Для большинства городских территорий Украины характерна неблагоприятная экологическая ситуация, обусловленная повышенными антропогенными нагрузками, которые создаются в результате функционирования промышленных предприятий и градообслуживающих систем. Качество природной составляющей городских территорий является фактором, характеризующим условия проживания населения и экологические аспекты функционирования урбоэкосистем. Поэтому, в современных условиях реализации социо-эколого-экономической стратегии сбалансированного развития общества на глобальном и региональном уровнях важна комплексная оценка качества городской среды, которая позволяет представить экологическую ситуацию в рамках определенной территории, и определить основные экологические проблемы. Совершенствование процесса управления качеством городской среды позволит избежать многих экологических проблем. На сегодня в большинстве городских территорий развитие регулируется недостаточно, что приводит к целому ряду экологических и санитарно-гигиенических проблем.
Рассматривая механизмы реализации экологической политики, выделяют три подхода:
— прямое регулирование путем применения нормативно-правовых, административно-контрольных и прочих мер;
— экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;
— смешанные механизмы, сочетающие два первых подхода.
Мы считаем, что достичь устойчивого развития городской территории нельзя только за счет рыночных механизмов. Важное качество рынка состоит в его возможности обеспечить наилучшее использование различных ресурсов благодаря ценовым сигналам об их дефицитности. К причинам провалов рынка в экологической сфере можно отнести отсутствие/заниженность цен на природные блага и отсутствие их рынков; отсутствие учета трансакционных издержек, прав собственности на объемы выбросов, стоков, отходов и т.д.; неопределенность и недальновидность политических, экономических и социальных решений. Цены, складывающиеся на «экологических» рынках, часто дают искаженную картину истинной ценности природных благ и услуг, не отражают реальные общественные издержки и выгоды использования экологических ресурсов. В результате складывается неправильная оценка дефицитности ресурсов, величины спроса и предложения, что дает заниженные стимулы для эффективного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Рассмотрим методы управления качеством городской среды, представленные на рис.1. Существуют различные социальные, экономические, технические, контрольные, административные и организационные методы управления городской средой. Их умелое сочетание, комплексность, экономическая обоснованность позволят создать наиболее благоприятные условия для жизни городского населения. Охрана окружающей среды на городской территории – не отдельная, изолированная область деятельности, а составная, интегрированная во все сферы развития города (производство, строительство, коммерцию, образование и т.д.). В процессе принятия решений предусматривается внедрение экономической мотивации, эколого-экономических оценок затрат и результатов труда.
Рисунок 1. Методы управления качеством городской среды
Административно-правовые методы управления городской средой заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.
Административно-правовые основы регулирования стратегического развития города можно условно разделить на несколько уровней: конституционный, второй — центральный, третий — региональный местный.
Конституция Украины определяет общие принципы деятельности органов местного самоуправления, в том числе по развитию городов.
Второй уровень — центральный, регулирующий деятельность по развитию городов с помощью таких инструментов, как Законы Украины, постановления Кабинета Министров Украины, Государственные стратегии, программы и тому подобное. Эти документы принимаются центральными органами власти и оказывают влияние на все местные органы власти. Среди законов Украины, прежде всего, нужно выделить Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» [1], Закон Украины «Об основах градостроительства» [2] и Закон Украины «О стимулировании развития регионов» [3]. Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 определяет местное самоуправление как «гарантированное государством право и реальную способность территориальной общины самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины». К собственным полномочиям органов местного самоуправления, в соответствии с законом, относится утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления, представление их на утверждение совета, организация их выполнения, предоставление отчетов о ходе выполнения этих программ.
Кроме этого глава 2 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» наделяет местное самоуправление полномочиями в области бюджета, финансов и цен, управления коммунальной собственностью, жилищно-коммунального хозяйства, быта, торгового, общественного питания, транспорта и связи. Также этот Закон наделяет местное самоуправление полномочиями в таких областях, как регулирование земельных отношений и охрана окружающей среды.
Еще одним важным Законом Украины, который регламентирует правовые, экономические, социальные и организационные основы градостроительной деятельности в Украине является Закон Украины «Об основах градостроительства» [2]. Этот документ направлен на формирование полноценной среды обитания, обеспечение при этом охраны окружающей природной среды, рационального природопользования и сохранения культурного наследия.
