Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ РЫНКОВ И ОТРАСЛЕЙ НА СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ РЫНКОВ И ОТРАСЛЕЙ НА СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В настоящее время практика развития мирового хозяйства показывает, что ни одна страна, стремящаяся к экономическому росту и благосостоянию, не может позволить себе оставаться вне рамок процесса глобальной интеграции в мировую хозяйственную систему. Такие факторы как повышение целостности и единства современного мира, усиление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными странами и их населением четко проявляются во всех областях человеческой деятельности, включая политическую, экономическую, социальную и культурную сферы.

Процесс глобализации рынков и отраслей оказывает особое влияние на сферы деятельности многих предприятий. Руководители компаний понимают, что для увеличения прибыли, расширения производства, повышения эффективности деятельности организации необходимо выходить на международные рынки.

Проблема заключается в том, что глобализация экономики способствовала диверсификации бизнеса, внедрению новых стандартов управления, расширению сфер и масштабов деятельности компаний, поэтому в данный момент существует острая необходимость изучения особенностей стратегического управления в условиях глобализации.

Данная проблема обуславливает актуальность проведения исследования по изучению влияния данного процесса на аспекты стратегического управления предприятием. Более того, международные бизнес-эксперты Кларк и Ноулз также подчеркивают необходимость дальнейшего изучения влияния глобализации на разработку стратегии компании, а также отмечают, что результативность организации зависит от эффективности данной стратегии [9, с. 240].

Процесс  глобализация бизнеса стал развиваться  настолько быстро, что появился новый аспект управления предприятием, который можно назвать «Глобальный Стратегический менеджмент». Он представляет собой сочетание стратегического управления и международного бизнеса, который развивается во всем мире в качестве новых стратегий для глобальных корпораций. По мнению многих экспертов, глобализация остается потенциально мощным и динамичным фактором экономического роста и развития [2, с. 66].

Само слово «глобализация» берет свое название от латинского слова «globus», что в переводе означает «шар», «всеобщий». Шишкин определяет глобализацию как объективный процесс формирования, организации, функционирования и развития принципиально новой всемирной, глобальной системы на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах международного сообщества [5, с. 8].

Таким образом, глобализация посредством интеграции отдельных национальных экономических систем способствует созданию единой и глобальной экономики. Дали и Фарлей подчеркивают, что глобализация является мощным разрушителем национальных барьеров в вопросе достижения экономических целей организации [9, с. 348]. Галбеаза в своем исследовании также отмечает, что в связи с падением этих барьеров и увеличения взаимозависимости между государствами происходит увеличение объема торговли и инвестиций [10, с. 2].

Растущая глобализация экономики стала очевидным фактом в конце ХХ в.  В настоящее время, с экономической точки зрения можно выявить два основных вида глобализации, это глобализация рынков, а также глобализация производства товаров.

Глобализация рынков означает объединение исторически отдаленных и независимых друг от друга национальных рынков в глобальный рынок. Теодор Левитт,  который ввел в оборот данный термин, расценил новую коммерческую реальность как «возникновение глобальных рынков стандартизированных потребительский продуктов в немыслимых прежде масштабах» [1, c. 56]. Этому процессу способствует постепенное сближение вкусов и предпочтений потребителей из разных стран, а также деятельность международных компаний, предлагающих по всему миру стандартизированную продукцию.

Другим аспектом процесса глобализации экономики является глобализация производства товаров. Этот процесс представляет собой распространение производственной деятельности отдельных компаний по всему миру. Он также характеризуется стремлением организации приобрести факторы производства, среди которых рабочая сила, энергия, земля и капитал, в разных регионах, тем самым приблизив процесс производства к потребителям. Используя такую стратегию, компании ставят своей целью снижение издержек и повышение качества и функциональности своей продукции, тем самым получая конкурентные преимущества.

В сфере бизнеса процесс глобализации зачастую связывают с деятельностью транснациональных корпораций. Настоящая транснациональная корпорация представляет собой предприятие, которое осуществляет широкие международные операции в более чем одной зарубежной стране [4, с. 15]. Такие корпорации зачастую представляют собой глобальные концерны.

