Первым этапом рассмотрения и анализа состояния национальной экономики России традиционно выступает проведение оценки степени ее монополизации. При этом зачастую влиянием монополизации объясняется большинство недостатков, присущих национальной экономической системе. При этом подчеркивается, что высокомонополизированный рынок в России формировался, начиная с периода становления командно-административной экономики, и это определяло сложности развития и трансформации экономики за счет сдерживания этих процессов со стороны монопольных образований. Дополнительной особенностью российской экономики выступала большая доля государственного участия, причем она характеризовалась явно выраженной тенденцией к увеличению. Таким образом, особенностью российской экономики являлась и до сих пор является консолидация активов в монополиях государственной формы.
В настоящее время в складывающихся условиях активной, хотя и несколько замедлившейся, интеграции России в глобальную систему экономики – в частности, успешного завершения вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), проведения переговоров по активизации сотрудничества с азиатским регионом, высокая степень монополизации национальной экономики отказывает негативное влияние не только на отдельные сферы в ее рамках, но и на всю хозяйственную систему полностью.
При этом предполагается, что либерализация экономики с подобной структурой является основной целью ее трансформации и развития и требует непременного достижения, хотя бы в отдельных аспектах.
В то же время необходимо отметить, что структура государственного регулирования и хозяйствования, построенная на власти государственных монополий, повышает степень управляемости экономических процессов, что позитивно воздействует на обеспечение общественных потребностей. При этом «стимулирующую функцию распределительные отношения наиболее полно выполняют лишь при совершенстве отношений потребления» [2]. В то время как активизация либерализационных процессов ослабляет степень реакции национальной экономики на управляющее воздействие. Таким образом, хотя монополистические тенденции в экономике нельзя назвать положительным фактором в связи с возможностью проявлений негативных последствий монополизма, основными из которых являются применение нерыночного взаимодействия с государственными структурами и дифференцированного ценообразования на нерыночной основе, в то же время они обеспечивают достаточную степень реакции экономики на регулирующее воздействие за счет его распределения на прямое административное и косвенное хозяйственное.
В соответствии с исследованиями, проведенными ЮНКТАД, в развитых и развивающихся странах функционирует не менее 550 государственных монопольных образований, обладающих иностранными активами на сумму, превышающую 2 трлн. долларов. Несмотря на то, что их общее число не превышает 1% от совокупного количества подобных образований, объемы их деятельности составляют более 11% от общих мировых потоков ресурсов. Объемы совместной деятельности в форме инвестиций со стороны государственных монопольных образований на протяжении прошедших пяти лет подряд сокращались, однако в 2013 году объем инвестирования со стороны государственных ТНК превысил 160 млрд. долларов [1].
В условиях либерализации национальной экономики наиболее доступным вариантом функционирования и сохранения своей сферы деятельности для российских компаний-монополистов можно считать активное участие в конкурентных отношениях, проявляемых в форме сотрудничества (кооперативной конкуренции). Подобная конкуренция включает осуществление кооперации и заключение договоров на совместное обслуживание потребителей с потенциальными конкурентами. Такая стратегия особенно эффективна в условиях конкуренции с иностранными предприятиями, в результате либерализации экономики получающими возможность беспрепятственного выхода на национальный российский рынок. При участии в кооперативной конкуренции на мировом и национальном рынке, монополистическое образование получает возможность укрепить свое положение распределения преимуществ и выгод в структуре объединения. Особенно выгодно это в случае кооперации с так называемой глобальной монополией – монопольным образованием, являющемся агентом мирового рынка и распределяющем производственные и финансовые потоки между различными странами для максимальной оптимизации собственной деятельности.
Это позволяет сделать вывод, что даже в условиях усиления либерализации экономики будет сложно отказаться от монополистических образований, поскольку, помимо естественных монополий, существование которых неизбежно вследствие соблюдения экономической целесообразности, государственная монополия в отдельных сферах экономики также является жизненно необходимой для обеспечения ее нормального функционирования. Вопрос в настоящее время стоит лишь об обеспечении некоего оптимального уровня монополизации и снижения воздействия негативных последствий на экономику за счет применения мер антимонопольной защиты и усиления мониторинга экономических операций на соответствие нормам антимонопольного законодательства. Актуальность решению данного вопроса придает то, что в условиях сочетания глобальной интеграции и тенденций либерализации основной причиной использования нерыночных методов является то, что объективные качества российских монополий не позволяют им выигрывать в прямой борьбе с иностранными конкурентами. Возможное несовершенство законодательства по вопросам ограничения монопольной деятельности и стремление со стороны монопольных образований к постоянному поиску новых путей для сохранения монопольного положения ограничивают возможности государства в пресечении недобросовестной конкуренции.
Поэтому в большинстве случаев усиление тенденций либерализации в экономике с высокой степенью монополизации сопровождается ростом важности антимонопольного законодательства и стремлением к ограничению проявлений недобросовестной конкуренции в виде нелегальных методов стремления хозяйствующих субъектов к получению и удержанию монопольного положения и снижению ее негативных последствий.
