Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ТИПОЛОГИЯ ГОРОДОВ С ПОЗИЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ТИПОЛОГИЯ ГОРОДОВ С ПОЗИЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

На современном этапе в условиях нестабильности экономической ситуации Российской Федерации требуется выявление и разработка оптимальных вариантов экономического развития страны на уровне стратегического планирования [4].

Роль стратегического планирования в региональном и местном управлении возрастает, поскольку в его рамках реализуется главная задача по формированию представлений о будущем. Стратегическое планирование призвано обеспечить формирование благоприятных условий и факторов для наращивания внутренней и внешней конкурентоспособности, территориальной концентрации ресурсов труда и капитала в центрах экономического роста, повышения региональной занятости и качества жизни населения[3].

В настоящее время стратегическое планирование социально-экономического развития регламентируется федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который гласит о том, что стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется не только на федеральном и уровне субъектов Российской Федерации, но и на уровне муниципальных образований.

Под стратегическим планированием понимается деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации[2].

Приведем схему стратегического планирования социально-экономического развития в рамках страны, субъекта и муниципального образования (рис. 1).

На основании представленной схемы (рис. 1), видно, что стратегического планирование социально-экономического развития осуществляется как на уровне с Российской Федерации, на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне муниципального образования. Представленная схема укрупнено характеризует систему стратегического планирования страны.

Город как объект управления и стратегического планирования является сложной социально-экономической системой, основной целью существования которой является удовлетворение потребностей населения проживающих на данной территории.

Важно отметить, что, несмотря на то, что город располагается на низовом уровне в системе стратегического планирования, без этого элемента обеспечение устойчивого развития России не представляется возможным.

В экономической науке уже сложились единые представления и методология стратегического планирования территорий. Однако, очевидно, что нельзя поставить знак равенства между разработкой стратегии для крупного городского округа и малого города, поскольку такие территории будут относиться к разным типам. Но можно выработать единые подходы, методы и инструменты к стратегическому планированию городов различного типа. Основным критерием такой типологии, по нашему мнению, служит численность населения.

В соответствии с главой 1, статьи 5 73-ФЗ «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 7 мая 1998 года в зависимости от численности населения поселения подразделяются на сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн.чел.); крупнейшие города (численность населения от 1 млн. до 3 млн. чел.); крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн. чел.); большие города (численность населения от 100 тыс. до 250 тыс. чел.); средние города (численность населения от 50 тыс. до 100 тыс. чел.); малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. чел.).

Указанная выше редакция федерального закона N 73-ФЗ от 7 мая 1998 года, утратила силу с 1 июля 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации».

Рисунок 1. Схема стратегического планирования

социально-экономического развития

Важно отметить, что на сегодняшний день градостроительный кодекс не регламентирует типологию городских поселений по численности населения.

Проблема отсутствия утвержденной типологии (классификации) не позволяет в полной мере охарактеризовать и упорядочить городские поселения как объект управления стратегического планирования.

Считаем, что с позиции стратегического планирования городские поселения по критерию численности населения можно разделить на следующие типы:

  • большие города (с численностью населения 1 млн. чел. и более);
  • средние города (с численностью населения от 500 тыс.человек до 999тыс.чел.);
  • малые города (с численностью населения менее 500 тыс.человек).

Как показывают данные статистики, в России подавляющее большинство населения проживает именно в малых городах. Приволжский федеральный округ не является исключением (таблица 1).

Таблица 1.

Типология городов по численности постоянного населения в Приволжском федеральном округе по состоянию на 01.01.2014 года

Наименование субъекта

Число городов

больших средних малых
1 2 3 4
Самарская область 1 1 9
Республика Башкортостан 1 20
Республика Мордовия 7
Пензенская область 1 10
Удмуртская Республика 1 5
Кировская область 18
Нижегородская область 1 27
Пермский край 1 24
Саратовская область 1 17
Ульяновская область 1 5
Республика Марий Эл 4
Оренбургская область 1 11
Республика Татарстан 1 1 20
Чувашская Республика 9
ИТОГО 5 7 186

Малые города как объекты стратегического планирования социально-экономического развития имеют свою специфику.  В силу ограниченности ресурсной базы, малые города, как правило, имеют сельскохозяйственную направленность в структуре производства, имеют отрицательное миграционное сальдо, низкие налогооблагаемую базу, бюджетную обеспеченность и инвестиционную привлекательность. В тоже время малые города, как правило, располагают накопленным столетиями особым культурным потенциалом и самобытностью. Это определяет как определенные трудности, так и необходимость особого подхода в стратегическом управлении малыми городами с целью обеспечения их устойчивого саморазвития и сохранения историко-культурного наследия[1].