Однако следует отметить, что успешная компания, эффективно функционирующая в условиях глобализации, это не обязательно глобальная компания или транснациональная корпорация, контролирующая рынки сразу нескольких стран. Очень часто можно найти способ успешно развиваться и повысить свой доход и на местном уровне, зная какие механизмы применять. Выбор наиболее оптимальной стратегии развития зависит от многих факторов, в частности от выбора конкретного рынка, позиционирования компании, понимания конкурентных преимуществ и, безусловно, традиций и ценностей принимающей страны.

Как уже было сказано выше, каждая компания подходит к вопросу формирования стратегии развития, опираясь на специфику деятельности предприятия, а также его конкурентные преимущества. Однако, Ольга Сергеева в своем исследовании выделяет четыре основные стратегии, позволяющие добиться успеха и повысить эффективность деятельности предприятия в условиях глобализации,  более того, стоит отметить, что речь идет не только о компаниях-гигантах.

Эти стратегии предлагают следующие варианты развития [7, с. 6]:

  • извлечение выгоды из открытия новых рынков, включая использование стратегии интеграции с другими компаниями;
  • специализация на одном звене ценовой цепи и дальнейшее развитие в качестве «виртуального» предприятия, при поддержке  сети партнеров;
  • позиционирование собственной компании на рынке в качестве главного подрядчика;
  • использование тех возможностей, которыми пренебрегают конкуренты, сосредоточенные в особенности  на мировых рынках, для дальнейшего опережения их  на внутреннем рынке.

Использование интеграционных процессов — один из самых популярных вариантов развития предприятия в условиях глобализации. Суть стратегии интеграции в международном масштабе подразумевает внедрение на мировом уровне модели традиционного интегрированного предприятия, а затем поиск выгоды от использования дешевой рабочей силы и производства товаров в большом объеме, для обеспечения обслуживания более крупного рынка по оптимизированным ценам.

Также одной из стратегий развития предприятия в условиях глобализации является виртуализация компании. В основном, предприятия, которые придерживаются этой стратегии, это компании специализирующиеся на одной операции, а выполнение оставшихся задач  поручается партнерам из других стран.

Еще одна стратегия развития в условиях глобализации  предполагает позиционирование компании в качестве подрядчика. Однако к этому выбору нужно отнестись внимательно. Ввиду увеличения количества компаний, которые специализируются на определенном виде деятельности, появляются рынки подряда, значение которых растет с каждым днем. Главное при выборе этой стратегии – не попасть в зависимость от своих клиентов в будущем.

Последняя стратегия развития подразумевает превосходство на внутреннем рынке. Дело в том, что в условиях глобализации во многих отраслях может появиться брешь на уровне локальных рынков. Причиной может быть то, что глобализации свойственна стандартизация предложений, которые могут не соответствовать специфике местного спроса. Поэтому зачастую компании тратят большие усилия на создание продуктов, которые удовлетворят те или иные специфические потребности локальных потребителей.

Проанализировав стратегии развития компании в условиях глобализации можно отметить, что универсального пути для достижения быстрого успеха найти невозможно, однако при формировании собственной стратегии развития предприятие может опираться на предложенные варианты, используя их как основную платформу с  учетом особенности деятельности компании и рынка.

Лукичев П. М. подчеркивает, что в настоящее время около 71% российских предприятий находятся в частной собственности, однако лишь около 17% организаций в каждой отрасли полностью перестроились под новые рыночные условия и стали достаточно конкурентоспособными. Более того в настоящее время успех компании в большей степени зависит от личности  и способностей менеджера, нежели от других факторов [6, с. 41].

Поэтому, для определения наиболее подходящей стратегии развития организации, таким ключевым фигурам как руководителям и менеджерам по стратегическому планированию необходимо провести анализ многих показателей, напрямую связанных с возможностью повышения эффективности деятельности предприятия, среди которых немалую роль играет конкурентоспособность предприятия.

Новые рыночные условия, вызванные глобализацией, предлагают компаниям два основных пути развития: или погибнуть (потерпеть банкротство), или адаптироваться. Согласно Лукичеву П. М. процесс адаптации предприятий может быть рассмотрен как цикла, где одним из последних этапов выступает стадия реальных изменений во внутренней структуре фирмы и в механизме принятия решений [6, с. 41].

