Номер части:
Журнал

ТИПОЛОГИЯ ГОРОДОВ С ПОЗИЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ТИПОЛОГИЯ ГОРОДОВ С ПОЗИЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. ; ():-.





На современном этапе в условиях нестабильности экономической ситуации Российской Федерации требуется выявление и разработка оптимальных вариантов экономического развития страны на уровне стратегического планирования [4].

Роль стратегического планирования в региональном и местном управлении возрастает, поскольку в его рамках реализуется главная задача по формированию представлений о будущем. Стратегическое планирование призвано обеспечить формирование благоприятных условий и факторов для наращивания внутренней и внешней конкурентоспособности, территориальной концентрации ресурсов труда и капитала в центрах экономического роста, повышения региональной занятости и качества жизни населения[3].

В настоящее время стратегическое планирование социально-экономического развития регламентируется федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который гласит о том, что стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется не только на федеральном и уровне субъектов Российской Федерации, но и на уровне муниципальных образований.

Под стратегическим планированием понимается деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации[2].

Приведем схему стратегического планирования социально-экономического развития в рамках страны, субъекта и муниципального образования (рис. 1).

На основании представленной схемы (рис. 1), видно, что стратегического планирование социально-экономического развития осуществляется как на уровне с Российской Федерации, на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне муниципального образования. Представленная схема укрупнено характеризует систему стратегического планирования страны.

Город как объект управления и стратегического планирования является сложной социально-экономической системой, основной целью существования которой является удовлетворение потребностей населения проживающих на данной территории.

Важно отметить, что, несмотря на то, что город располагается на низовом уровне в системе стратегического планирования, без этого элемента обеспечение устойчивого развития России не представляется возможным.

В экономической науке уже сложились единые представления и методология стратегического планирования территорий. Однако, очевидно, что нельзя поставить знак равенства между разработкой стратегии для крупного городского округа и малого города, поскольку такие территории будут относиться к разным типам. Но можно выработать единые подходы, методы и инструменты к стратегическому планированию городов различного типа. Основным критерием такой типологии, по нашему мнению, служит численность населения.

В соответствии с главой 1, статьи 5 73-ФЗ «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 7 мая 1998 года в зависимости от численности населения поселения подразделяются на сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн.чел.); крупнейшие города (численность населения от 1 млн. до 3 млн. чел.); крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн. чел.); большие города (численность населения от 100 тыс. до 250 тыс. чел.); средние города (численность населения от 50 тыс. до 100 тыс. чел.); малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. чел.).

Указанная выше редакция федерального закона N 73-ФЗ от 7 мая 1998 года, утратила силу с 1 июля 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации».

Рисунок 1. Схема стратегического планирования

социально-экономического развития

Важно отметить, что на сегодняшний день градостроительный кодекс не регламентирует типологию городских поселений по численности населения.

Проблема отсутствия утвержденной типологии (классификации) не позволяет в полной мере охарактеризовать и упорядочить городские поселения как объект управления стратегического планирования.

Считаем, что с позиции стратегического планирования городские поселения по критерию численности населения можно разделить на следующие типы:

  • большие города (с численностью населения 1 млн. чел. и более);
  • средние города (с численностью населения от 500 тыс.человек до 999тыс.чел.);
  • малые города (с численностью населения менее 500 тыс.человек).

Как показывают данные статистики, в России подавляющее большинство населения проживает именно в малых городах. Приволжский федеральный округ не является исключением (таблица 1).

Таблица 1.

Типология городов по численности постоянного населения в Приволжском федеральном округе по состоянию на 01.01.2014 года

Наименование субъекта

Число городов

больших средних малых
1 2 3 4
Самарская область 1 1 9
Республика Башкортостан 1 20
Республика Мордовия 7
Пензенская область 1 10
Удмуртская Республика 1 5
Кировская область 18
Нижегородская область 1 27
Пермский край 1 24
Саратовская область 1 17
Ульяновская область 1 5
Республика Марий Эл 4
Оренбургская область 1 11
Республика Татарстан 1 1 20
Чувашская Республика 9
ИТОГО 5 7 186

