C 2009 года в России поставлена задача максимально повысить энергетическую эффективность экономики страны. Горизонт планирования в соответствии со стратегическими документами – 2020 год. Эта задача требует системности в своей реализации, общей эффективной координации действий федерального правительства и региональных властей. Возникает необходимость в оценке результатов деятельности органов исполнительной власти, в т.ч. на уровне субъектов РФ, реализующих политику энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Политику энергосбережения и повышения энергетической эффективности можно охарактеризовать как административно-правовое и финансово-экономическое регулирование на соответствующем уровне (федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном), направленное на создание необходимых условий организационного, материального, финансового и другого характера для уменьшения объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования [7].
На данном этапе необходимо определиться, что понимать под эффективностью в рамках исследования. Авторы словарей в области менеджмента в некоторых определениях терминов (см., например, эффективность производства, эффективность экономическая [4, с. 1278]) отождествляют понятия эффективность и результативность, одновременно не выделяя понятие результативность в отдельный термин (см, например, [4], [3], [5]). Поэтому в рамках исследования мы будем считать тождественными понятия эффективность и результативность применительно к некоторым показателям. Также необходимо заметить, что по нашему мнению для оценки эффективности политики энергосбережения неприменим классический подход к определению эффективности только через связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Возникает необходимость соотносить полученный результат не только с использованными ресурсами (финансовыми, материальными, трудовыми, временными и др.), но и с возможными влияниями и ограничениями [8], системным эффектом, связанными с реализацией политики энергосбережения.
Применение монокритериального подхода при оценке эффективности региональной политики энергосбережения, предполагающего выбор из множества показателей, характеризующих изменение управляемой подсистемы (субъект РФ как совокупность хозяйствующих субъектов — домохозяйств, организаций различной формы собственности и государства в лице органов власти с присущими им свойствами энергоэффективности), единственного показателя, в основе которого лежит единственный признак (например, энергоемкость ВРП), на наш взгляд, является некорректным. При этом подходе остальные воздействующие факторы либо не учитываются, либо предполагается, что их значения неизменны (или меняются несущественно).
Поликритериальный подход является, на наш взгляд, более целесообразным, так как оценка эффективности региональной политики энергосбережения предполагается с использованием совокупности показателей, наиболее полно характеризующих изменение управляемой подсистемы.
Целью настоящего исследования является поиск критериев эффективности политики энергосбережения как института регионального управления и формирования поликритериального методологического подхода оценки эффективности региональной политики энергосбережения. Предметом оценки являются результаты деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, реализующих региональную политику энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Для достижения поставленной цели сформированы следующие задачи:
1) провести анализ существующих методологических подходов оценки эффективности государственного управления;
2) осуществить поиск критериев эффективности политики энергосбережения, наиболее полно характеризующих изменение управляемой подсистемы;
3) сформировать критерии отнесения показателей эффективности региональной политики энергосбережения к выбранным группам;
4) сформировать поликритериальный методологический подход оценки эффективности региональной политики энергосбережения.
Результаты. В рамках исследования в качестве методологической базы авторами использованы зарубежные подходы к оценке эффективности государственного управления и менеджмента (CAF, GRICS, SIGMA, PART, WGI и др.), а также методики оценки и мониторинга эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти, применяемые на федеральном и региональном уровне в РФ и странах СНГ.
Анализ выявил, что поликритериальный подход предполагает использование интегральной функции, обобщающей совокупность показателей, характеризующих изменение управляемой подсистемы, в едином интегральном критерии. Это обстоятельство накладывает ряд дополнительных требований:
1) возникает необходимость отбора ряда факторов (критериев), наиболее точно описывающих эффективность управляемой подсистемы;
2) возникает необходимость группировки факторов;
3) также возникает необходимость оценки значимости (весов) выбранных факторов, которые используются для формирования интегральной оценки.
Помимо этого, отобранные критерии должны соответствовать требованиям:
— SMART — конкретность (specific), измеримость (measurable), достижимость (achievable), релевантность (relevant), привязанными к определенному периоду времени (time-certain);
— CREAM — объективность и контролируемость (сlear), релевантность (relevant), экономичность (economy), адекватность (adequate), возможность мониторинга (monitorable);
— 4C — четкость (clearness), полнота (completeness), комплексность (complexity), непротиворечивость (consistency).
