Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. В частности, это касается того, как руководство фирмы воспринимает различные рыночные возможности, какие сильные стороны своего потенциала фирма намеревается задействовать, какие традиции в области стратегических решений существуют на фирме, и т.д. Фактически можно сказать, что сколько существует фирм, столько же существует конкретных стратегий. Однако это никак не означает, что невозможно провести некую типологизацию стратегий управления. Анализ практики выбора стратегий показывает, что существуют общие подходы к формулированию стратегии и общие рамки, в которые вписываются стратегии.
В самом общем виде стратегия — это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к поставленной цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении ее на верхнем уровне управления организацией. Для уровня, находящегося ниже в организационной иерархии, стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством.
Цель работы — исследовать научную литературу и провести SWOT-анализ, выбрать наиболее эффективную стратегию для ООО «Гермес».
Изучив точки зрения различных авторов, построил классификацию стратегий управления, представленную в таблице.
Таблица 1
Понятия и типы стратегий управления организацией
Автор работы | Определение | Классификация |
М. Портер | Чтобы компания могла приносить стабильный растущий доход, ей необходимо достичь лидерства в одной из
трех областей: в продукте, в цене, или узкой рыночной нише |
1.Лидерство в минимизации издержек производства.
2.Специализация в производстве продукции. 3.Фиксация определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. |
М.М. Алексеева | Процесс формирования стратегии заключает в себе три этапа: формирование общей стратегии организации; формирование конкурентной (деловой) | 1.Стратегия стабильности
2. Стратегия роста 3. Стратегия сокращения |
Продолжение табл. 1
стратегии; определение функциональных стратегий фирмы. | ||
С. Виханский | Стратегия организации – это средство достижения желаемых
результатов (целей). |
1.Стратегии концентрированного роста
2.Стратегии интегрированного роста 3.Стратегии диверсифицированного роста |
П. Дойль | Стратегия определяет направление, в котором движется компания, выполняя поставленные задачи | Четыре вида диверсификации:
1) интеграция вперед по технологической цепочке, когда компания «плывет вниз по течению». 2) интеграция назад по технологической цепочке, движение «вверх по течению». 3)концентрическая диверсификация. 4)диверсификация по принципу создания конгломерата. |
Н. С. Казанковой | Стратегия как способ развития ключевых конкурентных преимуществ организаций | 1.Стратегия захвата
2.Стратегия приспособления 3.Стратегия выживания |
К. А. Волкова | В зависимости от фазы цикла и состояния | 1.Стратегия прорыва
2.Эволюционная стратегия |
Продолжение табл. 1
экономики рыночная стратегия может ориентироваться на освоение формирующегося рынка, принципиально новой продукции, реализующей базисные инновации. | (выживания) | |
И. Ансофф | Стратегия как способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней | 1.стратегия проникновения на рынок
2.стратегия развития рынка 3.стратегия развития товара 4.стратегия диверсификации |
Стратегия необходима любой фирме, претендующей на успех, чтобы определить, в каком направлении она будет развиваться. По сути, выбор стратегии означает, что из всех возможных путей развития и способов действия, открывающиеся перед компанией, она выбирает конкретное направление. Хорошо разработанная стратегия — основа повышения конкурентоспособности фирмы, сильной конкурентной позиции и формирование такой организации, которая с помощью совершенствования структуры управления и повышения организационной культуры могла бы успешно работать в жестких рыночных условиях [1].
Наиболее полно, по моему мнению. Понятие стратегия раскрывает С. Виханский: «Стратегия организации – это средство достижения желаемых результатов (целей)».
Любая организация должна уметь разрабатывать наиболее эффективные стратегии. Иначе наиболее распространенной причиной возникновения кризиса является неадекватная оценка перспектив организации, например, завышенные перспективные объемы реализации и недооценка влияния конкурентов.
Рассмотрим классификацию стратегий тех же авторов на примере предприятия ООО «Гермес».
Компания ООО «Гермес» была создана 2003 году и более 10 лет занимается производством стальных дверей. Производство компании включает в себя мощности по изготовлению стальных дверей, а так же обрабатывающее производство для изготовления декоративных панелей. За прошедшие годы продукция «Гермес» снискала популярность у жителей России и ближайшего зарубежья.
Компания изготавливает качественную, красивую и надежную дверь для дома и офиса, а так же специализированные противопожарные двери для учреждений.
Продукция компании «Гермес» прошла сертификацию. Противопожарные двери имеют соответствующие сертификаты и заключения.