Обобщая сказанное выше, определим специфику малых городов:

  • высокая вероятность преобразования малых городов в монопрофильные ввиду наличия градообразующий предприятий;
  • неблагоприятная социально-демографическая ситуация, характеризуется существующей деформацией половозрастной структуры населения, понижением удельного веса населения трудоспособного возраста и повышением пенсионных, что приводит к сокращению численности населения таких городов [5];
  • недостаточный уровень развития социально-культурной инфраструктуры;
  • периферийность по отношению к распространению инноваций, поскольку в городах более низкого периферийного уровня инновации приходят позже (малые города самый низкий уровень в городской типологии);
  • рост показателя безработицы;
  • снижения показателя оборота розничной торговли;
  • снижение показателя инвестиции в основной капитал, обусловлено, в том числе со сложностью сбора необходимой информации с крупных (градообразующий) предприятий;
  • недостаток бюджетных средств;
  • низкая степень собираемости налогов на уровне муниципального образования, что обусловлено, в том числе и наличием сетей федерального уровня, которые оплачивают налоги в столице.

Стратегии социально-экономического развития в настоящее время разрабатываются в основном в крупных городах и за небольшим исключением в малых городах. Так, например, в Самарской области в г. о. Похвистнево разработана «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования на период 2002-2015 гг.».

Причинами того, что в малых городах неохотно разрабатывают стратегии, являются отсутствие: опыта в создании такого рода документа стратегического планирования; структуры Стратегии социально-экономического развития малого города в нормативно-правовых актах; методического пособия, регламентирующего деятельность по разработке Стратегии, в целях более эффективной ее проработки и реализации.

В свою очередь,значительное число малых городов обуславливает актуальность и необходимость решения указанных выше проблем.

Указанные проблемы не являются препятствием для проведения в малом городе следующих мероприятий подготовительного характера:

  1. Анализ кадрового, финансового и организационно-правового потенциала органов местного самоуправления, необходимый для определенияосновных параметров системы социально-экономического развития на территории соответствующегомуниципального образования.
  2. Разработка нормативно — правовой базы, направленной на создание системы стратегического планирования социально – экономического развития с учетом требований федерального законодательства и законодательства Самарской области, опыта регионального нормотворчества.

 

Список литературы:

  1. Токунова Г.Ф. Стратегическое планирование развития малых городов: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05. – Волгоград, 2004. – 130с.
  2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.
  3. Локтионова Н.С. Повышение роли стратегического планирования как фактор инновационного развития региона. В кн.: Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте. Москва: ИНИОН РАН, 2013. – 27с.
  4. Хмелева Г.А.Современные научные подходы к управлению территориальным развитием в регионе // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 7 (108). С. 89-94.
  5. Фролов А.С., Хмелева Г.А. Роль молодежи в развитии предпринимательской активности региона // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 4 (115). С. 126-130.

*Научный руководитель, зав. кафедрой Государственного и муниципального управления, права и региональной экономики, профессор, д. э. н., проректор по научной работе и дополнительному образованию Хмелева Галина Анатольевна.[schema type=»book» name=»ТИПОЛОГИЯ ГОРОДОВ С ПОЗИЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» description=»В статье представлена схема стратегического планирования на уровне Российской Федерации, предложена типология городов с позиции стратегического планирования социально-экономического развития, определена специфика малых городов, а так же предложены мероприятий подготовительного характера для снижения степени неопределенности в малых городах в рамках стратегического планирования социально-экономического развития.» author=»Егорова Кристина Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found