Одним из наиболее известных методов решения задачи анализа товарного запаса является АВС – анализ [1], [3, с,54-60].Идея ABC — анализа строится на основе принципа Парето: «20 % всех товаров дают 80 % оборота». По отношению к ABC — анализу принцип Парето можно интерпретировать так: «надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п.». Самая простая разновидность ABC — анализа — это ранжированный список параметров, который делится на группы. По результатам анализа позиции ранжируются и группируются в зависимости от размера их вклада в совокупный эффект.
Во многих случаях, например, для анализа запасов оптовых складов или сети магазинов — дискаунтеров, где взаимозаменяемость товаров редко имеет место быть, рекомендуется производить деление запасов на четыре группы [2. с. 30-33], [3, с,54-60]:
- группа А — объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров;
- группа В — следующие за группой А объекты — от 50 до 80%;
- группа С — от 80 до 95%;
- группа D — оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 95% до 100% от общей суммы параметров.
Объектом анализа являются все модели телевизоров марки LGиз ассортимента дискаунтера.Параметром, по которому проводится анализ, является их средний товарный запас за неделю.
Для анализа ассортимента все представленные пронумерованные модели телевизоровделятся на 4 группы.Внаиболее влиятельную в экономическом отношении группу А попадают объекты, сумма долей товарного запаса которых с накопительным итогом составляет первые 50% от общей суммы параметров. В группе А представлено 17 моделей телевизоров, с максимальной долей в товарном запасе — 48,31%, что составляет 27,42% от общего количества ассортимента телевизоров марки LG. Это телевизоры модификаций моделей LG22MT, LG 22LF, LG 32LBLG 42LB в ценовом диапазоне 9 520 ₽ — 31 990 ₽.
В группах В, С и D,соответственно 17, 13, 15 моделей, что составляет 27,42%, 20,97%, 24,19% от общего количества ассортимента телевизоров данной марки(табл. 1, рис. 1).
Таблица 1
Соотношения групп моделей телевизоровLG,
долей в ассортиментеи процентного содержания товарного запаса
Группа | Доля в ассортименте | Доля в товарном запасе |
A | 27,42% | 48,31% |
B | 27,42% | 31,64% |
C | 20,97% | 14,73% |
D | 24,19% | 5,31% |
Уменьшение доли в товарном запасе моделей телевизоров группы А имеет большой приоритет, а действия, связанные с этим мероприятием, — самую высокую эффективность. Группа D, хотяи представлена разнообразными моделями, например, LG 22LF, LG 24LB, LG 28LB, LG 39LY, LG 42LB, LG 43LF, LG 47LB, LG 49LB, LG 49LF, LG 49UB, LG 50LF, LG 55LF, LG 60LB в ценовом диапазоне от 12 370 ₽ до91 620 ₽, наименее значима в разрешении проблемы: доля в товарном запасе таких моделей телевизоров мала и составляет всего 5,31%. Однако, наличием группы запасов Dнельзя пренебрегать в целях разнообразия ассортимента. Остальные запасы из групп Bи Cявляются товарами средней степени важности.
Рисунок 1
Пусть теперь объектом анализа являются модели телевизоров марки LG, разделённые по одной характеристике, — размеру диагонали экрана.Параметром, по которому проводится анализ, как и прежде, является их средний товарный запас за неделю.
В группе А, которая даёт наибольший вклад в оптимизацию запасов, представлено 30 моделей телевизоровLG, с максимальной долей в товарном запасе – 64,96%, что составляет 48,39% от общего количества ассортимента. Это телевизоры в ценовом диапазоне 9 520 ₽ — 33 990 ₽ и диагональю экрана 32″, 42″, 22″.
В группе В, — 16 телевизоров с диагональю экрана 24″, 28″ и 47″. В группе С, — 12 телевизоров с диагональю экрана 27″, 49″, 50″, 55″ и 60″. В группе D, — 4 телевизора с диагональю экрана 19″, 23″, 39″, и 43″. Соотношения групп,долей в ассортименте и процентного содержания товарного запасаприведены в таблице 2 и проиллюстрированы диаграммой Парето (рис. 2).
Таблица 2
Соотношения групп моделей телевизоровLG
с определённой диагональю экрана,
долей в ассортиментеи процентного содержания товарного запаса
Группа | Доля в ассортименте | Доля в товарном запасе |
A | 48,39% | 64,96% |
B | 25,81% | 20,92% |
C | 19,35% | 11,44% |
D | 6,45% | 2,68% |
Рисунок 2
Для выяснения совместного экономического влияния моделей телевизоров, сгруппированных в зависимости от количества,и групп, сформированных по размеру диагонали и количеству, формируется сводная таблица(табл. 5).