Особое место в системе рационального природопользования занимают организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятия и реализации решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений по загрязнению окружающей среды, организацию введения малоотходных и безотходных технологий, особенно при прямом использовании природных ресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержания технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализации управления на основе достижений науки и техники.
Природоохранные функции должны выполнять все природопользователи. Но охрана природы является для них второстепенной задачей (на первом место-находится непосредственный выпуск продукции). Более того, производители не заинтересованы в объективном освещении результатов своей деятельности с учетом загрязнения окружающей среды.
Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляет Кабинет Министров Украины, государственная администрация, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченные государственные органы. К последним относится Минприроды Украины. К специально уполномоченным государственным органам также относятся:
- органы по охране окружающей природной среды и использования природных ресурсов (областные управления экологической безопасности, городские и районные экологические инспекции, входящих в системы управления Минприроды Украины);
- городские и районные санитарно-эпидемиологические станции Министерства здравоохранения Украины;
- органы по использованию и охране водных ресурсов Государственного комитета Украины по водным ресурсам;
- органы геологического контроля Государственного комитета Украины по геологии и использованию недр;
- органы горного надзора Государственного комитета по надзору за охраной труда;
- лесная охрана Министерства лесного хозяйства Украины.
Как видим, национальная экологическая политика реализуется через вышеуказанные соответствующие Министерства и государственные комитеты. Координацию деятельности всех органов в сфере природопользования осуществляют органы экологической безопасности Минприроды Украины. Последнее также проводит комплексное надведомственный управления в области охраны окружающей среды, государственный контроль за использованием природных ресурсов и соблюдением норм экологической безопасности. Контроль за соблюдением санитарных норм окружающей среды выполняет Министерство здравоохранения.
К административным методам управления относится экологическое нормирование. Нормирование качества окружающей среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. Разработанные и утвержденные в установленном порядке нормативы выступают в качестве стандартов.
Закон «Об охране окружающей среды»[4] возлагает ответственность за разработку и утверждение нормативов качества окружающей среды на органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, а также систему здравоохранения.
Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) — это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха (в миллиграммах на кубический метр), воды (на 1 л) или почвы, грунтов, других пород (на 1 кг вещества). ПДК устанавливается на таком уровне, при котором вредные вещества даже при ежедневном воздействии в течение длительного времени не вызывают патологических изменений в организме или заболевания человека, животных и растений.
К настоящему времени созданы стандарты качества воздушной среды по 1080 загрязнителей, питьевой воды — по 1373 соединениям, воды для ведения рыбного хозяйства — по 972 соединением и рекреационных водных источников — по 14 соединениям. Количество же одновременно присутствующих веществ и их сочетаний только в атмосфере достигает величины 1 — 10м, что реально не может быть охвачено традиционной системой контроля. Кроме того, разработка экологических стандартов представляет собой длительный и дорогостоящий процесс.
Для контроля выполнения экологических и санитарных норм в городах широко применяется экологический мониторинг. Основными объектами экомониторинга являются: атмосферный воздух (воздух жилых, рекреационных и промышленных зон города), качество водных источников и поверхностных вод естественных водоемов, почвы, зеленые насаждения. Задачи экомониторинга: сбор и распространение достоверной и оперативной информации о состоянии городской среды, анализ и составление прогнозов ее изменения, предложения для разработки программ, проектов, принятия управляющих решений с оценкой их последствий для района, округа, города, региона. Создание систем мониторинга природных сред позволяет организовать потоки актуальной информации о состоянии окружающей среды, которые востребованы городскими организациями в работах по территориальному планированию, социально-гигиеническому мониторингу, при расчете ущерба окружающей среде, в работе по жалобам населения и т.д.
Экологическая экспертиза проводится с целью установления соответствия хозяйственной или иной деятельности экологической безопасности общества. Государственной экологической экспертизе подлежат все плановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Украины, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также ряд других документов. Итогом экспертизы является заключение, в котором дается оценка рассматриваемой деятельности с точки зрения экологической безопасности и делается обоснованный вывод о возможности ее реализации.