Действительно, в процессе адаптации к новым условиям и во время выбора наиболее приемлемой стратегии развития в условиях глобализации компания часто претерпевает некоторые структурные изменения, среди которых возможно даже открытие  зарубежного филиала. Процесс принятия решений также может измениться в зависимости от целей, преследуемых новой стратегией, выбранной после тщательного анализа.

В качестве инструментов для анализа конкурентоспособности компании может быть использована карта стратегических групп, позволяющая отобразить различные конкурентные позиции соперничающих в отрасли фирм [3, с. 102]. Эта карта способствует выявлению ближайших конкурентов в отрасли, а также выявляется состояние  и местонахождение компании в данный момент.

Для разработки более эффективной стратегии развития в условиях глобализации экономики необходимо также четко понимать, какие именно факторы влияют на конкурентные преимущества предприятия. Для нахождения такой позиции, в которой компания будет максимально защищена от влияния конкурентных сил и сможет со своей стороны оказывать влияние на них может быть применен такой инструмент, как анализ пяти конкурентных сил М. Портера. Проведя данный анализ можно выявить уровень значимости таких конкурентных сил, как покупатели, поставщики, новые игроки на рынке, товары-заменители продукции, а также уровень конкурентной борьбы [3, с. 78].

Однако одним из самых важных инструментов для проведения анализа в сфере стратегического планирования является SWOT анализ, позволяющий выявить не только сильные и слабые стороны компании, но также определить возможности и угрозы для ее дальнейшего развития. По итогам SWOT-анализа можно сформулировать наиболее оптимальный вариант стратегии развития предприятия.

Подводя итоги можно сказать, что процесс глобализации оказывает все большее влияние на сферы деятельности как крупных, так и малых предприятий. Формирование стратегии компании в условиях глобализации экономики требует не только выявления основных тенденций на международной арене, но и тщательного анализа внутренней среды предприятия, а также как его дальнего, так и ближнего окружения.

Однако не стоит забывать, что ни одна организация не сможет перестроиться под новые условия существования за один день. Только посредством эффективного менеджмента компания сможет плавно адаптироваться к новому подходу ведения бизнеса в условиях многогранного процесса глобализации и продолжить свою успешную деятельность на рынке.

Список литературы:

  1. Абрамова О. Д. Глобализация: учебник. М.: РАГС, 2010. — 543 с.
  2. Батизи Э.Э. Международный менеджмент. М.: Экономистъ, 2011. — 173 с.
  3. Веснин В. Р. Стратегическое управление: учебник. М.: Проспект, 2013. — 327 с.
  4. Гречко Е. А. Модели управления транснациональными корпорациями в условиях глобализации. М.: КДУ, 2010. — 153 с.
  5. Шишкин В. В. Глобализация и международные экономические отношения. М.: Инфра-М, 2012 — 102 с.
  6. Лукичёв П.М. Институциональный анализ государственного регулирования// Вестник Санкт-Петербургского Университета, Серия 5: Экономика, вып. 2 (№13), июнь 2001.
  7. Сергеева О. Какие стратегии наиболее эффективны в условиях глобализации// Новый Маркетинг №5 2008.
  8. Christopher A. Bartlett and Sumantra Ghoshal Global Strategic Management: Impact on the New Frontiers of Strategy Research. Strategic Management Journal,Vol. 12, Special Issue: Global Strategy, 1991
  9. Daly, H. & Farley, J. Ecological Economics: Principles and Applications (2nd). USA: Island Press, Washington, D. C. 2011 — 560 p.
  10. Galbeza A., & Florea C., & Ciovica C. Globalization – Miracle or Mirage for the Economy and Business Environment. Journal of Knowledge Management, Economics and Information Technology, Issue 7, December 2011.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ РЫНКОВ И ОТРАСЛЕЙ НА СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ» description=»В статье идет речь о процессе глобализации экономики, имеющем серьезное влияние на сферу бизнеса. Сущность проблемы сводится к выбору наиболее приемлемой и эффективной стратегии развития предприятия в условиях глобализации экономики, а также процессу адаптации предприятия к изменениям. Цель написания статьи заключается в изучении влияния процесса глобализации рынков и отраслей на стратегическое управление организацией.» author=»Хабарова Алёна Андреевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found