Таблица 5
Наиболее влиятельная группа ассортимента
Номер модели | Диагональ | Модель | Цена | Количество | Группа помодели | Группа по диагонали |
914734 | 22″ | LG 22MT45V-WZ «R» | 9 520 ₽ | 10 | A | A |
305945 | 22″ | LG 22MT57V-PZ «R» | 11 030 ₽ | 9 | A | A |
898324 | 22″ | LG 22MT55V-PZ «R» | 11 320 ₽ | 15 | A | A |
306709 | 22″ | LG 22MT47V-WZ «R» | 11 570 ₽ | 8 | A | A |
294294 | 22″ | LG 22LF450U «R» | 12 490 ₽ | 8 | A | A |
936082 | 32″ | LG 32LB552U «R» | 15 990 ₽ | 12 | A | A |
904245 | 32″ | LG 32LB561U «R» | 16 490 ₽ | 15 | A | A |
904249 | 32″ | LG 32LB561V «R» | 16 990 ₽ | 15 | A | A |
904255 | 32″ | LG 32LB572U «R» | 17 190 ₽ | 9 | A | A |
904253 | 32″ | LG 32LB570V «R» | 18 990 ₽ | 15 | A | A |
294296 | 32″ | LG 32LF550U «R» | 18 990 ₽ | 9 | A | A |
968524 | 42″ | LG 42LB552V «R» | 21 990 ₽ | 13 | A | A |
957348 | 42″ | LG 42LB569V «R» | 22 990 ₽ | 19 | A | A |
904283 | 42″ | LG 42LB620V «R» | 24 990 ₽ | 11 | A | A |
294022 | 42″ | LG 42LF620V «R» | 27 990 ₽ | 10 | A | A |
904291 | 42″ | LG 42LB671V «R» | 31 990 ₽ | 10 | A | A |
Анализ сводной таблицы сводится к изучению корреляционных таблиц распределения групп по доле в ассортименте и доле в товарном запасе (табл. 6, табл.7).
Таблица 6
Корреляционная таблица распределения групп по доле в ассортименте
Группыпо модели |
Группы по размеру диагонали |
S | |||
A | B | C | D | ||
A | 25,81% | 1,61% | 0,00% | 0,00% | 27,42% |
B | 9,68% | 11,29% | 4,84% | 1,61% | 27,42% |
C | 9,68% | 4,84% | 4,84% | 1,61% | 20,97% |
D | 3,23% | 8,06% | 9,68% | 3,23% | 24,19% |
S | 48,39% | 25,81% | 19,35% | 6,45% | 100,00% |
Таблица 7
Корреляционная таблица распределения групп
по долев товарном запасе
Группыпо модели |
Группы по размеру диагонали |
||||
A | B | C | D | S | |
A | 45,74% | 2,92% | 0,00% | 0,00% | 48,66% |
B | 11,19% | 12,90% | 5,84% | 1,95% | 31,87% |
C | 7,30% | 2,92% | 3,65% | 0,24% | 14,11% |
D | 0,73% | 2,19% | 1,95% | 0,49% | 5,35% |
S | 64,96% | 20,92% | 11,44% | 2,68% | 100,00% |
Группа АА из 188 телевизоров имеет наибольший вклад в оптимизацию запасов и представлена максимальной долей в ассортименте (45,74%) и долей в товарном запасе (45,74%). Существенное влияние на оптимизацию запасов имеет группа ВВ (табл.6, табл.7).
Список литературы:
- Григорьев М.Н. Маркетинг: учебное пособие для вузов. М.Н.Григорьев – М.: Гардарики, 2006. – 366с.
- Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами / Джон Шрайбфедер; Пер. с англ. —2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.— 304 с.
- Воропаева Л.В.Двухфакторный ABCD-анализ запасов оптового склада / Вестник Самарского института бизнеса и управления, Вып. 8, ч. 2: Самара, НОАНО ВПО СИБиУ, 2013.– 166 с.[schema type=»book» name=»АНАЛИЗ ЗАПАСОВ НА СКЛАДЕ ДИСКАУНТЕРА МЕТОДОМ ABCD» description=»Рассматривается и анализируется отчёт о запасе товаров определённой категории, а именно телевизоров, на складах в Самарской области одного из крупнейших российских электронных дискаунтеров. Требуется оптимизировать запасы телевизоров так, чтобы хранение остатков было не слишком затратным. Для анализа используется ABCD-метод.» author=»Воропаева Людмила Вячеславовна, Щитанов Александр Борисович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]