромных запасов природных ресурсов, наиболее перспективным направлением для развития отечественного автопрома, должны стать новые дальнейшие разработки двигателей, которые используют в качестве топлива природный газ.
Рассмотрим плюсы и минусы двигателей, которые работают на бензине, дизельном топливе и природном газе.
Таблица 1
Преимущества и недостатки бензиновых двигателей
Преимущества |
Недостатки |
1. Низкий уровень вибраций и шума
2. Сравнительно большая развиваемая мощность 3. Возможность работы на высоких оборотах без негативных последствий для двигателя 4. Сравнительная дешевизна в обслуживании 5. Относительно хорошая устойчивость к некачественному топливу |
1. Большой расход топлива
2. Максимальная мощность достигается в небольшом диапазоне оборотов 3. Относительно малая долговечность |
Главным недостатком бензиновых двигателей является неэкологичность и большое потребление топлива.
Таблица 2
Преимущества и недостатки дизельных двигателей
Преимущества |
Недостатки |
1. Экономичность
2. Приличное тяговое усилие на низких оборотах 3. Не боится воды 4. Отсутствие системы зажигания 5. Долговечность |
1. Повышенные шум и вибрация
2. Чувствительность топливной системы к некачественному топливу 3. Низкая морозоустойчивость 4. Частая замена масел и фильтров 5. Дорогое обслуживание |
Экономичность и долговечность с одно стороны, и, очень дорогое и частое обслуживание дизельных двигателей с другой.
Таблица 3
Преимущества и недостатки газовых двигателей
Преимущества |
Недостатки |
1. Стоимость топлива
2. Ресурс работы двигателя 3. Экологичность |
1. Высокая стоимость газового оборудования
2. Расход топлива 3. Частая замена воздушных фильтров 4. Частая замена масел и фильтров 5. Дорогое обслуживание |
Необходимо отметить также очень плохо развитую инфраструктуру газозаправочных станций по всей стране.
На наш взгляд, переход к разработке и внедрению газовых двигателей, является насущной необходимостью для дальнейшего развития отечественного автомобилестроения. Кроме того, жизненно необходимы дальнейшие инновационные разработки в данном направлении.
В первую очередь, необходимо осуществить перевод на природный газ двигателей для грузовиков, автобусов , а также автомобилей специального назначения. Это позволит существенно экономить на топливе, а также значительно снизить вредные выбросы в воздушную среду.
В дальнейшем необходимо осуществлять плановый переход к производству легковых автомобилей, двигатели которых также могли бы работать на природном газе.
Для достижения вышесказанного, необходимо сконцентрироваться на разработках газовых двигателей новых поколений, а также на создании инфраструктуры, в которой новые технологии могли бы проявить себя, закрепиться и развиваться дальше. То есть речь идет о том, чтобы скрытые возможности инновационных технологий в газовом двигателестроении смогли в полной мере проявиться и приносить значительный экономический эффект.
Отметим, что важную роль в процессе перевода отечественных предприятий автомобильной промышленности на инновационные рельсы, могут и должны сыграть малые инновационные предприятия. Именно «малое инновационное предпринимательство может быть тем фактором, который способен активизировать рост всей отечественной экономики» [3, с.495].
Таким образом, в условиях экономического кризиса, главная задача отечественных предприятий автомобильной промышленности это не повышение цен на производимую ими продукцию, а прежде всего создание, внедрение и использование инновационных процессов и технологий в собственное производство. Именно ориентирование на инновационный производственный процесс и является для отечественных предприятий ключом к созданию новых автомобильных технологий, продуктов и их комплектующих.
Список литературы:
- Бурлаков В.В. Методические особенности формирования конкурентоспособности инноваций и ее оценки: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М.: РГИИС, 2002
- Бурлаков В.В. Оценка конкурентоспособности инноваций – исходный элемент для осуществления инновационной стратегии. — Известия Московского государственного технического университета МАМИ, 2013, Т.1 № 4(18) – С. 147-152.
- Бурлаков В.В., Дзюрдзя О.А. Оценка конкурентоспособности инноваций – важный этап в деятельности малого инновационного предприятия. – Экономика и предпринимательство. 2014, № 4-2. С. 495-499
- Секерин В.Д., Бурлаков В.В., Горидько Н. Отличительные особенности инноваций от традиционных товаров. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 1. — С. 98-100
- www.gasu.ru[schema type=»book» name=»ГАЗОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА. НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ПУСТАЯ ТРАТА ВРЕМЕНИ И РЕСУРСОВ?» description=»Цель работы состоит в анализе преимуществ и недостатков двигателей, применяемых в отечественном автопроме. Основным методом исследования в работе использован метод сравнительного анализа. В настоящее время, для отечественных предприятий автомобильной промышленности сложились хорошие условия для повышения своей конкурентоспособности. Важно не упустить момент и перейти в своей деятельности к производственному процессу, основанному на инновациях. При этом, необходимо помнить о конкурентоспособности самих инноваций. В результате исследования показано, что в газовые двигатели, по своим характеристикам не уступают бензиновым и дизельным, и необходим широкий переход к их производству и внедрению, а также дальнейшие инновационные разработки в данном направлении.» author=»Бурлаков Вячеслав Викторович, Дзюрдзя Олеся Анатольевна, Кучеренко Наталья Сергеевна» publisher=»басаранвоич екатерина» pubdate=»2017-04-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]