Таким образом, поликритериальный подход характеризуется методологической сложностью, что требует разработки четкой методики расчета интегральных показателей эффективности региональной политики энергосбережения.
В качестве исходных данных для отбора критериев, наиболее точно описывающих эффективность управляемой подсистемы, авторами использовались нормативно установленные методики по формированию целевых показателей энергосбережения региональных программ; информация, предоставляемая субъектами РФ для подготовки Минэнерго РФ доклада о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в РФ; критерии оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; открытые статистические данные.
В рамках исследования предполагается детализация и классификация показателей по достаточно широко используемой в менеджменте структуре, позволяющей прицельно оценить полученные итоги деятельности [6]:
а) показатели входящих ресурсов (Input measures);
б) показатели процессов (Process measures);
в) показатели непосредственных результатов (Output measures);
г) показатели конечных эффектов (Outcome measures);
д) показатели влияния (Impact measures).
Критерии отбора показателей и отнесения их к выделенным выше группам (по аналогии с выделением критериев Клищ Н.Н. в рамках своего исследования [2]), а также примеры некоторых показателей, характеризующих эффективность региональной политики энергосбережения, мы приводим в Таблице 1.
Таблица 1
Классификация показателей эффективности, характеризующих региональную политику энергосбережения
Группа показателя эффективности | Критерий отбора показателя | Примеры некоторых показателей |
Показатели входящих ресурсов
(Input measures) |
Показатели, характеризующие затраты на осуществление региональной политики в области энергосбережения | Объем финансовых средств, выделенных на реализацию региональной программы энергосбережения |
Объемы материальных, трудовых, временных ресурсов, использованных при осуществлении региональной политики в области энергосбережения | ||
Показатели процессов
(Process measures) |
Показатели, характеризующие сроки (в т.ч. нормативно-установленные) исполнений действий в рамках осуществления региональной политики в области энергосбережения | Доля объема энергетических ресурсов, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме потребляемых энергоресурсов |
Доля организаций, прошедших энергетическое обследование в установленный срок | ||
Показатели непосредственных результатов
(Output measures) |
Показатели, характеризующие объем проделанной работы (оказанных услуг) | Отношение расходов на приобретение энергетических ресурсов к объему валового регионального продукта субъекта Российской Федерации определяется по формуле |
Доля объема энергоресурсов, производимых с использованием ВИЭ, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта Российской Федерации | ||
Отношение экономии энергоресурсов и воды в стоимостном выражении, достижение которой планируется в результате реализации энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти и государственными учреждениями субъекта РФ, к общему объему финансирования региональной программы | ||
Показатели конечных эффектов
(Outcome measures) |
Показатели, характеризующие степень достижения целей и задач органов власти и (или) изменение в состоянии целевой группы потребителей услуг | Энергоемкость валового регионального продукта субъекта Российской Федерации (для фактических и сопоставимых условий) |
Удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади) | ||
Удельный расход топлива на выработку электрической энергии тепловыми электростанциями | ||
Показатели влияния
(Impact measures) |
Показатели, характеризующие эффект воздействия органов гос. власти на управляемую подсистему | Сумма средств, сэкономленных при реализации региональной политики энергосбережения |
Число граждан, удовлетворенных качеством региональной политики энергосбережения |
Представив политику в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в контексте системы государственного управления энергосбережением и повышением энергоэффективности, можно графически увязать выбранные нами критерии эффективности с системой регионального управления энергосбережением (см. Рис.1).
С точки зрения кибернетики государственное управление, как и любое управление, представляет собой систему, состоящую из управляющей подсистемы (субъекта управления) и управляемой подсистемы (объекта управления), между которыми существует взаимодействие. При этом взаимодействие предполагает наличие информационных потоков не только от субъекта к объекту управления, но и в обратном направлении. [7].