Малые города как объекты стратегического планирования социально-экономического развития имеют свою специфику.  В силу ограниченности ресурсной базы, малые города, как правило, имеют сельскохозяйственную направленность в структуре производства, имеют отрицательное миграционное сальдо, низкие налогооблагаемую базу, бюджетную обеспеченность и инвестиционную привлекательность. В тоже время малые города, как правило, располагают накопленным столетиями особым культурным потенциалом и самобытностью. Это определяет как определенные трудности, так и необходимость особого подхода в стратегическом управлении малыми городами с целью обеспечения их устойчивого саморазвития и сохранения историко-культурного наследия[1].

Обобщая сказанное выше, определим специфику малых городов:

  • высокая вероятность преобразования малых городов в монопрофильные ввиду наличия градообразующий предприятий;
  • неблагоприятная социально-демографическая ситуация, характеризуется существующей деформацией половозрастной структуры населения, понижением удельного веса населения трудоспособного возраста и повышением пенсионных, что приводит к сокращению численности населения таких городов [5];
  • недостаточный уровень развития социально-культурной инфраструктуры;
  • периферийность по отношению к распространению инноваций, поскольку в городах более низкого периферийного уровня инновации приходят позже (малые города самый низкий уровень в городской типологии);
  • рост показателя безработицы;
  • снижения показателя оборота розничной торговли;
  • снижение показателя инвестиции в основной капитал, обусловлено, в том числе со сложностью сбора необходимой информации с крупных (градообразующий) предприятий;
  • недостаток бюджетных средств;
  • низкая степень собираемости налогов на уровне муниципального образования, что обусловлено, в том числе и наличием сетей федерального уровня, которые оплачивают налоги в столице.

Стратегии социально-экономического развития в настоящее время разрабатываются в основном в крупных городах и за небольшим исключением в малых городах. Так, например, в Самарской области в г. о. Похвистнево разработана «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования на период 2002-2015 гг.».

Причинами того, что в малых городах неохотно разрабатывают стратегии, являются отсутствие: опыта в создании такого рода документа стратегического планирования; структуры Стратегии социально-экономического развития малого города в нормативно-правовых актах; методического пособия, регламентирующего деятельность по разработке Стратегии, в целях более эффективной ее проработки и реализации.

В свою очередь,значительное число малых городов обуславливает актуальность и необходимость решения указанных выше проблем.

Указанные проблемы не являются препятствием для проведения в малом городе следующих мероприятий подготовительного характера:

  1. Анализ кадрового, финансового и организационно-правового потенциала органов местного самоуправления, необходимый для определенияосновных параметров системы социально-экономического развития на территории соответствующегомуниципального образования.
  2. Разработка нормативно — правовой базы, направленной на создание системы стратегического планирования социально – экономического развития с учетом требований федерального законодательства и законодательства Самарской области, опыта регионального нормотворчества.

 

Список литературы:

  1. Токунова Г.Ф. Стратегическое планирование развития малых городов: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05. – Волгоград, 2004. – 130с.
  2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.
  3. Локтионова Н.С. Повышение роли стратегического планирования как фактор инновационного развития региона. В кн.: Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте. Москва: ИНИОН РАН, 2013. – 27с.
  4. Хмелева Г.А.Современные научные подходы к управлению территориальным развитием в регионе // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 7 (108). С. 89-94.
  5. Фролов А.С., Хмелева Г.А. Роль молодежи в развитии предпринимательской активности региона // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 4 (115). С. 126-130.

*Научный руководитель, зав. кафедрой Государственного и муниципального управления, права и региональной экономики, профессор, д. э. н., проректор по научной работе и дополнительному образованию Хмелева Галина Анатольевна.[schema type=»book» name=»ТИПОЛОГИЯ ГОРОДОВ С ПОЗИЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» description=»В статье представлена схема стратегического планирования на уровне Российской Федерации, предложена типология городов с позиции стратегического планирования социально-экономического развития, определена специфика малых городов, а так же предложены мероприятий подготовительного характера для снижения степени неопределенности в малых городах в рамках стратегического планирования социально-экономического развития.» author=»Егорова Кристина Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх