Cельскохозяйственное производство исторически занимало ведущее место в экономике Калмыкии. Оно является главным поставщиком продовольственных ресурсов и сырья для ряда отраслей перерабатывающей промышленности. В сельском хозяйстве и отраслях перерабатывающей промышленности занято более трети трудовых ресурсов республики, на их развитие выделялась большая часть суммарных инвестиций. Сельское хозяйство дает 65% совокупной валовой продукции. В сельском хозяйстве доминирует животноводство, в основном овцеводство, являющееся отраслью производственной специализации хозяйственного комплекса республики.
Сельское хозяйство Калмыкии развивается на экстенсивной основе. Для него характерна многолетняя диспропорция между сырьевым потенциалом и перерабатывающей базой. Агропромышленный комплекс республики практически начал формироваться с 60-х годов. Недостаточные темпы развития агропромышленного комплекса порождают трудности в переработке сельскохозяйственной продукции, негативно сказываются на положении всего народного хозяйства республики. Так, на долю отраслей по переработке сельскохозяйственного сырья и доведения конечной продукции до потребителя в структуре валовой продукции АПК республики в 1990 г. приходилось лишь 19,5%. Поэтому был необходим поиск путей преодоления этого кризиса.
В соответствии с реформированием экономики всей Российской Федерации на путях рыночной экономики и формирования принципиально нового механизма управления должен перестраиваться и агропромышленный комплекс Калмыкии.
На сегодняшний день объем валовой продукции сельского хозяйства Республики Калмыкия по всем категориям хозяйств за январь-декабрь 2014 года составил 22 111,6 млн. рублей или 111,6% к соответствующему периоду 2013 года в сопоставимой оценке. В структуре продукции сельского хозяйства наибольший удельный вес принадлежит хозяйствам населения – 59,5%, доля крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 30,6%, сельскохозяйственных предприятий – 9,9%.
В январе-декабре 2014 года в хозяйствах всех категорий производство скота и птицы на убой (в живом весе) увеличилось на 12,1% к соответствующему периоду 2013 года и составило 121 601,1 тонн, при этом производство молока и яиц уменьшилось на 4,1% и 9,3% соответственно (к январю-декабрю 2013 года).
Таблица 1
Производство продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (за январь-декабрь 2013-2014 гг.)
Показатели | ед. изм. | Январь-декабрь |
2014 г. в % |
|
2013 г. | 2014 г. | к 2013 г. | ||
Реализация скота и птицы на убой в живом весе |
||||
Все категории хозяйств | тонн | 108 508,2 | 121 601,1 | 112,1 |
в т.ч. сельхозпредприятия | тонн | 6 935,0 | 6 795,6 | 98,0 |
КФХ | тонн | 25 691,9 | 28 925,8 | 112,6 |
ЛПХ | тонн | 75 881,3 | 85 879,7 | 113,2 |
Производство молока |
||||
Все категории хозяйств | тонн | 91 333,3 | 87 605,0 | 95,9 |
в т.ч. сельхозпредприятия | тонн | 188,0 | 132,2 | 70,3 |
КФХ | тонн | 34 844,0 | 33 118,9 | 95,0 |
ЛПХ | тонн | 56 301,3 | 54 354,0 | 96,5 |
Производство яиц |
||||
Все категории хозяйств | тыс.шт. | 22 959,8 | 20 829,1 | 90,7 |
в т.ч. сельхозпредприятия | тыс.шт. | 1,0 | – | – |
КФХ | тыс.шт. | 450,6 | 426,7 | 94,7 |
ЛПХ | тыс.шт. | 22 508,2 | 20 402,4 | 90,6 |
В сельскохозяйственных предприятиях производство скота и птицы на убой (в живом весе) и производство молока за анализируемый период уменьшилось на 2,0% (6 795,6 тонн) и 29,7% (132,2 тонн) соответственно к аналогичному периоду 2013 года.
В КФХ реализация сельскохозяйственных животных на убой увеличилась на 12,6%, производство молока и яиц уменьшилось на 5,0% и 5,3% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
В личных подсобных хозяйствах населения производство скота и птицы на убой (в живом весе) увеличилось на 13,2%, производство молока и яиц сократилось на 3,5% и 9,4% соответственно.
Удельный вес личных подсобных хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства мяса составил 94,4%, молока – 99,8%, яиц – 100,0%.
На 1 января 2015 года (по сравнению с соответствующей датой 2014 г.) поголовье овец и коз в хозяйствах всех категорий уменьшилось на 6,5%, поголовье КРС и свиней в хозяйствах всех категорий уменьшилось на 16,8% и 17,5% соответственно.
Рисунок 1. Динамика поголовья сельскохозяйственных животных в хозяйствах всех категорий (на 1 января 2014-2015 гг.) — тыс. гол.
В структуре поголовья скота приходится:
- на хозяйства населения крупного рогатого скота – 45,7%, свиней –92,2%, овец и коз – 41,3%. За аналогичный период прошлого года было соответственно 40,5%, 75,8%, 39,9%;
- на крестьянские (фермерские) хозяйства крупного рогатого скота – 37,5% (42,0%); свиней – 7,8% (23,5%), овец и коз – 36,9% (39,1%);
- на сельхозпредприятия крупного рогатого скота – 16,8% (17,5%), свиней – 0,0% (0,7%), овец и коз – 21,8% (21,0%).