Рисунок 1 Региональная система управления энергосбережением и характеризующие ее показатели эффективности
В системе государственного управления в области энергосбережения в качестве управляющей подсистемы будем рассматривать систему органов государственного управления на региональном уровне управления. В соответствии со ст.6 261-ФЗ к полномочиям таковых органов относится формирование и осуществление государственной политики энергосбережения [6].
Управляемой подсистемой, как мы заметили ранее, будем считать совокупность хозяйствующих субъектов региона — домохозяйств, организаций различной формы собственности и государства в лице органов власти с присущими им свойствами энергоэффективности.
Для научного обоснования системы факторов (критериев), наиболее точно описывающих эффективность управляемой подсистемы, авторами в работе используется метод канонических корреляций, позволяющий находить максимальные корреляционные связи [1].
Вывод. В рамках формирования поликритериального методологического подхода оценки эффективности региональной политики энергосбережения авторами проведен отбор критериев эффективности, характеризующих региональную политику энергосбережения. Далее предполагается формирование алгоритма расчета и разработка методики количественной оценки политики энергосбережения как института регионального управления. Применение разработанной методики позволит осуществлять формирование рейтинга эффективности региональной политики энергосбережения для оценки результативности деятельности совокупности региональных органов исполнительной власти.
Список литературы:
- Дубров А.М. Многомерные статистические методы для экономистов и менеджеров [Текст] : учеб. для студ. экон. спец. вузов / А. М. Дубров. — М. : Финансы и статистика, 2011. — 350 С.
- Клищ Н.Н. Повышение результативности деятельности государственных служащих: автореф. дис. … к-та экон. наук. М., 2006. 26 С.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011. 512 с.
- Экономика и управление, финансы и право: словарь-справочник [Текст] / Сост. Л.П.Кураков, В.Л.Кураков, А.Л.Кураков. — М. : Вуз и шк., 2004. — 1288 с.
- Экономико-математический энциклопедический / Гл. ред. В.И. Данилов-Данильян. — М.: Большая Российская энциклопедия: Издательский Дом «ИНФРА-М», 2003. — 688 с.
- Сунгуров А.Ю. На пути к критериям эффективности деятельности института Уполномоченного по правам человека. // Институт Уполномоченного по правам человека: в поисках критериев эффективности. Серия «Библиотека Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». – Выпуск 8. – СПб.: Норма, 2010, с. 6- 58. А.Ю.Сунгуров. В поисках критериев эффективности института Уполномоченного по правам человека. // Политэкс, 2010, №4, С. 190-206.
- Erastov A.E, Novikova O.V. On the consistent terminology in the regional energy saving management system [Text] = К вопросу о единой терминологии в системе регионального управления энергосбережением / A. E. Erastov, O. V. Novikova // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Экономические науки. — 2015. — № 2 (216). — С. 68-75.
- Korolev I. A., Makarov V.M., Khabatchev L. D. (И.А. Королев, В.М. Макаров, Л.Д. Хабачев) Influence of the pricing policy in the Russian power industry on the gross domestic product (GDP) dynamics (Влияние ценовой политики в электроэнергетике России на динамику валового внутреннего продукта (ВВП)). – WIT Transactions on Ecology and the Environment, Vol 190, WIT Press, 2014, p. 191-198.[schema type=»book» name=»ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ПОЛИКРИТЕРИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ» description=»Цель. Целью исследования является поиск и отбор критериев при использовании поликритериального метода оценки эффективности региональной политики энергосбережения. Метод. В рамках исследования авторами использовались общенаучные и частные методы, в частности методы логического анализа, системного и комплексного анализа, метод классификации, а также метод качественного анализа действующих нормативно-методологических и нормативно-правовых актов. Результат. По результатам исследования предложены критерии эффективности, наиболее полно характеризующие изменение управляемой подсистемы, которые используются при поликритериальном подходе оценки региональной политики энергосбережения. Выводы. Критерии, отобранные в результате исследования, являются важным элементом методики поликритериального подхода к оценке политики энергосбережения как института регионального управления, которая сможет применяться для формирования рейтинга эффективности региональной политики регионов РФ для оценки результатов деятельности региональных органов исполнительной власти.» author=»Ерастов Александр Евгеньевич, Новикова Ольга Валентиновна, Макаров Василий Михайлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-26″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]