Однако особенностью современной интегрированной глобальной экономики является общность интересов и экономические взаимосвязи, позволяющая заинтересованным лицам оценивать реакцию транснациональных корпораций (ТНК), как основных монопольных образований на мировом рынке, и строить свою стратегию соответственно, даже в отсутствие прямого сговора, создавая «пространство монополистического хозяйствования» [3]. При этом в условиях либерализации экономики деятельность экономических агентов обусловлена исключительно собственными коммерческими интересами, и каждое из монополистических образований имеет определенное представление о том, как будут действовать остальные, и, обладая возможностью осуществлять воздействие на национальный рынок, может предсказать и будущее изменение ситуации, и спланировать свои ответные действия, и ситуация развивается таким же образом, как если бы возник сговор.
Поскольку в экономике России особое значение имеет влияние именно монополистических образований, ее становление и трансформация возможны только в ситуации, когда функционирование монопольных образований направлено таким способом, чтобы формирование их транснациональных аспектов позволило оказать непосредственное влияние как внутреннюю структуру национальной экономики, так и на конкурентоспособность экономики России в условиях международного рынка. Особенностью экономики постиндустриального типа большинства высокоразвитых стран является непосредственное воздействие на структуру внешнеэкономических связей деятельности ТНК на мировом рынке. При этом подобная ситуация формируется и в развивающихся странах, и в странах с переходной экономикой.
Так общий объем инвестиций ТНК развивающихся стран и стран с переходной экономикой в 2013 г. составил 39% от общемирового обьема прямых иностранных инвестиций (для сравнения, в начале 2000х гг. аналогичный показатель составил 12%), что свидетельствует с одной стороны о повышении роли стран с переходной экономикой в мирохозяйственной системе, а с другой — о росте значимости монопольных образований в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия. В деятельности ТНК развивающихся стран также наметился существенный прогресс, их совокупные прямые инвестиции достигли исторического максимума в 454 млрд. долларов, причем в значительном числе случаев инвестиции осуществлялись в приобретение размещенных в развивающихся регионах подразделений и филиалов ТНК развивающихся стран. Это отражено в статистике ЮНКТАД, согласно которой в 2013 г. в рейтинге 20 стран с максимальным объемом осуществления инвестиций были представлены 6 стран с переходной экономикой и развивающихся стран, что составило 12% от общего числа выделенных стран. Особенностью деятельности международных монопольных образований стало постоянное увеличение международного производства, так в 2013 г. был зафиксирован рост на 9% по объемам продаж, причем экспорт также вырос на 3%, и в основном этот показатель был достигнут за счет ТНК развивающихся стран и стран с переходной экономикой, которые обеспечили ускоренный рост зарубежных операций по сравнению с развитыми странами. Также был зафиксирован рост примерно на 8% по совокупному объему активов, а обьемы добавленной стоимости в сфере производства ТНК выросли примерно на 6% по добавленной стоимости [1].
В либерализующейся экономике Содружества Независимых Государств (СНГ) в 2013 г. отмечалось увеличение обьемов привлеченных инвестиций приемрно на треть, причем причиной подобного изменения стало существенное увеличение притока инвестиций в России. Также, хотя существенные инвестиции осуществлялись развитыми странами, обьем инвестиций из развивающихся стран также возрос. Если оценивать перспективы привлечения иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой, то особое влияние на них окажут факторы неопределенности, определяющие экономическую нестабильность в регионе.
Таким образом, в условиях либерализации экономики становление монопольных образований можно рассматривать как одну из форм реакции на развитие глобализационных процессов, и в условиях адекватного регулирования таких образований со стороны государственных органов, возникает возможность повышения национальной конкурентоспособности за счет внедрения инноваций и «прямая связь между уровнем конкурентоспособности, устойчивостью экономической системы и инноватизацией структур её развития» [4]. Повышение конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке выступает главной целью государственной политики в сфере экономики, а одним из важнейших его аспектов выступает поддержка интеграции крупнейших предприятий страны для формирования международного монопольного образования, поскольку вступить в конкурентную борьбу на глобальном рынке будут способны только транснациональные структуры.
Список литературы:
- UNCTAD, World Investment Report 2014. URL: https://unctad.org/en/publicationslibrary/wir2014_overview_ru.pdf (дата обращения 07.07.2015)
- Еникеев Ш.И. Закономерности потребления в условиях социально-экономической трансформации // Вестник Томского государственного университета. – 2013. — № 2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-potrebleniya-v-usloviyah-sotsialno-ekonomicheskoy-transformatsii (дата обращения 07.07.2015)
- Калентьева Н.А. Монополизация как закон-тенденция развития современной экономики // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2010. — № 10 (72). URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fvestnik.sseu.ru%2Fview_pdf.php%3Fpdf%3D3178&c=55abed0184d4 (дата обращения 07.07.2015)
- Посталюк М.П. Инноватизация пространственных структур развития экономических систем // Проблемы современной экономики. – 2014. — № 3 (51). URL: https://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5040 (дата обращения 07.07.2015)[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ РЫНКА НА ТРАНСФОРМАЦИЮ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ » description=» Глобализационные процессы в экономике объективно сопровождаются укреплением тенденций либерализации. При этом в либеральной экономике, считающейся высшей ступенью развития, особое значение придается достижению специфических монопольных преимуществ, позволяющих стабилизировать положение на внутреннем и внешнем рынках.» author=»Вакс Вера Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]