Украинское законодательство определяет понятие экологический аудит [5], основной задачей которого является получение достоверной информации о деятельности субъектов хозяйствования в области природопользования и охраны окружающей среды. Он может выступать как самостоятельное направление природоохранной деятельности, но может входить и составной частью в сертификационные мероприятия предприятий. В качестве объектов экологического аудита выступают: предприятия и сооружения, оказывающие воздействие на окружающую среду, проекты планов или программ строительства, реконструкции, расширения, консервации и ликвидации хозяйственных объектов, а также проекты освоения территорий или перепрофилирование их использования
Международный опыт свидетельствует об эффективности применения экологического менеджмента. Системы экологического менеджмента регламентируются международными стандартам ISO серии 14000. Официально все стандарты ISO являются добровольными [6]. Они могут утверждаться как обязательные на национальном уровне или в пределах отдельных предприятий, организаций. На организационном — через улучшение экологического «Поведение» корпораций, национальном — через создание существенного дополнения к национальной нормативной базы и компоненты государственной экологической политики; международном — через улучшение условий международной торговли. Эта система стандартов не оперирует такими понятиями, как концентрация веществ, объем выбросов, технологи очистки, а непосредственно занимается вопросами разработки и внедрения системы экологического менеджмента на предприятии, включает в себя такие аспекты, как подготовка документов, назначение ответственных за определенные области экологической деятельности лиц, экологическая политика предприятия.
Улучшение состояния качества городской среды достигается с помощью технических мероприятий, среди которых следует выделить:
— переход на малоотходные и безотходные технологии,
- совершенствование устройств очистки источников загрязнения в городской среды: сбросов в водоемы и выбросов в атмосферу, перевод автомобильного транспорта на иные источники топлива, установка глушителей, дожигателей, нейтрализаторов на выхлопные газы двигателей и так далее,
- введение замкнутых циклов по воде для снижения потребления природных ресурсов, многократное использование технических вод для производственных нужд и так далее,
- закрытие и вывод за пределы города наиболее токсичных производств-загрязнителей городской среды и развитие экологически уместных производств,
— создание технологических комплексов по переработке ТБО, отходов строительства и сноса, заводов по переработке токсических производственных отходов и так далее.
В США, странах Западной Европы происходит переход от административных методов управления качества городской среды к экономическим. Отличительной чертой таких преобразований является широкое применение экономических регуляторов для поощрения экологического предпринимательства при сохранении государственного контроля и нормирования в этой сфере. Мировой опыт показывает, что рыночный механизм обеспечивает более благоприятный экономический «климат» для природосбережения, внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, чем жесткое административное принуждение. Разработка принципов ответственности за пользование окружающей средой представляет собой еще одну возможность отнесения стоимости загрязнения на счет того, кто является «причинителем» вреда (принцип «загрязнитель — платит»), а стоимости природных ресурсов для покрытия затрат на их охрану и воспроизводство за счет потребителей (принцип «потребитель платит»). Экономические методы управления качеством городской среды заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.
Таким образом, основная задача управления качеством городской среды — обеспечение устойчивого функционирования и развития всех компонентов городской экосистемы. Применение комплексно данных методов управления качеством городской среды даст возможность эффективно реализовать социо-эколого-экономические стратегии развития городских территорий.
Список литературы:
- 1.Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 № 280/97-ВР // ВВР Украины. -1997. — 21 мая. — № 24.
- 2.Закон Украины «Об основах градостроительства» от 16 марта 1992 № 2780-XII // ВВР Украины. — 1992. — N 52.
- 3.Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91[Электронный ресурс] / Верховная Рада Украины. — 1991. — Режим доступа к тексту закона: http: // rada.kiev.ua.
- Закон Украины «Об экологическом аудите» [Электронный ресурс] / Верховная Рада Украины. — 2009. — Режим доступа к тексту закона:
- Пашков Е. В. Международные стандарты ISО 14000. Основы экологического управления [Текст] / Е. В. Пашков, Г. С. Фомин, Д. В. Красный. — М. : ИПК Издательство, 1997. — 254 с.[schema type=»book» name=»АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ» author=»Лукьянихин Вадим Александрович, Циганенко Елена Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]