Продукция компании ООО «Гермес» поставляется в разные города России: Москва, Нижний Новгород, Ижевск, Кстово, Уральск, Тюмень, Нефтекамск, Киров, Чистополь, Сыктывкар, Екатеринбург, Новосибирск, Октябрьский, Щербинка, Обнинск, Магнитогорск, Владимир, Казань, Бугуруслан, Александров, Павловский Пасад, Сызрань, Сочи, Армавир и т.д.
Таблица 2
Классификация стратегий ООО «Гермес»
Автор | Тип | Обоснование |
1. М. Портер | Фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий фирмы на выбранном сегменте | Отличительным свойством предприятия ООО «Гермес» от других, является производство противопожарных металлических дверей. |
2. М.М. Алексеева | Стратегия роста | Предприятие ООО «Гермес» использует стратегию роста, так |
Продолжение табл. 2
как проникает на новые рынки сбыта продукции. (Челябинск, Омск, Сургут). | ||
3. С. Виханский | Стратегия концентрированного роста | Предприятие ООО «Гермес» выходит на новые рынки сбыта продукции. |
4. П. Дойль | Интеграция назад по технологической цепочки | Ранее предприятие ООО «Гермес» пользовалась услугами сторонних организаций для доставки продукции, а теперь эту функцию взяла на себя. |
5. Н.С. Казанкова | Стратегия захвата | Предприятие ООО «Гермес» использует стратегию захвата, так как увеличивает долю рынка. |
6. К.А. Волкова | Стратегия прорыва | Предприятие ООО «Гермес» занимается развитием и укреплением позиций на уже освоенном рынке, а также модернизирует свою продукцию. (противопожарные двери, двери с кованными рисунками) |
7. И. Ансофф | Стратегия развития рынка | Предприятие ООО «Гермес» растет за счет развития спроса на новых рынках |
Для разработки стратегии необходимо изучить все возможности, угрозы, сильные слабые стороны. Следовательно, необходимо составить SWOT-анализ.
Таблица 3
SWOT-анализ ООО «Гермес»
Изменения
внешней среды
Характеристики внутренней среды |
Возможности:
1. Реклама 2.Ассортимент продукции 3.Поставщики 4.Добавление сопутствующих продуктов и услуг |
Угрозы:
1. Возрастающее конкурентное давление 2.Изменение потребностей и вкуса потребителей 3.Нестабильная экономическая ситуация |
Сильные стороны:
1. Отлаженная сбытовая сеть 2. Широкий ассортимент продукции 3. Высокий контроль качества 4.Высокая квалификация персонала
|
Поле СИВ
— выход на новые рынки, увеличение ассортимента продукции. -квалификация персонала, контроль качества, развитие рекламных технологий дадут возможность успеть за ростом рынка. |
Поле СИУ
— усиление конкуренции, инфляция, изменение вкуса потребителей повлияет на проведение стратегии — появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов. |
Слабые стороны:
1.Недостатки в рекламной политике 2. Средний уровень цен 3. Неучастие персонала в принятии управленческих решений |
Поле СЛВ
— плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки
|
Поле СЛУ
— непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при изменении их вкусов. |
Из представленного SWOT-анализа можно сказать, что предприятие ООО «Гермес» может развивать стратегии:
- Фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий фирмы на выбранном сегменте
- Стратегия роста
- Стратегия концентрированного роста
- Интеграция назад по технологической цепочки
- Стратегия захвата
- Стратегия прорыва
- Стратегия развития рынка
Итак, исходя из всего выше изложенного можно сделать вывод, что стратегии которые использует предприятие и стратегии которые были выявлены в ходе SWOT-анализа повторяют друг друга. Следовательно, предприятие ООО «Гермес» использует наиболее эффективные стратегии для развития.
Список литературы:
- Лучшие инструменты стратегического анализа. [Электронный ресурс] – режим доступа: (Дата обращения 15.10.2015)
- ООО «Гермес» [Электронный ресурс] – режим доступа: (Дата обращения 12.10.2015)
- Стратегическое планирование. [Электронный ресурс] – режим доступа: (Дата обращения 20.10.2015)
- FB.ru. Экономика. [Электронный ресурс] – режим доступа: (Дата обращения 17.10.2015)[schema type=»book» name=»Выбор типа стратегий ООО «Гермес»» description=»В представленной статье представлены результаты теоретического и практического исследования понятия «стратегии». Построена классификация видов стратегий по различным классификационным признакам, полученные данные применены на ООО «Гермес» при помощи маркетингового инструмента SWOT-анализ.» author=»Беляев Илья Андреевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-26″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]