Кредиторская задолженность на 1 декабря 2014 года составила
566,8 млн. рублей, что выше уровня соответствующего периода прошлого года на 6,2%. Удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общем объеме составил 25,4%, что выше уровня прошлого года на 8,2 п.п. Общая сумма дебиторской задолженности по сельскому хозяйству составила 260,1 млн. рублей, что на 7,2% меньше уровня прошлого года. Удельный вес просроченной дебиторской задолженности в общем объеме составил 18,5%, что ниже уровня прошлого года на 2,5 п.п.
Стратегической целью развития сельского хозяйства Республики Калмыкия является превращение Республики Калмыкии в высокотехнологичный экспортно-ориентированный сельскохозяйственный регион.
Организация сельскохозяйственного экспорта (исходя из перспектив развития проекта «Развитие мясного животноводства в Республике Калмыкия») потребует повышение конкурентоспособности продукции животноводства республики и проведения отлаженной торговой политики, а также создания соответствующих обеспечивающих инфраструктур.
Острой проблемой остается переход к международным стандартам качества на сельскохозяйственную продукцию, что потребует разработки соответствующих нормативных документов и дополнительного лабораторного оснащения соответствующих учреждений. Для продукции переработки, прежде всего пищевой продукции, необходимо поэтапно установить новые стандарты качества, определяющие экологическую безопасность продукции.
Развитие микробиологии, новых агротехнологий, генной инженерии, биотехнологий, новых форм организации агропромышленного производства формирует агросектор как инновационную отрасль экономики. Инновационная стратегия развития агросектора требует обеспечения АПК высококвалифицированными кадрами, укрепления связи науки с производством, для чего необходимо создать в Республике Калмыкии учебные научно-технологические центры, основными функциями которых будет апробация научных разработок, распространение положительного опыта использования новых технологий в сельскохозяйственном производстве, практическое обучение инновационным методам ведения сельскохозяйственного производства.
В данном контексте важными направлениями являются повышение качества и снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции на основе модернизации оборудования и применения прогрессивных технологий, развития инновационной деятельности в сельскохозяйственном производстве. Вместе с тем реализация этих мероприятий требует значительных денежных средств, материально-технических ресурсов. С целью решения этих задач в Республике Калмыкия необходимо создание агротехнопарковых формирований – инфраструктурных объектов инновационной деятельности, которые осуществляют свою деятельность по всем циклам инновационного процесса: разработка (доработка) наукоемкой научно-технической продукции, ее испытания, освоение производством и широкомасштабная реализация. Агротехнопарк, как инфраструктурный объект поддержки среднего и малого предпринимательства, призван служить формированию инновационной среды в агропромышленном секторе экономики, осуществляя комплексное содействие предпринимателям, начиная от формирования до достижения уровня «зрелости» и способности предприятия самостоятельно функционировать на рынке.
В то же время, необходимо, чтобы аграрная политика Республики Калмыкия определялась высокой степенью ответственности общества по отношению к земле, а не только возможностью ее эксплуатации: следует в ближайшей перспективе обеспечить выполнение землевладельцами и землепользователями комплексных мероприятий по экологизации землепользования, направленных на сохранение и восстановление черноземов, других природных ресурсов.
Аграрная государственная политика региона должна обеспечить решение следующих проблем:
- развитие рынка земли;
- оптимизацию содержания и механизмов реализации кредитной политики по отношению к сельскохозяйственному сектору;
- развитие национальных инновационных систем землепользования и животноводства;
- освоение современных методов продвижения продукции (маркетинг, реклама, брендирование региональных товарных марок) на уровне региона и РФ в целом;
- развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности за счет внешних и внутренних инвестиций (реконструкция, техническое перевооружение, модернизация) с целью освоения и выпуска конкурентоспособной продукции;
- разработка и внедрение механизмов вовлечения в легальный рыночный оборот подсобных домашних хозяйств (плавное снижение доли ЛПХ начиная со среднесрочной перспективы);
- оптимизацию системы ценообразования на сельхозпродукцию и системы дотирования сельского хозяйства;
- социальное развитие села, внедрение социальных стандартов, расширение источников инвестиций в жилищное строительство за счет кредитов, развитие системы ипотечного и потребительского кредитования на селе.
Список литературы
- Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, утвержденная Постановлением Правительства РК от 30.12.2008 г. №465;
- Концепция социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года, утвержденная Постановлением Правительства РК от 30.05.2011 г. №152;
- Бадмахалгаев Л.Ц. Агропромышленный комплекс Республики Калмыкия. Элиста: АПП «Джангар», 2004.
- Казакова Г.Я., Соломко Е.Ю. Производственная инфраструктура АПК Республики Калмыкия: состояние и перспективы. Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода: материалы международной научно-практической конференции материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Б. К. Салаев; Министерство образования и науки Российской Федерации; Калмыцкий государственный университет. 2014. С. 262-267.
- Очиров В.И. Проблемы государственного регулирования АПК на федеральном и региональном уровнях // Экономический вестник РГУ. — Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 2007.- № 1
- Казакова Г.Я Организация консультационной службы в АПК. учебное пособие / Калмыцкий государственный университет. Элиста, 2012.-96 с.
- Официальный сайт Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия //https://portal.e-rk.ru/[schema type=»book» name=»АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ» description=»В данной статье рассмотрено значение агропромышленного комплекса в экономике Республики Калмыкия. Дана краткая характеристика состояния АПК, определены основные проблемы и пути их решения.» author=»Даваасурэн Сарантуяа Ганбаатаровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]